Сущность и содержание понятия менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций

Вложенные файлы: 1 файл

10-140 Сущность и содержание понятия менеджмент.Отношения категории менеджмента и управления.ИМИТ.2013.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

 

 

Сущность и содержание понятия менеджмент

 

Менеджмент (от англ. management – управление, организация) – система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.  Менеджмент – это комплекс взаимосвязанных действий:

  • организация и управление (производством и коллективом);
  • постановка и корректировка задач;
  • разработка этапов работы;
  • принятие решений;
  • налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
  • регулирование процессов;
  • сбор и обработка информации;
  • анализ информации, подведение итогов работы;

Существует более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент – эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью».

Понятие «менеджмент», как правило, применяется только в управление социально-экономическими процессами на уровне организации, которая действует в рыночных условиях.

В общем виде менеджмент следует представлять, как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу.

Еще одно английское слово «administration», переводимое как «управление», употребляется, если речь идет о формальных, единых для всех членов организации правилах поведения и взаимодействия при выполнении ими своей работы, без учета индивидуальности сотрудников. Т.е. администрирование предполагает отношение к сотруднику не как к индивидуальности, а как к элементу трудовых ресурсов (людей), необходимых для достижения поставленных перед организацией целей. Менеджмент же, напротив, предполагает учет индивидуальных особенностей сотрудников.

Термин «менеджмент» предполагает  три аспекта:

  1. «Кто» управляет «кем» (институциональный аспект).

Этот аспект характеризует исполнителей задач управления, в частности, менеджеров и органы управления. С другой стороны, таким образом определяют, кто управляет, в частности, лиц и других сотрудников, связанных с решениями.

  1. «Как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект).

Этот аспект характеризует, во-первых, деятельность и формирование менеджеров и органов управления. Здесь можно рассматривать как возможные функции управления, так и специальные характеристики деятельности менеджеров (стили управления). С другой стороны, характеризуются отношения воздействия менеджера на управляемых (эффективность управления).

3. «Чем» осуществляется управление? (инструментальный аспект).

Этот аспект относится к инструментам, которыми пользуются менеджеры для осуществления своих задач (инструменты управления).

Вследствие этого существует такое трактование понятия менеджмент:

Менеджмент как функция, вид самостоятельной профессиональной деятельности.

Менеджмент как интеграционный процесс, позволяющий формировать организации и управлять ими.

Менеджмент как специфический орган или аппарат управления современными организациями.

Менеджмент как определённая категория людей, социальных слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджмент как специфическая область знаний (как самостоятельная наука и искусство).

Наука менеджмента изучает:

1) законы, принципы и методы построения и функционирования организации;

2) законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией;

3) деятельность руководящих работников по управлению организацией;

4) личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен отвечать руководитель;

5) отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

Эти отношения могут быть классифицированы по различным критериям:

1) по сферам деятельности общества и отдельного человека отношения подразделяются на экономические, политические, социальные, духовные, интеллектуальные;

2) по характеру отношения подразделяются на межличностные, между личностью и коллективом, между коллективами;

3) по отношению к организации отношения подразделяются на внешние и внутренние;

4) по срокам и частоте взаимодействия отношения подразделяются на разовые кратковременные, частые кратковременные и постоянные;

5) по типу возникающих связей отношения подразделяются на линейные, функциональные и личные.

Методы науки менеджмента. В науке менеджмента, как и в любой другой науке, можно выделить теоретическую и практическую (или прикладную) части.

Общим методом менеджмента как науки является диалектический подход, который предоставляет возможность правильно решать вопрос усовершенствования форм и методов управления производством, коммерческой деятельность в условиях переменчивых экономических ситуаций, предусматривает изучение отдельных аспектов, элементов и связей системы управления. Это осуществляется при помощи методов наблюдения, моделирования, анализа, синтеза и обобщения, индукции и дедукции и др.

К наиболее распространенным методам научных исследований в современном менеджменте принадлежат переход от изучения конкретных фактов и цифр к обобщению и выявлению наиболее существенных причинно-следственных связей внутри самой системы управления, а также между этой системой и социально-экономическими процессами, которые находятся под влиянием ее, оценка формы таких связей, классификации факторов, которые стимулируют или, наоборот, тормозят влияние на развитие их, которое соответственно отражается на конечных результатах.

Цели менеджмента – это те результаты деятельности, которых стремится достичь организация в будущем.

Цели менеджмента должны отвечать, с одной стороны - объективным законам, иначе они не будут реальными, с другой - цели являются продуктом сознательности, устанавливаются людьми и отображают их интересы.

К числу общих требований, которые выдвигаются к целям менеджмента, относятся:

реальность целей и их вразумительность:

четкая формулировка целей;

отображение общности интересов общества, коллектива и индивидов;

связанные с системой стимулирования.

Цели менеджмента в организации определяет ее руководство. В определении целей менеджмента следует придерживаться общего правила, согласно которому индивидуальные цели определяют цели высшего уровня. Цели менеджмента должны отображать общность интересов общества, коллектива организации и индивида.

Для достижения главной цели менеджмента необходимо реализовать несколько конкретных целей низшего уровня, которые выступают как средство достижения целей высшего уровня. Для формирования и анализа целей применяют разнообразные методы: экспертных оценок, математического моделирования и др. Так, например, один из методов упорядочения и представления целей получил название «дерево целей». «Дерево целей» - это структурируемая, построена по иерархическому принципу (распределенная за уровнями, ранжирована) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены: генеральная цель («вершина дерева»), подчиненные ей подцели первого, второго и следующего уровня («ветвь дерева»).

К числу задач, которые решаются в менеджменте организации на современном этапе можно отнести:

определение конкретных целей развития организации,

проявления приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

разработка стратегии развития организации:

разработка системы мероприятий для разрешения начерченных проблем на различные часовые периоды;

определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

обеспечение автоматизации производства, торговля и переход к использованию работников, которые имеют высокую квалификацию;

стимулирование работы сотрудников организации путем создания для них лучших условий труда и внедрения прогрессивной формы ее оплаты;

установление контроля за выполнением поставленных задач и др.

Объектом менеджмента являются организации и отдельные сотрудники.

Особенностью современного менеджмента является то, что одной из главных его функций становится предпринимательская деятельность. Предпринимательство превращается в ядро менеджмента. В современных условиях успешная деятельность невозможна, если в организации не внедряются инновации. Современная организация должна ориентироваться на постоянные изменения, совершенствования организационного и технологического процесса в зависимости от состояния, которое состоит на рынке. К особенностям современного менеджмента следует отнести и то, что он должен делать способность и возможности работника продуктивными. Одной из предпосылок успешного решения этой задачи является отчуждение работника от средств производства, воспитание у него чувства хозяина.

К числу особенностей современного менеджмента следует отнести и те, что сегодня происходит интернационализация, коллективное осмысление новых реальностей, рожденных международным разделением труда, неуклонный рост конкуренции и взаимозависимости в мировой экономике, создание международных систем информации, других структур с интеграционными свойствами. Основные функции менеджмента – организация и управление производством продукции.

Анри Файолем выделены пять функций менеджмента.

  1. Прогнозирование. Прогнозирование – это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Планирование же – это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого. В работе менеджера они тесно связаны.
  2. Планирование. Планирование как часть работы менеджера имеет много общего с планированием в личной жизни. Применяется он не к рутинным ежедневным делам, а к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. планирование – это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Выделяют стратегическое планирование. ориентированное на продолжительное существование предприятия, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное планирование – формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей.

Обычно выделяют восемь этапов в процессе планирования.

Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.

Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие способы достижения целей можно сразу отбросить как нецелесообразные?

Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?

Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?

Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.

Информация о работе Сущность и содержание понятия менеджмент