Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 00:27, контрольная работа
Я выбрала эту тему, так как на сегодняшний день проблема стресса на работе и борьбы с этим стрессом стоит очень остро. В управленческой деятельности стрессовые ситуации подстерегают на каждом шагу, поэтому очень важно знать каковы причины стрессов, как их можно избежать или каким способом можно их преодолеть. Проблема профессионального стресса уже на протяжении нескольких десятков лет является объектом пристального внимания ученых.
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Понятие стресса и его следствия………………………………………………..4
2.Причины стресса…………………………………………………………………6
3.Способы преодоления стресса…………………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………………...12
Список литературы………………………………………………………………..13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный
торгово-экономический
Кафедра управления персоналом и коммерческого права
Контрольная работа по курсу «Психология управления»
Тема: «Стресс в управленческой деятельности: причины и способы преодоления»
Пермь, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие стресса и
его следствия……………………………………………
2.Причины стресса…………………………………
3.Способы преодоления стресса…
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Я выбрала эту тему, так как на сегодняшний день проблема стресса на работе и борьбы с этим стрессом стоит очень остро. В управленческой деятельности стрессовые ситуации подстерегают на каждом шагу, поэтому очень важно знать каковы причины стрессов, как их можно избежать или каким способом можно их преодолеть.
Проблема профессионального
Проблеме стрессогенных
В данной работе я постараюсь раскрыть само понятие «стресс», указать основные причины возникновения стресса и рассмотреть основные способы борьбы со стрессом. Думаю, найти материал для данной работы мне не составит труда, ведь Для этого я собираюсь использовать учебную и периодическую литературу.
Стресс— это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете.
Г. Селье
1.Понятие стресса и его следствия
Стресс (от лат. «туго натянуть») — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильного воздействия. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют такие ситуации и такие условия работы, которые вызывают стресс. Так, например, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Есть проблема и нет ей альтернативы, но решить ее надо срочно. Это тоже стресс[4,c.18].
Любая профессиональная деятельность
сопровождается многочисленными стресс-
В условиях сложных трудовых ситуаций в таком состоянии повышается степень ошибок, неправильных действий, понижается точность движений, ухудшается функционирование психических процессов, ослабевает волевой регулятор и пр. Кризисные ситуации способствуют развитию тревоги, астении, нарушению сна, при этом возникновению определенных функциональных состояний способствует характер выполняемой деятельности[6].
Систематические перегрузки и вытекающие из них состояния напряжения становятся для руководителя все более обычными. Современная управленческая деятельность — наиболее яркий пример слишком напряженного ритма жизни. Как правило, в своей повседневной деятельности руководитель сосредоточен на решении многих задач. Все это вызывает активную нервную деятельность, что, в свою очередь требует больших усилий и напряжения[2,c.97].
Посредством стрессовой реакции организм пытается восстановить нарушенное под воздействием стрессоров равновесие. Г. Селье показал, каким образом стресс связан с постепенным истощением резервов организма, который старается приспособиться к новым условиям.
Г. Селье назвал комплекс этих реакций всеобщим адаптационным синдромом и описал три стадии этого синдрома.
1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
2) максимально эффективная
3) нарушение адаптационного
Но стресс далеко не всегда оказывает
отрицательное влияние на эффективность
выполняемой деятельности. В противном
случае вообще было бы невозможно успешное
преодоление трудностей, возникающих
при усложнении условий. Однако работа
в стрессогенной ситуации обязательно
приводит к дополнительной мобилизации
внутренних ресурсов, что может иметь
неблагоприятные отсроченные
Таким образом становится понятно, что стресс окружает нас повсюду. Управленческая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих функций и всегда создает объективные условия для возникновения у личности управленца стрессовых ситуаций и, прежде всего в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми.
Так каковы же факторы появления стресса? Это я хочу рассмотреть в следующем параграфе.
2.Причины стресса
Важно уяснить, что существуют определенные стрессоры, способные вызвать стресс, факторы, порождающие превышение способности организма адекватно реагировать на воздействие извне. Под стрессором (синоним — «стресс-фактор», «стресс-ситуация») обычно понимается чрезвычайный или патологический раздражитель; значительное по силе и продолжительности экстремальное воздействие, вызывающее стресс[4,c.84].
В самом общем виде обычно различают следующие виды стрессоров:
* физиологические (чрезмерные боль, шум, загрязненный воздух, неблагоприятное питание, и др.);
* психологические (информационная перегрузка, нереалистические ожидания и притязания, критические события в жизни и др.).
По мнению Д. Фонтана, для
анализа стрессоров профессионального
стресса и стресса
* стрессоры служебной деятельности;
* стрессоры внеслужебной деятельности.
Стрессоры служебной деятельности подразделяется на общие и специфические. Рассмотрим общие стрессоры. К ним относят следующие.
1. Плохая организация служебной деятельности (задержки, безответственность, неритмичность), то есть отсутствие системы в работе.
2. Недостаток сотрудников, заставляющий выполнять, кроме своих обязанностей, еще и обязанности других. Это уменьшает количество времени, необходимого для выполнения непосредственных обязанностей. В этих условиях либо работа выполняется некачественно, так как ее объем резко увеличен, либо она выполняется с высоким качеством, но это качество дается слишком высокой ценой — путем чрезвычайного напряжения сил.
3. Работа руководителя требует сверхурочного времени. Ее сложно втиснуть в строгие рамки распорядка служебного времени. Кроме этого, деятельность любого руководителя сопряжена с решением внезапных кризисных проблем.
4. Статусные проблемы (низкий статус, небольшая зарплата, недостаточные перспективы служебного продвижения).
6. Неопределенность и непредсказуемое развитие событий в организации. Неопределенность вырывает руководителя из привычной среды, в которой он хорошо ориентируется и стабильно ощущает себя. В организации неопределенность может принимать форму частых перемен в местной политике без объяснимой необходимости. В результате руководитель никогда точно не знает, что происходит и что будет происходить.
Требуют отдельного рассмотрения специфические стрессоры в деятельности руководителя. Под ними понимаются стрессоры, которые присущи не столько самой работе, сколько способу, с помощью которого осуществляется управленческая деятельность на соответствующем уровне. К специфическим стрессорам относят следующие[5,c.218].
1. Нечеткие ролевые обязанности. Иногда руководитель не имеет четких служебных инструкций по поводу того, что он должен делать и где границы его ответственности.
2. Ролевой конфликт, возникающий в условиях, когда два аспекта деятельности руководителя оказываются несовместимыми.
3. Нереалистично высокие притязания, стремление к совершенству. Руководитель может постоянно ждать от себя слишком многого, заставляя себя трудиться в полную силу, тем не менее оставаться недовольным результатами.
4. Особенности взаимодействия с вышестоящими руководителями, игнорирование ими мнения руководителя. Вышестоящие руководители способны вызвать стресс потому, что они могут повлиять на жизнь и деятельность руководителя материально и морально (больший или меньший оклад, возможности продвижения по служебной лестнице и др.).
5. Особенности взаимодействия с коллегами по горизонтали. Руководитель зачастую связан лишь отношениями по вертикали, в ущерб горизонтальному взаимодействию. В этих условиях он ограничен в возможности обсудить профессиональные проблемы, получить не только одобрение, поддержку, но и обратную связь.
6. Особенности взаимодействия с клиентами и подчиненными. В первом случае руководитель ожидает приятных (нейтральных) отношений, а наталкивается на холодность и речевую агрессию. Во втором случае руководителю предъявляют претензии и обвинения, которые по своей сути относятся к системе и общей ситуации, а не к конкретному руководителю этой системы. [5,c.220].
7. Особенности управленческого труда. С точки зрения стрессогенности управленческий труд имеет ряд особенностей. Во-первых, любого руководителя время от времени охватывает чувство профессиональной несостоятельности. В свою очередь, невозможность или неспособность оказаться на высоте своего профессионального долга влечет за собой появление ощущения личностного поражения, особенно у специалистов с высоким чувством профессиональной ответственности.
Во-вторых, управленческий труд связан с перегрузками, временным прессингом, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой.
В-третьих, для управленческого труда характерна монотонность, недостаток разнообразия.
В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служебной информации либо при не возможности передать необходимые инструкции в соответствующие инстанции. Обычно это создает ощущение неполного контроля над событиями.
Успешно конкурируют со стрессом на работе так называемые внеслужебные стрессоры. К ним обычно относят стресс, вызванный супругом,детьми, родителями и родственниками, домашней обстановкой и т.д. Таким образом на психологическое и эмоциональное состояние руководителя воздействуют как стрессоры служебной деятельности, так и стрессоры внеслужебной деятельности.
3.Способы преодоления стресса
Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на управленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления существует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один — наиболее типичный из таких вариантов :
1)рационализировать свой рабочий день;
2)планировать работу по своим возможностям;
Информация о работе Стресс в управленческой деятельности: причины и способы преодоления