Содержание, виды и порядок реализации стратегии диверсификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование влияния процесса диверсификации производства на деятельность и развитие организации.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Определить понятие диверсификации производства;
2. Изучить причины, порядок и пути диверсификации производства;
3. Классифицировать различные виды диверсификации предприятия;
4. Выявить закономерности выбора того или иного пути диверсификации.

Содержание

Введение 3
1. Содержание стратегии диверсификации 5
1. 1. Определение диверсификации, её целесообразность 5
1. 2 . Диверсификация как часть корпоративной стратегии 8
2. Стратегические подходы диверсификации бизнеса 13
2. 1. Причины, порядок и пути реализации диверсификации 13
2. 2. Стратегии укрепления позиций и улучшения работы диверсифицированных компаний 19
2. 3. Диверсификация как условие повышения эффективности 25
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО

РЫБНИЦКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

 

на тему:   «Содержание, виды и порядок реализации стратегии диверсификации»

 

 

 

 

                                                               

 

 

 

 

                                                               Выполнил:

                                                                                               студент 4 курса «МО», гр.410

                                                                       

 

                                                                                      Научный руководитель:

                                                                доцент, к. э. н.

                                                                       Макаренко А. В.

 

 

 

 

г. Рыбница

2012 г.

Содержание

Введение

Среди множества выполняемых  руководителями дел очень немногие влияют на работу компании столь же значительно, как: выбор долгосрочных направлений развития компании; разработка эффективных стратегических действий и деловых подходов; реализация стратегии, позволяющей получить желаемые результаты. Когда потенциал роста компании начинает убывать, она ставится перед стратегическим выбором: либо повысить агрессивность в борьбе с конкурентами за долю рынка, либо начать диверсификацию в другие области бизнеса. Вместе с решением о диверсификации встает вопрос: «Какого типа диверсификацию осуществлять и в каком масштабе?»

Исторически диверсификация получила наиболее ощутимое развитие в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства и падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство. В настоящий момент диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.

Стратегией диверсификации называют освоение новых товарных рынков, выпуска новых товаров, оказания новых видов услуг. Стратегия диверсификации обычно подразумевает не только внесение разнообразия в товарные группы или группы услуг, но и распространение деятельности предприятия на новые, не пересекающиеся с уже освоенными предприятием сферы хозяйственной деятельности.

Иначе говоря, стратегия  диверсификации — система мер, которую предприятие использует, чтобы исключить зависимость экономической эффективности бизнеса от одной товарной группы или одного стратегического направления деятельности. Стратегия диверсификации разрабатывается так, чтобы разрабатывать новые виды продукции одновременно с вхождением на новые товарные рынки.

Товары могут быть новыми исключительно для данного  предприятия, или новыми для всех предприятий, работающих в данной сфере  производства. Стратегия диверсификации призвана обеспечить стабильность и прибыльность предприятия в будущих периодах. Предприятия проводят диверсификацию, чтобы минимизировать риск капиталовложений. Однако диверсификация сама по себе связана с определенным риском и затратами, поэтому требует тщательного предварительного анализа.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена несколькими обстоятельствами:

- современные рыночные отношения находятся в постоянной динамике, поэтому предприятиям крайне сложно поддерживать привлекательность занятой отрасли;

- грамотно спланированный и организованный процесс диверсификации способствует повышению продуктивности работы компании и каждого его подразделения.

Целью данной курсовой работы является исследование влияния процесса диверсификации производства на деятельность и развитие организации.

Для достижения поставленной цели требуется  решить следующие задачи:

1. Определить понятие диверсификации  производства;

2. Изучить причины, порядок и пути диверсификации производства;

3. Классифицировать различные виды диверсификации предприятия;

4. Выявить закономерности выбора того или иного пути диверсификации.

 

 

  1. Содержание стратегии диверсификации

1. 1. Определение диверсификации, её целесообразность

Одним из основных направлений  повышения экономического роста, надежности и гибкости, увеличения дохода организации является диверсификация.

Диверсификация (с лат. diversus - разный + facere - делать) - это одна из форм концентрации капитала, связанная с проникновением ранее специализированных предприятий (промышленных, транспортных, строительных, финансовых и др.) в другие отрасли производства, сферу услуг и т.п.

Диверсификация - это  процесс, связанный с увеличением  количества видов и наименований товаров, работ, услуг, предназначенных  для реализации на внутренних и внешних  рынках, а также новых видов работ, услуг, которые ранее организация не могла осуществлять из-за отсутствия необходимых условий: отсутствие лицензии, недостаточность средств для закупки основных производственных фондов, недостаточный квалификационный уровень рабочей силы, отсутствие необходимых нематериальных активов.

Она направлена на изменение  ассортимента и номенклатуры производимой продукции, повышение ее качества и  роста конкурентоспособности с  учетом спроса на рынках, что способствует повышению эффективности деятельности организаций, их платежеспособности, является важнейшим условием экономического роста организаций.

Диверсификация деятельности организации является также формой концентрации источников формирования имущества в целях получения  максимального дохода.

Под диверсификацией понимается распространение деятельности на новые сферы. Стратегия диверсификации целесообразна, если:

- сужаются возможности  развития текущего бизнеса;

- открываются новые  возможности;

- можно перенести имеющиеся  возможности в другие отрасли;

- происходит сокращение издержек производства;

- присутствуют ресурсы (в том числе организационные).

Решение о диверсификации принимается на основе ожиданий и  прогнозов. При разработке стратегии  диверсификации необходимо пользоваться следующими тремя критериями:

1) привлекательности отрасли;

2) затраты на вхождение в отрасль;

3) дополнительные преимущества (эффект синергизма).

Диверсификация бизнеса - важнейшая составная часть структуры  современного рынка, оказывающая значительные воздействия на разделение труда, конкуренцию и эффективность производства. Диверсификация бизнеса используется, как правило, на рынках со стабильным спросом и предложением и жесткой конкуренцией со стороны продавца.

Перед компанией, имеющей  прочную конкурентную позицию на быстро растущем рынке, стоят несколько логичных стратегических вариантов, лучший из которых в краткосрочном плане - это продолжение концентрации в одном виде бизнеса.  Концентрация на одном виде бизнеса имеет организационные, управленческие и стратегические преимущества. Пока компания получает прибыль за счет роста в освоенной отрасли, необходимости в диверсификации нет: диверсификация не является стратегической целью.

Большинство компаний начинают свою деятельность с небольших предприятий  с одним видом деятельности, обслуживающих местные или региональные рынки. Такие компании могут добиваться выдающихся успехов в течение десятилетий, не прибегая к диверсификации для поддержания своего роста. Например, компании МакДональдс, Кока-Кола, Ксерокс, Полароид завоевали высочайшую репутацию, работая в одном виде бизнеса. Но, как и везде, здесь есть как свои преимущества, так и недостатки. И каждый бизнесмен (руководитель), открывая новое дело или расширяя сферы своей деятельности должен все продумать, просчитать и выбрать для себя, в зависимости от множества факторов, обуславливающих его бизнес (деятельность), более удобный вид стратегии. Или это будет стратегия одного бизнеса, или одна из стратегий диверсификации.

Преимущества стратегии  одного бизнеса:

  • Работа в одном виде бизнеса снимает неопределенность при ответе на вопрос: «Кто мы и что делаем?»;
  • Предпринимательские усилия направлены исключительно на реализацию стратегии компании и конкурентного подхода, чувствительного к изменениям в отрасли и ответственного за «тонкую подстройку» к запросам потребителей;
  • Все руководство компании могут иметь непосредственный контакт с основным бизнесом и быть глубоко знакомым с его работой;
  • Концентрация в одной сфере деятельности энергичнее стимулирует руководителей к завоеванию более прочной долгосрочной конкурентной позиции в отрасли;
  • Возрастает вероятность появления новых идей по усовершенствованию технологий производства.

Это не все преимущества. Их достаточно много.

Недостатки стратегии  одного бизнеса:

  • Значительный риск («все яйца сложены в одну корзину»);
  • При спаде в отрасли, она переходит в разряд непривлекательных.

С учетом высоких темпов роста отрасли для компании в  положении концентрации в одном виде бизнеса целесообразно стремление к удержанию или увеличению своей доли рынка, дальнейшему повышению компетентности и продолжению капиталовложений, необходимых для обеспечения прочной позиции в отрасли. В некоторых случаях занимающая такое положение компания может рассмотреть возможности вертикальной интеграции, если она укрепит ее конкурентную позицию. Позднее, в том случае, если темп роста отрасли начнет замедляться, можно будет рассмотреть стратегию диверсификации для распределения риска и переноса накопленных опыта и знаний в близкий, родственный вид бизнеса.

Также хочется отметить, что время диверсификации частично является функцией конкурентной позиции компании, а частично функцией остающихся возможностей в старой отрасли. Практически невозможно указать точку, в которой компании, относящиеся к одной отрасли, должны осознанно выбрать различные подходы к диверсификации и начать их реализацию в различное время.

1. 2 . Диверсификация как часть  корпоративной стратегии

Основные направления  диверсификации представлены на рис. 1. Критерием выбора является принцип  взаимодействия стратегических зон хозяйствования (СЗХ). СЗХ (strategic business unit - SBU) - группировка зон бизнеса, основанная на выделении некоторых стратегически важных элементов, общих для всех зон.

Рис. 1. Основные направления  диверсификации

 

Несвязанная диверсификация предполагает отсутствие очевидных связей СЗХ с существующими сферами бизнеса: фирма расширяется за счет производства технологически не связанных продуктов, которые реализуются на новых рынках. Выбор СЗХ в этом случае осуществляется по следующим признакам:

- капитал вкладывается в отрасль, которая привлекательна и имеет относительно невысокие затраты на вхождение;

- выбор делается в пользу СЗХ с быстрым финансовым ростом;

- реализация происходит через приобретение СЗХ, а не их создание;

- несвязанная диверсификация  не требует пересмотра, пока поддерживается стабильный рост прибыли компании.

Таким образом, диверсификация в неродственные отрасли обладает рядом преимуществ, среди которых: повышение внешней гибкости, относительная финансовая стабильность и максимально эффективное использование финансовых ресурсов компании.

Несмотря на преимущества, стратегия несвязанной диверсификации является одной из сложных для  реализации, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, например, размера конгломерата и квалификации менеджеров высшего уровня. Кроме того, несвязанная диверсификация не обеспечивает дополнительных конкурентных преимуществ.

Связанная диверсификация - новая область деятельности компании, связанная с существующими СЗХ посредством стратегических соответствий (совпадений звеньев цепочки ценности), которые приводят к достижению эффекта синергизма и являются основой для формирования и использования конкурентного преимущества.

Выделяют следующие стратегические соответствия:

- маркетинговые (единый клиент, географические территории, каналы сбыта, рекламные усилия, поставщики, торговые марки);

- производственные (единые производственные мощности, сходные технологии, НИОКР);

- управленческие (единые  системы управления и обучения).

Например, в портфеле компании «Gillette» присутствует ряд  сфер бизнеса, имеющих стратегические соответствия (лезвия и бритвы; зубные пасты и щетки; канцелярские принадлежности; кофеварки; будильники; электрические зубные щетки и т. д.).

Компания «Johnson and Johnson»  имеет стратегические соответствия в таких сферах бизнеса, как выпуск гигиенической и парфюмерной  продукции для детей, лекарств, ветеринарных препаратов, перевязочных материалов и т. д. В то же время компания производит и стоматологическое оборудование.

Информация о работе Содержание, виды и порядок реализации стратегии диверсификации