Сущность стратегического менеджмента и стратегических решений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы выступает изучение сущности стратегического менеджмента, его функций и основных задач во всех его экономических и функциональных проявления и взаимодействиях. Показать на практике применение стратегических решений.
В соответствии с целью перед работой ставятся следующие основные задачи:
- изучить стратегический и тактический аспекты менеджмента;
- определить сущность стратегического планирования и стратегического менеджмента;
- рассмотреть функциональную модель стратегического менеджмента;
- определить основные функции менеджмента и раскрыть их содержание;
- изучит основные этапы стратегического менеджмента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Сущность стратегического управления организацией
1.1 Сущность, функции и задачи стратегического управления и особенности стратегических решений…………………………………………………………………… 5
1.2 Классификация стратегий в теории стратегического управления…………………………………………………………………….. 9
Глава 2. Аналитическая основа разработки стратегии организации
2.1 Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях…………………………………………………………………..17
2.2 Организационная характеристика предприятия
ООО «Интурист-Саратов»……………………………………………………20
Глава 3. Принятие стратегических решений на примере
ООО « Интурист-Саратов»
3.1 Анализ внутренней среды ООО «Интурист-Саратов»……………….23
3.2 Анализ внешней среды ООО «Интурист-Саратов»…………………..25
3.2.1 Среда прямого воздействия…………………………………………..26
3.2.2.Среда косвенного воздействия, PEST-анализ ………………………28
3.3 SWOT-анализ…………………………………………………………….32
3.4. Атакующая стратегия с использованием БКГ матриц………………34
Заключение…………………………………………………………………...38
Список используемой литературы…………………………………………42
Приложение………………………………………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность стратегического менеджмента и стратегических решений в организации.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Сущность стратегического управления организацией

    1. Сущность, функции и задачи стратегического управления и особенности стратегических решений…………………………………………………………………… 5

1.2 Классификация стратегий в теории стратегического управления…………………………………………………………………….. 9

Глава 2. Аналитическая основа разработки стратегии организации

2.1 Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях…………………………………………………………………..17

2.2 Организационная характеристика предприятия

 ООО «Интурист-Саратов»……………………………………………………20

Глава 3. Принятие стратегических решений на примере

ООО « Интурист-Саратов»

3.1 Анализ внутренней среды ООО «Интурист-Саратов»……………….23

3.2 Анализ внешней среды ООО «Интурист-Саратов»…………………..25

3.2.1 Среда прямого воздействия…………………………………………..26

3.2.2.Среда косвенного воздействия,  PEST-анализ ………………………28

3.3 SWOT-анализ…………………………………………………………….32

3.4. Атакующая стратегия с использованием БКГ матриц………………34

Заключение…………………………………………………………………...38

Список используемой литературы…………………………………………42

Приложение………………………………………………………………….45

 

 

 

 

Введение

Понятие «менеджмент» широко известно не только специалистам в  области управления. В самом общем  смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией. При этом эффективное управление может обозначать разные понятия. Например, неуклонное и последовательное продвижение в направлении установленных целей, или результаты, свидетельствующие о росте прибыли или снижении числа жалоб клиентов. Под этим могут подразумеваться успехи в повышении качества обслуживания, расширении сети филиалов или внедрении новых технологий производства. Ряд примеров подобного рода, показывающих широту понимания менеджмента. Менеджмент — это эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров.

В настоящее время  стратегическое управление (стратегический менеджмент) является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях. Тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегического планирования, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.

Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран. В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.

   На сегодняшний день не существует однозначного достаточно четкого определения понятия «стратегический менеджмент». Приведем наиболее распространенные определения.

«Стратегия— это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом,

что предприятие получает единое направление движения» .

«Стратегическое управление ( менеджмент )— это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь— ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей».1

    Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том что, определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше на предприятиях нашей страны редко выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.

    Целью курсовой работы выступает изучение сущности стратегического менеджмента, его функций и основных задач во всех его экономических и функциональных проявления и взаимодействиях. Показать на практике применение стратегических решений.

       В соответствии с целью перед работой ставятся следующие основные задачи:

- изучить стратегический  и тактический аспекты менеджмента; 

- определить сущность  стратегического планирования и стратегического менеджмента;

- рассмотреть функциональную  модель стратегического менеджмента; 

- определить основные  функции менеджмента и раскрыть  их содержание;

- изучит основные этапы  стратегического менеджмента. 

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность стратегического  управления организацией

1.1 Сущность, функции и  задачи стратегического управления  и особенности стратегических  решений

      Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

• В каком положении  предприятие находится в настоящее  время?

• В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

• Каким способом достигнуть желаемого  положения?

      Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию. По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.

    Стратегические решения — это управленческие решения, которые:

1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятияоперативных управленческих решений;

2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают

неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно

серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

     К числу стратегических решений можно отнести:

• реконструкцию предприятия;

• внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);

• организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

• выход на новые рынки  сбыта;

• приобретение, слияние предприятий и т. д.

   Особенности стратегических решений:

    Стратегические решения характеризуются тем, что они:

• инновационны по своей  природе, а поскольку человеку и  организации свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу разработки стратегии и, наконец, принуждение). Такие решения должны быть открытыми и понятными сотрудникам, что может быть реализовано на основе использования внутреннего маркетинга;

• направлены, на перспективные  цели предприятия, на возможности, а не на задачи, на будущее, а не настоящее;

• отличаются от тактических  решений тем, что множество альтернатив не определено, процедура их формирования играет важную самостоятельную роль;

• направлены в будущее  и являются, следовательно, неопределенными по своей природе;

• требуют знаний —  результат, как правило, больше зависит  от качества решения, чем от быстроты или своевременности его принятия. Для них нет жестких временных рамок;

• субъективны по своей  природе, не поддаются, как правило, объективной оценке;

• необратимы и имеют  долгосрочные последствия.2

    Решение руководителей предприятия выйти на новые рынки относится к числу стратегических решений и обладает всеми присущими им особенностями: оно направлено на перспективные цели, связанные с будущими возможностями; имеется несколько альтернативных вариантов реализации этого решения (работать с посредниками или самостоятельно, с какими именно посредниками); у этого решения достаточно высок риск; успех в его реализации во многом будет зависеть от качественной проработки всех взаимосвязанных вопросов. Вместе с тем объективно оценить целесообразность данного решения до его реализации не представляется возможным

    Возрастание коммерческих рисков вынуждает менеджеров обращаться

к стратегическому управлению как средству сохранения конкурентоспособности предприятия в динамичной внешней среде. В целом

можно сказать, что эффективность  системы стратегического менеджмента

определяется тем, что она:

• обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприятие и его внешнее окружение;

• облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов к сбору и обработке информации;

• обеспечивает координацию и коммуникации, как по горизонтали, так и по вертикали;

• помогает справиться с  изменениями и провести изменения;

• дает возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;

• помогает делать стратегический выбор и реализовывать стратегию.

     Стимулировать стратегические изменения могут, например, такие события:

• смена руководства  предприятия;

• вмешательство внешних  организаций.

В российских условиях чаще всего такой организацией является не банк, как это бывает за рубежом, а налоговая инспекция и управление по делам о несостоятельности и банкротству, которые вынуждают предприятие разрабатывать антикризисную программу;

• угроза смены владельца или поглощения предприятия;

• осознание менеджерами необходимости  «прорыва» в процессе функционирования предприятия в случае, если это предприятие не выходит на ожидаемые результаты (допустим, уменьшаются объем продаж и доходы).

   Таким образом, хотя стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе. Поэтому Стратегия должна стать «"нитью времени", связывающей прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию».3

1.2 Классификация  стратегий в теории стратегического управления

    Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности. В литературе по стратегическому планированию существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению. Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей. В стратегическом планировании направление деятельности выбирается обычно по результатам стратегического анализа, проведенного с помощью матрицы БКГ и других матриц, а также по результатам SWOT анализа предприятия. 
      В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов. Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии – политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей. Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях. Это – предполагаемая стратегия. Вместе с тем, как внутри организации, так и вне ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий. В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач. В общем случае, на предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий:

Информация о работе Сущность стратегического менеджмента и стратегических решений в организации