Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 00:12, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение применимости теорий в практике управления.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие мотивации, ее характеристику и сущность.
Проанализировать стадии процесса мотиваций.
Рассмотреть современные теории мотивации.
Проанализировать применимость данных теорий в практике управления организацией.
Введение………………………………………………………………………… 4
1. Характеристика процесса мотивации ………………………………………7
Сущность и основные категории мотивации……………………………7
Стадии процесса мотивации……………………………………………..9
Современные теории мотивации…………………………………………….11
Теория Маслоу…………………………………………………………..13
Теория «XYZ»……………………………………………………………16
Теория Маккеланда………………………………………………………18
Теория Герцберга………………………………………………………..19
Процессуальные теории………………………………………………….21
Теория ожиданий………………………………………………………..21
Теория справедливости…………………………………………………23
Теория целеполагания……………………………………………………25
3. Применение теорий мотивации на практике………………………………31
Заключение……………………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………………….36
теория мотивация маслоу процессуальная
Филиал Московского государственного университета
культуры и искусств в г. Жуковском
общих гуманитарных
и социально-экономических
Современные теории мотивации
Курсовая работа по дисциплине «Организационное поведение»
специальность 071401 «Социально-культурная деятельность»
Проверила: преподаватель Николаева Н.Б.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика процесса мотивации ………………………………………7
3. Применение теорий мотивации на практике………………………………31
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….36
теория мотивация маслоу процессуальная
Введение
Переход от плановой к рыночной
экономике поставил в сложное
экономическое и финансовое положение
многие предприятия и организации
различных форм собственности. Определение
способов повышения производительности,
путей роста творческой инициативы,
а так же стимулирование и мотивация
работников приобретают приоритетное
значение в практике российского
менеджмента. Ни одна система управления
не станет эффективно функционировать,
если не будет разработана эффективная
модель мотивации, так как мотивация
побуждает конкретного индивида
и коллектив в целом к
Целью данной работы является рассмотрение применимости теорий в практике управления.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Характеристика процесса мотивации
1.1 Сущность и основные категории мотивации
Путь к эффективному менеджменту
лежит через понимание того, что
движет человеком, что побуждает
его к деятельности, какие мотивы
лежат в основе его действий. Мотивация
как одна из функций менеджмента
– это процесс создания у работников
организации внутреннего
Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Всегда следует искать мотив такого поведения.
Традиционный подход к
мотивации основывался на вере в
то, что сотрудники – всего лишь
ресурсы, активы, которых надо заставить
эффективно работать. Технический прогресс
радикально изменил отношение к
труду и повседневному
Стремление человека реализовать
себя в своём деле бесспорно –
так он устроен. Там, где управление
и организация труда
Основными категориями мотивации являются потребность, мотив и стимул.
Потребность - это осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях. В психологии под потребностью понимается особое состояние психики индивида, отражающее несоответствие между его внутренними и внешними условиями деятельности, которое является причиной осознания человеком эмоциональной напряженности или неудовлетворённости и оказывает влияние на формирование внутренних мотивов его деятельности. Источником возникновения потребностей в определенных изделиях является производство, социальных потребностей − общественный характер жизнедеятельности человека, духовных потребностей − сознание индивида.
Потребность является той силой, которая заставляет людей действовать, производить материальные, социальные и духовные блага. Субъективным выражением этого побуждения к деятельности, сформировавшимся для каждого конкретного человека под воздействием окружающего его внешнего мира, которое отражено в сознании, является мотив.
Мотив - это осознанное индивидом побуждение к деятельности. Вместе с тем он однозначно не определяет содержание, особенности и структуру деятельности человека, так как потребность может быть удовлетворена различными способами в форме различных деятельностей. Так, потребность в одежде может быть удовлетворена путем её покупки в магазине, кражи, пошива самостоятельно или в ателье; наконец, одежду можно попросить, одолжить и т.д. Здесь уже речь идет об объективных условиях жизнедеятельности человека, которые выступают как цели его деятельности.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы находятся в определенном соотношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий; она обладает определенной стабильностью. Тем не менее, эта структура может меняться: в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или «раздражений», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или, что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно.
1.2 Стадии процесса мотивации
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий.
Перечислим стадии процесса мотивации и их основные характеристики:
1) возникновение потребности.
Потребность проявляется в
2) поиск путей устранения
потребности. Потребность
3) определение целей (
что я должен получить, чтобы устранить потребность;
что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
в какой мере я могу добиться того, что желаю;
насколько то, что я могу получить, может устранить потребность;
4) осуществление действия.
На этой стадии человек
5) получение вознаграждения
за осуществление действия. Проделав
определённую работу, человек либо
непосредственно получает то, что
он может использовать для
устранения потребности, либо
то, что он может обменять на
желаемый для него объект. На
данной стадии выясняется, насколько
выполнение действий дало
6) устранение потребности.
В зависимости от степени
2. Современные теории мотивации
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека на рабочем месте даёт некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать модели мотивации труда.
Теории мотивации труда появились в 1940-х годах и в настоящее время продолжают развиваться. Все современные теории мотивации можно разделить на две группы:
содержательные теории мотивации, основывающиеся на выявлении внутренних побуждений личности (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. К этим теориям относятся:
теория потребностей А. Маслоу (содержательный подход к мотивации): люди в своих мотивациях опираются на 5 видов потребностей. Потребности формируют иерархию (от низших к высшим: физиологические, безопасности, социальные, уважения, самовыражения). В этой иерархии любая более высокая потребность становится мотиватором после того, как низшая будет пройдена;