Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 00:04, реферат
Одним из условий функционирования рынка является существование взаимосвязанной системы организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающиеся в пределах рыночной системы под воздействием рыночных стимулов.
Сущность инфраструктуры рынка
Одним из условий функционирования рынка является существование взаимосвязанной системы организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающиеся в пределах рыночной системы под воздействием рыночных стимулов. И чем обширнее рынок, тем больше в нем занято специализированных, обслуживающих его организаций. В экономической литературе совокупность таких организаций (институтов) обозначается понятием «рыночная инфраструктура».
Термин «инфраструктура» (от латин. infra – основание, фундамент и structura – строение, взаиморасположение) впервые нашел применение в исследованиях западных экономистов. Имеется несколько вариантов объяснения происхождения данного термина. Согласно одного из них, возникновение инфраструктуры связано со строительным производством, то есть она отождествлялась с фундаментом какого-либо строения. Другой – связывает происхождение термина с военным профилем действий, как комплекс сооружений и коммуникаций, обеспечивающий успешные военные операции. В 40-е годы прошлого столетия под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию материального производства.
Сущность инфраструктуры следует рассматривать с учетом таких подходов, как хронологический, генеалогический, структурно-логический и функциональный.
Хронология появления
первых попыток использования термина
«инфраструктура» в экономической
литературе (исходя из анализа опубликованных
в разных странах работах), в значительной
степени весьма неопределенна. В
одних работах указывается
Генеалогия термина «
При рассмотрении сущности инфраструктуры одним из важных моментов является определение места и установление функций инфрастуктуры в рыночной системе страны. Так, по мнению российских экономистов В.П. Федько и Н.С. Федько «при определении границ инфраструктуры и вычленения ее из системы общественного производства, недопустимо рассматривать инфраструктуру как арифметическую сумму отраслей, обслуживающих экономику. Только комплекс отраслей и видов деятельности, имеющих функциональное единое назначение и обладающих определенными признаками, может считаться инфраструктурой»[2].
Американский экономист П.Розенштейн-Родан включал в инфраструктуру «базовые отрасли экономики (энергетику, транспорт, связь), развитие которых предшествует более быстроокупаемым и прямопроизводительным инвестициям». Х.Зингер также выделял «прямопроизводительный капитал» и капитал «накладной» - «overhead capital». По его мнению, в странах, формирующих систему рыночных отношений, инвестиции в инфраструктуру должны способствовать росту национального дохода, который в последующем должен стимулировать рост инвестиций.
Похожей точки зрения придерживался и П. Самуэльсон, отмечая, что государство сознательно идет на инвестиции в инфраструктуру, так как «увеличение общественного вспомогательного капитала» - («social overhead capital») создает «неосязаемые выгоды, от которых нельзя ожидать денежных прибылей для частных инвесторов», так как «масштабы некоторых из них слишком велики для ограниченных рынков частного капитала, а другие будут окупаться в течение слишком длительного срока, чтобы частные инвесторы очень ими заинтересовались»[3].
Значительная часть зарубежных
и отечественных
возможностью создания единой
платформы (фундамента) для расширения
социалистического
Следует подчеркнуть, что
экономическая категория «
Профессор Л.А. Ибрагимов
считает, что «инфраструктура товарного
рынка – комплекс видов деятельности
в сфере обращения
Профессор И.К. Беляевский трактует инфраструктуру рынка как «совокупность вспомогательных подотраслей и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы – взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур»[7].
В своей научной работе
«Теория инфраструктуры»
Многообразие мнений о сущности инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что, с одной точки зрения, инфраструктура – это совокупность отраслей и субъектов хозяйствования, а с другой – это совокупность организационных, производственных и социальных функций рынка.
Современное понимание инфраструктуры включает в себя важнейшие блоки, определяющие эффективность функционирования экономики в целом (рис.2.1).
Состав инфраструктуры
Производственная
Социально-бытовая
Институциональная
Персональная
Экологическая
Производственная инфраструктура представляет собой совокупность отраслей и подотраслей, основными функциями которых являются производственные услуги и обеспечение экономического оборота в народном хозяйстве. Они создают общие условия для размещения и
успешного функционирования общественного производства. Производственная инфраструктура включает:
а) транспорт всех видов, обслуживающий производство;
б) средства связи, обслуживающие производство;
в) материально-техническое
снабжение и систему
г) заготовки и сбыт сельскохозяйственной продукции;
д) объекты электроэнергетики.
Социально-бытовая инфраструктура – это совокупность отраслей и подотраслей, обеспечивающих материальные, культурные и бытовые условия для размещения и нормальной жизнедеятельности людей. Поскольку практическая реализация этих условий выражается в услугах и духовных благах, то социально-бытовую инфраструктуру можно назвать сферой производства услуг и духовных благ. В отраслевой классификации социально-бытовая инфраструктура представлена народным образованием, здравоохранением, физкультурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, пассажирским транспортом, связью по обслуживанию населения.
Институциональная инфраструктура выступает не как самостоятельная отрасль или подотрасль, а обслуживает их в роли управляющей подсистемы. Она формируется из организаций, которые непосредственно управляют воспроизводственным процессом, или обслуживают сферу обращения (например, учреждения финансово-кредитной и банковской систем, вычислительные центры и др.). Институциональная инфраструктура действует на разных уровнях хозяйственной деятельности в границах хозяйствующего субъекта (региона, сектора, предприятия), где составляются и выполняются разнообразные хозяйственные планы. Функции институциональной инфраструктуры состоят в том, чтобы выработать такой внутренний правопорядок, действующий в рамках какого-либо хозяйственного организма, чтобы результаты хозяйственной деятельности давали возможность участвующим в ней субъектам развиваться и обеспечивали равенство эффекта для них.
Экологическая инфраструктура состоит из сооружений и объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды. Формирование экологической инфраструктуры стало настоятельной необходимостью современного этапа развития общества, что обусловлено возрастанием темпов добычи и использования разнообразных природных ресурсов, загрязнением внешней среды отходами производства и потребления.
Персональная инфраструктура охватывает количество и «качество» (уровень подготовки) людей, участвующих в трудоразделенном товарном хозяйстве, с учетом их работы, способствующей повышению степени интеграции общей хозяйственной деятельности.
Инфраструктура по своему содержанию имеет ряд объективно присущих ей признаков:
• во-первых, она является продуктом развития производительных сил общества;
• во-вторых, она выступает как результат процесса производства материальных благ;
• в-третьих, ее содержание определяется внутренним экономическим единством формирующих ее отраслей и видов деятельности;
• в-четвертых, она является отражением тех экономических отношений, какие сложились на данном этапе развития или присущи определенному обществу;
• в-пятых, виды деятельности формирующих инфраструктуру отраслей обусловливаются теми функциональными назначениями или приоритетами, которые складываются в обществе.
Совершенствование инфраструктуры оказывает благотворное воздействие на экономику, в то время как ее отсутствие или недостаточное развитие может способствовать возобновлению инфляции.
По результатам становления и развития инфраструктуры (в сопоставлении с материальным производством) можно выделить три группы стран:
первую группу представляют США, где уровень развития инфраструктурных составляющих национальной экономики опережает уровень развития инфраструктуры;
вторую группу составляют страны Западной Европы, получившие в послевоенные годы мощные инвестиционные вливания США в свою экономику, которые позволили уровнять темпы развития инфраструктуры и материального производства;
третья группа представлена странами бывшего СССР и государствами бывшего соцлагеря, уровень развития инфраструктуры в которых значительно отставал от уровня развития материального производства. Проблема состояла не в том, что отсутствовала элементарная инфраструктура, а в том, что она предназначалась для централизованной
плановой экономики. Анализ показывает, что издержки плохой инфраструктуры эквивалентны дополнительному 30%-ному налогу на все коммерческие предприятия [2].
Таким образом, рыночную инфраструктуру
можно рассматривать как
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ФИРМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.