Способы устранения конфликтов и условия их применения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:29, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность. Для каждой организации очень важно гармонично функционировать. Проявления конфликтов воспринимаются очень негативно. До 20% рабочего дня менеджеров занимает непосредственное участие или посредничество между подчиненными в конфликтах. Поэтому понимание природы конфликтов и обладание навыками их разрешения является неотъемлемой составляющей управленческого искусства.
Содержание
1. Сущность конфликтов и их влияние на организационное поведение персонала 2. Классификация конфликтов в организационном поведении персонала 3. Применение различных способов устранения конфликтов на предприятии Заключение Литература
Курсовая работа:
Способы устранения конфликтов и условия
их применения
Курсовая работа:
Способы устранения конфликтов и условия
их применения
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет: Экономики и управления
на предприятии торговли
Специальность: Менеджмент
организации
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине "Организационное
поведение"
На тему: Способы устранения
конфликтов и условия их применения
Содержание
1. Сущность конфликтов
и их влияние на организационное
поведение персонала
2. Классификация конфликтов
в организационном поведении
персонала
3. Применение различных
способов устранения конфликтов
на предприятии
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Конфликт - это "неотъемлемая
часть общественной жизни". Под конфликтом
мы понимаем межличностный процесс, в
основе которого - расхождения участвующих
в нем сторон по поводу целей или методов
их достижения.
Актуальность. Для каждой организации
очень важно гармонично функционировать.
Проявления конфликтов воспринимаются
очень негативно. До 20% рабочего дня менеджеров
занимает непосредственное участие или
посредничество между подчиненными в
конфликтах. Поэтому понимание природы
конфликтов и обладание навыками их разрешения
является неотъемлемой составляющей управленческого
искусства.
"Вспышка" конфликта
может быть зарегистрирована
как между работниками на производстве,
индивидом и группой, так и
между конкурирующими организациями.
Как и у многих понятий в
теории управления, у конфликта
имеется множество определений
и толкований. Конфликт - это отсутствие
согласия между двумя или более
сторонами, которые могут быть
конкретными лицами или группами.
Каждая сторона делает все, чтобы
принята была ее точка зрения
или цель, и мешает другой стороне
делать то же самое.
Когда люди думают о конфликте,
они чаще всего ассоциируют его с агрессией,
угрозами, спорами, враждебностью, войной
и т.п. В результате бытует мнение, что
конфликт - явление всегда нежелательное,
что его необходимо, по возможности, избегать
и что его следует немедленно разрешать,
как только он возникает. Такое отношение
четко прослеживается в трудах авторов,
принадлежащих к школе научного управления,
административной школе и разделяющих
концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы
к эффективности организации в большой
степени опирались на определение задач,
процедур, правил, взаимодействий должностных
лиц и разработку рациональной организационной
структуры. Считалось, что такие механизмы,
в основном, устранят условия, способствующие
появлению конфликта, и могут быть использованы
для решения возникающих проблем.
Авторы, принадлежащие к школе
"человеческих отношений", также
были склонны считать, что конфликта можно
и должно избегать. Они признавали возможность
появления противоречий между целями
отдельной личности и целями организации
в целом, между линейным и штабным персоналом,
между полномочиями и возможностями одного
лица и между различными группами руководителей.
Однако они обычно рассматривали конфликт
как признак неэффективной деятельности
организации и плохого управления. По
их мнению, хорошие взаимоотношения в
организации могут предотвратить возникновение
конфликта.
Современная точка зрения заключается
в том, что даже в организациях с эффективным
управлением некоторые конфликты не только
возможны, но даже, может быть, и желательны.
Конечно, конфликт не всегда имеет положительный
характер. В некоторых случаях он может
мешать удовлетворению потребностей отдельной
личности и достижению целей организации
в целом. Например, человек, который на
заседании комитета спорит только потому,
что не спорить он не может, вероятно, снизит
степень удовлетворения потребности в
принадлежности и уважении и, возможно,
уменьшит способность группы принимать
эффективные решения. Члены группы могут
принять точку зрения спорщика только
для того, чтобы избежать конфликта и всех,
связанных с ним неприятностей, даже не
будучи уверенными, что поступают правильно.
Но во многих ситуациях конфликт помогает
выявить разнообразие точек зрения, дает
дополнительную информацию, помогает
выявить большее число альтернатив или
проблем и т.д. Это делает процесс принятия
решений группой более эффективным, а
также дает людям возможность выразить
свои мысли и тем самым удовлетворить
личные потребности в уважении и власти.
Это также может привести к более эффективному
выполнению планов, стратегий и проектов,
поскольку обсуждение различных точек
зрения на эти документы проходит до их
фактического исполнения.
Основной целью работы является
изучение способов устранения конфликтов
и условия их применения.
Задачи работы. Для этого мы
решим следующие задачи:
1. Определим сущность неконструктивных
конфликтов и их влияние на организационное
поведение персонала.
2. Классификация конфликтов
в организационном поведении персонала.
3. Применение различных способов
устранения конфликтов на предприятии
1. Сущность конфликтов
и их влияние на организационное
поведение персонала
Организационная среда по своей
природе конфликтогенна. Конфликт (от
лат. conflictus - столкновение) - столкновение
противоположно направленных целей, интересов,
мнений и позиций субъектов взаимодействия.
Конфликты представляют собой
неотъемлемый компонент человеческой
деятельности и существования, они определяются
природой человека, спецификой организационной
деятельности. Конфликты возникают в процессе
взаимодействия, общения индивидов между
собой, поэтому существуют столько, сколько
существует человек. Вся история человеческих
отношений представляет собой бесконечную
повесть о конфликтах и борьбе. Неизбежность
и естественность конфликтов воплощена
в высказывании Ч. Динсона: "Если в вашей
жизни нет конфликтов, проверьте, есть
ли у вас пульс".
По данным исследований, конфликтные
ситуации занимают до 20% рабочего времени
менеджеров, выступающих их непосредственными
участниками или посредниками. Потери
рабочего времени от неконструктивных
конфликтов и последующих переживаний
составляют около 15-20%, а производительность
труда снижается на 20-40%.
Понимание природы конфликтов
и обладание навыками их успешного разрешения
- неотъемлемая составляющая управленческого
искусства и профессионализма.
Динамика представлений о конфликте
позволяет выделить три подхода к их оценке:
1) негативистский подход,
который получил распространение
в 30-40-е годы XX в. и характеризует
конфликт как негативное, разрушительное
для организации явление. Его
следует избегать любой ценой;
конфликт организационная среда
персонал
2) позитивистский подход,
который преобладал в 40-70-е годы
и согласно которому конфликт
трактуется как естественная
форма существования и источник
развития любой организации. Вне
этой организации она не может
эффективно функционировать;
3) современный подход (конец
XX - начало XXI в.), который постулирует,
что конфликты в организации неизбежны,
но не обязательны. Конфликты несут в себе
позитивные импульсы, инспирирующие обновление,
совершенствование и развитие как отдельных
индивидов, групп, так и организации в
целом. Полное отсутствие конфликта в
организации - явление не только невозможное,
но и нежелательное.
Современная организация не
может оставаться статичной и удовлетворенной
существующим положением. Постоянная
гармония, отсутствие изменений тормозят
поступательное развитие организации
и приводят к застою и консерватизму. Функциональную
роль конфликтов точно выразил М. Вебер:
"Конфликт очищает". Поэтому менеджеры
должны поддерживать конфликт на уровне,
необходимом для создания продуктивного
инновационного климата, и уметь управлять
конфликтом исходя из интересов и целей
организации.
Двойственная природа конфликтов
иллюстрируется тем, что, например, в китайском
языке понятие "конфликт" обозначается
двумя иероглифами, один из которых - "опасность",
другой - "благоприятная возможность".
Соответственно, конфликты могут выполнять
позитивные и негативные функции.
Конфликтная ситуация - возникновение
противоречий или обострение отношений,
которое при определенных обстоятельствах
может перерасти в конфликт. Конфликтная
ситуация включает
1) субъекты конфликта - оппоненты
(участники) конфликта;
2) объект конфликта - предмет,
явление (внешняя причина), приведшие
к конфликту;
3) мотив конфликта - источник
(внутренняя причина) конфликта.
Таким образом, конфликтная
ситуация предполагает:
противоречивые позиции сторон
по какому-либо поводу;
противоположные цели и средства
их достижения;
несовпадение интересов, желаний,
мнений оппонентов. Инцидент - повод, действия
участников конфликтной ситуации, направленные
на создание конфликта.
Конфликт возникает при наличии
всех этих компонентов. В конфликте важны
не слова, а намерения, от которых зависит
протекание конфликта, поведение участников
и способы их действий. В конфликте, как
правило, каждая сторона делает все, чтобы
была принята ее точка зрения, и мешает
другой стороне делать то же самое.
2. Классификация конфликтов
в организационном поведении
персонала
В управленческой практике
существует значительное количество разнообразных
конфликтов, которые в целях систематизации
можно классифицировать следующим образом:
1) по степени воздействия
на эффективность работы - конструктивные
(продуктивные, функциональные) и неконструктивные
(деструктивные, дисфункциональные);
2) по числу участников
- внутриличностный, межличностный, личностно-групповой,
межгрупповой, межорганизационный;
3) по природе возникновения
- деловые и личные;
4) по содержанию - экономические,
социальные, технологические, национальные
и др.;
5) по степени выраженности
- открытые, скрытые, потенциальные;
6) по направленности воздействия
- вертикальные, диагональные и горизонтальные;
7) по способу разрешения
- антагонистические и компромиссные;
8) по скорости протекания
- быстротечные и затяжные. Каждый
вид конфликта имеет определенные
особенности проявления. Например,
конструктивные конфликты оказывают
позитивное влияние на эффективность
системы управления, они направлены
на достижение организационных,
а не личных целей. Деструктивные
конфликты ведут к негативным
последствиям, в их основе лежат
цели, которые противоречат интересам
организации.
Внутриличностный конфликт
проявляется в ролевой (необходимость
выполнения взаимоисключающих ролей)
либо функциональной формах (несовпадение
интересов личности и организации).
Межличностный конфликт выражается
в противоречиях между интересами двух
личностей в форме борьбы за ресурсы, вознаграждение,
личной неприязни.
Личностно-групповой конфликт
возникает, когда ожидания отдельной личности
противоречат ожиданиям группы.
Межгрупповой конфликт - противоречия
между интересами отдельных групп, которые
могут выступать в четырех основных формах:
а) линейно-штабной форме - противоречия
между целями и интересами линейного и
штабного персонала;
б) как межгрупповая дискриминация
- противоречия на основе установления
привилегированного положения одной группы
за счет ущемления интересов других, приводящее
к эффекту "группового фаворитизма";
в) организационной форме - столкновение
позиций и мнений вне зависимости от целей
групп, которые могут и совпадать (например,
по поводу средств достижения цели);
г) трансформационной форме
- столкновения, возникающие в результате
изменений поведения группы (например,
иллюзия "ведущего звена", непогрешимости,
эффект "группового эгоизма", внутренний
конформизм, внешняя агрессивность).
Межорганизационный конфликт
возникает между организациями, как правило,
в силу конкуренции и соперничества на
рынке.
В приведенной классификации
разные виды конфликтов не являются взаимоисключающими
и проявляются в организационном поведении
взаимосвязано. Эта взаимосвязь выражается:
в статической форме - конфликт
одновременно имеет характеристики (признаки)
нескольких видов (например, открытое
горизонтальное неконструктивное межличностное
антагонистическое противостояние);
в динамической форме - конфликт
в процессе развития разрастается и переходит
из одного вида в другой (из служебной
сферы переносится на почву личных отношений
и т.д.).
Деятельность менеджера по
управлению конфликтами должна быть направлена
на выявление и изучение причин конфликтного
поведения. Как показывают исследования,
в 45% случаев конфликтные ситуации происходят
по вине руководителя, в 33% - из-за несовместимости
сотрудников, в 15% - из-за неправильного
подбора кадров, примерно в 7% - по другим
причинам.
Совокупность причин дифференцируется
по следующим признакам:
1) по источнику проблемы
- внешние (имеют источник за пределами
организации) и внутренние (находятся
в самой организации);
2) по основе - деловые (связаны
с выполнением производственных функций)
и личностные (возникают из-за проблем
в межличностных отношениях);
3) по характеру причин
- объективные и субъективные;
4) по субъекту (инициатору
конфликта) - инициированные руководителем
или подчиненным.
Кроме того, причины можно классифицировать
следующим образом:
а) материально-технические
- работа на устаревшем оборудовании, в
неприспособленных условиях;
б) ценностно-ориентационные
- расхождение целей личности и общества,
руководителя и группы, руководителя и
личности;
в) финансово-организационные
- высокие затраты труда при низкой оплате,
одинаковая оплата труда при разной квалификации
работников;