Создание холдингов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящей работы стало изучение способов создания холдингов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить понятие холдинга
2. выяснить этапы становления и организации холдингов
3. выявить функции холдингов

Содержание

Введение 3
1. Способы создания холдингов 5
1.1. Холдинги. Цели создания холдингов 5
1.2. Виды холдингов 8
1.3. Преимущества и недостатки холдинговых структур 11
2. Известные российские холдинги 20
2.1 Холдинг ОАО "Компания "Сухой" 20
2.2 Холдинг "Русские Семена" 22
2.3 Многопрофильный холдинг «Рустрансстрой» 23
Заключение 25
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

создание холдингов.docx

— 69.57 Кб (Скачать файл)

Введение                                                                                   3

1. Способы создания холдингов                                                        5      

1.1. Холдинги. Цели создания холдингов                                  5                   

1.2. Виды холдингов                                                                  8

1.3. Преимущества и недостатки холдинговых структур          11

2. Известные российские холдинги                                           20

2.1 Холдинг ОАО "Компания "Сухой"                                      20

2.2 Холдинг "Русские Семена"                                                  22

2.3 Многопрофильный холдинг «Рустрансстрой»                     23

Заключение                                                                                25

Список литературы                                                                    28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С конца 19 века, когда в  США в массовом порядке начали создаваться холдинговые корпорации, пришедшие на смену устаревшим организационным  формам крупных коммерческих предприятий (трестам), холдинг в международном  масштабе стал стандартным инструментом для владения и управления крупными и (или) разнородными активами. Обычно под холдингом понимают компанию, основное назначение которой - владеть  акциями (долями в капитале) других компаний, а иногда и другими активами (недвижимость и т.п.). Однако холдингом  может именоваться и целая  совокупность компаний (основная и  дочерние). Название происходит от английского  глагола to hold – держать, владеть.

Холдинг, прежде всего, является экономической категорией. Исследование историко-экономических закономерностей  возникновения данного явления  показывает, что первые холдинги стали  создаваться в качестве способа  восстановления и обновления кооперационных связей между участниками хозяйственного оборота, а также в качестве механизма  управления денежным капиталом, то есть холдинг выполнял роль финансового  центра, управляющего денежным капиталом  участников рынка. При появлении  нового экономического явления перед  правом встает чрезвычайно трудная  задача: либо игнорировать данное явление, либо найти для него адекватную его  экономической природе правовую форму. Однако, всё большее распространение  отношений экономической зависимости  между участниками хозяйственного оборота на данном этапе не позволяет  игнорировать холдинги и далее.

Действующее законодательство, регулирующее вопросы создания и  функционирования холдингов в России, носит отраслевой характер: приватизационное законодательство о холдингах и  банковское законодательство о холдингах. Понятие холдинга, предусмотренное  приватизационным законодательством, уже устарело, а понятие банковского  холдинга практически тождественно конструкции «основное общество (товарищество) - дочернее общество». Единые нормы, регулирующие правовое положение  холдингов и предусматривающие  единое определение понятия «холдинг вне зависимости от отраслевой принадлежности, отсутствуют.

Положительное отношение  предпринимателей и широкое распространение  холдингов связано с тем, что  через систему участия холдинговая  компания получает возможность контролировать большое количество предприятий, суммарный  капитал и активы которых во много  раз превышают капитал и активы самой холдинговой компании, и  аккумулировать прибыль, получаемую от таких подконтрольных предприятий. С правовой точки зрения, использование холдинга позволяет «обладать контролем без бремени собственности, господством - без хозяйственных рисков». Однако, высказывается и отрицательная оценка холдингов в связи с тем, что холдинга рассматриваются в качестве механизма, который позволяет уйти от налогов2. Представляется, что отрицательное отношение к холдингам вызвано не столько самим холдингом как формой управления капиталом, сколько отсутствием должного правового регулирования. В связи с тем, что холдинг - это, прежде всего, экономическая категория, разработка правового понятия холдинга, отражающего его экономическую сущность, является первоочередной задачей науки права.

Основной целью настоящей  работы стало изучение способов создания холдингов.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. изучить понятие холдинга

2. выяснить этапы становления  и организации холдингов

3. выявить функции холдингов

4. выявить отличия в  понимании холдингов в современной  России и странах Европы.

Настоящая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка источников.

Объектом нашей работы является холдинг, его становление, организация и управление. Предметом исследования – способы создания холдингов.

Актуальность этой темы проявляется  в том, что развитие холдингов  в России набирает обороты и современному обществу необходимо понимать, что  есть «холдинг».

Для выполнения нашей работы были использованы следующие научно-педагогические методы исследования:

1) анализ научно-теоретической  литературы;

2) анализ учебно-методической  литературы.

1. Способы  создания холдингов

1.1. Холдинги. Цели создания холдингов.

Бурно протекающие социально-экономические  и политические процессы, сопровождающие интеграцию России в мировое экономическое  сообщество, способствуют привнесению  в нашу речь различных иноязычных слов и терминов: "холдинг", "лизинг", "факторинг" и т. д. Многие предприниматели  любят произносить красивые слова, не задумываясь об их содержании. На одной из деловых встреч пришлось услышать такую фразу: "Мы создали  интегрированно-универсальный холдинг, который органически сочетает в  себе синергию и диверсификацию с  целью усиления маркетинговых стратегий  на товарных и финансовых рынках". Попытки выяснить, что имел в виду выступающий, произнося эти слова, успехом не увенчались. После долгих расспросов стало понятно, что созданное  предприятие вовсе не холдинг  и никакого синергического эффекта  у него нет - просто несколько компаний решили координировать свою деятельность при производстве определенных видов продукции.

Итак, прежде чем вводить  в свой лексикон непонятные слова, например слово "холдинг", следует уяснить  суть термина, чтобы использовать его  по назначению. Ниже мы рассмотрим основные виды и типы холдинговых компаний, чтобы, как говорится, "сверить  понятийный аппарат".

Термин "холдинг" является производным от английского - "держать", т. е. в российской интерпретации  это "держательная" компания, которая  владеет контрольными пакетами акций  других компаний (держит эти пакеты). Поскольку "держательная" звучит не очень красиво, мы пользуемся заимствованным словом "холдинг". При этом многие даже не предполагают, что, например, в  Великобритании и в России за этим термином скрываются разные понятия. Попробуем  поговорить с англичанами на одном  языке (конечно, имеется в виду профессиональный язык).

В соответствии с британским законодательством холдингом называется компания А, которая контролирует деятельность дочерних компаний путем:

· большинства голосов  в дочерних компаниях;

· назначения большинства  членов совета директоров дочерних компаний;

· наличия договора с дочерними  компаниями, по которому компания А  обладает большинством голосов на собраниях  акционеров даже при отсутствии контрольного пакета.

Таким образом, в Великобритании холдинг - это головная компания, которая  контролирует деятельность других предприятий  через владение контрольными пакетами акций или на основании других условий, зафиксированных в соответствующем  договоре между ними.

В России, к сожалению, законодательное  определение холдинга до сих пор  отсутствует. Многострадальный закон "О холдингах" находится на рассмотрении в Государственной  думе с 1999 г.; за это время он несколько  раз принимался, потом отклонялся, снова обсуждался и дорабатывался, но "воз и ныне там". В проекте  закона отражена российская практика фактически действующих холдинговых  компаний. На сегодняшний день под  холдингом понимается совокупность юридических лиц, связанных между  собой отношениями, при которых  головная компания управляет деятельностью  других компаний, - именно такая трактовка  термина дается в законе "Об акционерных обществах".

В английском законодательстве холдинг - это только головная компания, а в российской практике - совокупность предприятий, где головная компания контролирует деятельность дочерних структур. Ниже мы будем придерживаться российской трактовки, понимая под холдингом  совокупность предприятий.

Каким же образом головная компания контролирует дочерние предприятия?

Во-первых, через обладание  контрольным пакетом акций. При  этом контрольный пакет не обязательно  должен составлять 51% акций дочернего  предприятия. В мировой практике под контрольным пакетом понимается любое число акций, обеспечивающее принятие нужного решения на собрании акционеров. Размер пакета зависит  от степени распыленности акций: чем больше в компании акционеров, каждый из которых обладает небольшим  количеством голосов, тем меньший  пакет требуется для установления контроля над предприятием; в ряде случаев достаточно 20-25% акций.

Во-вторых, головная компания может контролировать деятельность другого предприятия, если между  ними заключен договор, по которому головная компания имеет право давать указания, являющиеся обязательными для исполнения дочерним предприятием.

В-третьих, головная компания реализует свои функции контроля, если в уставе дочернего предприятия  предусмотрено, что головная компания вправе давать ему указания относительно производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности.

Объединяясь в холдинги на добровольной основе или путем агрессивной  скупки акций других компаний, предприятия  преследуют вполне определенные цели: укрепление позиций на рынке и  получение экономического выигрыша. Основными задачами, которые решаются в процессе создания холдингов, являются:

1.   создание технологически взаимосвязанных производственных и сбытовых цепочек, что обеспечивает бесперебойное функционирование всех включенных в эту цепочку предприятий и меньшую степень их зависимости от внешних поставщиков. По такому принципу создаются вертикально интегрированные компании, о которых более подробно говорится ниже;

2.   диверсификация бизнеса, когда в холдинг входят разнородные предприятия, производящие различные виды продукции или услуг. В процессе своего развития компании часто делают производство новых продуктов прерогативой дочерних фирм. Диверсификация способствует наращиванию мощи и повышению устойчивости холдинга путем оперативного перераспределения финансовых и других ресурсов между направлениями бизнеса;

3.   оптимизация структуры управления, в процессе которой руководство головной компании может сосредоточиться на разработке и решении стратегических задач, обеспечивающих перспективное развитие всей группы компаний. Выполнение текущих рутинных операций переносится на уровень дочерних фирм;

4.   создание собственной сервисной сети, когда отдельные службы предприятий (ремонтные, транспортные, строительные, сбытовые и т. д.) реорганизуются и регистрируются отдельные юридические лица, которые в централизованном порядке обслуживают все предприятия, входящие в холдинг;

5.   обособление лицензируемых видов деятельности - аудиторской, страховой, инвестиционной и др. В целом ряде случаев законодательством предусматривается, что лицензируемый вид деятельности для компании должен быть исключительным. И поскольку его нельзя совмещать ни с какими другими видами бизнеса, для осуществления лицензируемой деятельности головной компании приходится создавать дочерние фирмы;

6.   снижение рисков и повышение устойчивости бизнеса. Разрабатывая новые виды продукции и вводя инновации в технологические процессы, компания подвергает себя определенному риску, так как всегда есть вероятность получения отрицательного результата. Наличие в портфеле предприятия большого числа рисковых проектов приводит к тому, что инвесторы рассматривают такое предприятие как высоко рисковое, что приводит к падению рыночной цены акций.

Чтобы снизить риски, под  реализацию инновационных проектов действующая компания создает дочерние предприятия, которые несут ограниченную ответственность в пределах своего имущества. Таким образом, устойчивость головной компании повышается, а риски  переносятся на дочернее предприятие.

1.2. Виды холдингов.

В зависимости от специфики  деятельности и способов решения  конкретных задач организационное  построение холдингов может быть различным, что позволяет выделить несколько их видов. Группировка  холдинговых компаний производится по определенным классификационным  признакам. Рассмотрим основные виды холдингов.

Если в качестве отличительного признака взять способ установления контроля головной компании над дочерними  предприятиями, можно выделить два  типа холдингов:

1.   имущественный, в котором головная компания осуществляет контроль в силу преобладающей доли в капитале дочернего предприятия, владея контрольным пакетом акций;

2.   договорной, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.

В зависимости от того, какие  виды работ и функции выполняет  головная компания, различают два  вида холдингов:

1.   чистый, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;

2.   смешанный, в котором головная компания является производственной единицей, ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.

Информация о работе Создание холдингов