Теоретические аспекты государственного управления в области культуры и искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Понятием "социально-культурная сфера" традиционно охватываются следующие области: образование, наука, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, труд и социальное развитие.
Культура - многозначная социальная категория, в наиболее распространенном понимании относящаяся к сфере духовной жизни людей. Именно в подобном смысле она трактуется действующим российским законодательством, в частности - Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 78.99 Кб (Скачать файл)

1 Теоретические аспекты  государственного управления в  области

    культуры и  искусства

1.1 Понятие и сущность  государственного управления в  области

      культуры  и искусства

 

Понятием "социально-культурная сфера" традиционно охватываются следующие области: образование, наука, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, труд и социальное развитие.

Культура - многозначная социальная категория, в наиболее распространенном понимании относящаяся к сфере духовной жизни людей. Именно в подобном смысле она трактуется действующим российским законодательством, в частности - Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Важное значение для управления в области культуры имеет Федеральный закон "О средствах массовой информации", а также Федеральный закон от 1 декабря 1995 года "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации".

Необходимо отметить, что важнейшим шагом в управлении культурой явилось следующее: в связи с реорганизацией Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и ликвидацией Федерального агентства по культуре и кинематографии, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" было утверждено Положение об управлении реализацией федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)".

В настоящее время объектом культурной деятельности являются преимущественно культуропроизводящие и культуросохраняющие учреждения и организации. Однако для поступательного прогрессивного развития необходимо чтобы объектом культурной деятельности стало всё общество в целом.

В связи с этим, формирование и осуществление осмысленной культурной деятельности является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны - согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей [10, с. 36-44].

К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности федеральных учреждений культуры.

На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются региональные целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.

Политика государства в области культурного развития реализуется практически в деятельности соответствующих субъектов исполнительной власти. При этом к ведению Российской Федерации в лице се органов относится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области культурного развития, а к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов - общие вопросы культуры (ст. 71-72 Конституции Российской Федерации). Федеральные органы исполнительной власти осуществляют прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, координируют внешнюю политику в области культурного сотрудничества, регулируют вывоз и ввоз культурных ценностей. создают и ведут Свод памятников истории и культуры Российской Федерации и т.д. Правительство Российской Федерации обеспечивает государственную поддержку развития культуры и сохранение особо ценных объектов культурного наследия общегосударственного значения, обеспечивает доступность для граждан культурной деятельности и культурных ценностей, организует выявление, учет и охрану памятников культуры. В аппарате Правительства функционирует Департамент культуры.

Исполнительные органы субъектов Российской Федерации участвуют в определении республиканской и культурной территориальной политики, формируют территориальные и иные обманы государственного реплирования культурной деятельности, создают организации культуры соответствующего подчинения и т.п. [11, с. 64-70].

Управленческая деятельность в сфере культуры практически осуществляется системой федеральных и иных органов исполнительной власти, каждый из которых реализует свою компетенцию на определенных участках культурного строительства: собственно, культура; печать; кинематография; телевидение и радиовещание.

 

 

1.2 Нормативно-правовое регулирование  муниципальных учреждений

      в области культуры и искусства

 

Законодательная база, регулирующая управление в культурной сфере, достаточно обширна.

Правовой базой являются следующие нормативные акты:

- Указ №155 Президента Российской  Федерации от 08.02.2011 (Вопросы Минкультуры  РФ);

- Основные направления государственной  политики по развитию сферы  культуры и массовых коммуникаций  в Российской Федерации до 2015 года и план действий по  их реализации от 01.06.2006 № МФ-П44-2462;

- Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в  Российской Федерации";

- Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного  наследия (памятниках истории и  культуры) народов Российской Федерации";

- Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ "О народных художественных  промыслах";

- Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ "О государственной поддержке  кинематографии Российской Федерации";

- Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской  Федерации и музеях в Российской  Федерации";

- Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации  и защите информации";

- Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-Ф3 "О библиотечном деле" (с  изменениями от 22 августа 2004 г.);

- Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 "О  вывозе и ввозе культурных  ценностей" (с изменениями от 2 ноября 2004 г.);

- Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1 "Основы  законодательства Российской Федерации  о культуре" (с изменениями  от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.); и др.

 

1.3 Основные показатели реализации государственного управления в

       области  культуры и искусства в Краснодарском  крае

 

Система управления реализацией государственного управления в области культуры и искусства должна включать три функциональных блока:

- стратегический (разработка стратегий и согласованных с ними программ развития культуры и искусства края; нормативные, организационные и информационные условия реализации стратегий);

- программный (разработка и реализация комплексных программ развития края и краевых целевых программ, а также стратегий и программ развития культуры и искусства муниципальных образований Краснодарского края, согласованных со стратегиями и программами развития культуры и искусства края);

- системы мониторинга реализации  стратегий и управления изменениями (мониторинг отклонений от целевых значений показателей и оперативное реагирование на эти отклонения) [16, с. 104].

Реализация функций стратегического блока включает следующие действия:

- разработка и при необходимости корректировка стратегий развития края;

- разработка и реализация программ развития культуры и искусства на будущие периоды;

- нормативно-правовое обеспечение реализации стратегий;

- институциональные преобразования в функциях и при необходимости в структуре органов исполнительной власти Краснодарского края и управления регионального и муниципального уровня, направленные на обеспечение координации процесса реализации стратегий;

- формирование инфраструктуры поддержки реализации проектов и программ, а также привлечение инвестиций для этих целей [17, с. 43].

Основным инструментом реализации функций программного блока являются комплексные программы.

Комплексная программа представляет собой комплекс проектов, мероприятий, прочих действий, направленных на достижение определенной цели или комплекса целей развития культуры и искусства региона, решение актуальных проблем системного характера. Характерной особенностью комплексной программы является ее межведомственный и межотраслевой характер, возможность включения мероприятий разного уровня (федерального, межрегионального, краевого, муниципального).

Как инструмент управления, комплексные программы конкретизируют стратегические направления и позволяют:

- обеспечить системность и скоординированность деятельности различных подразделений администрации Краснодарского края в процессе управления достижением целей стратегий;

- обеспечить интеграцию и целевую направленность различных действий, направленных на решение отдельных проблем и задач развития культуры и искусства края;

- обеспечить эффективное управление процессом достижения стратегической цели развития края на основе постоянного сопоставления действий и их целевых результатов;

- в полной мере использовать эффект системности (синергетический эффект) от совместной реализации различных действий на основе учета взаимного влияния и поддержки действий;

- сконцентрировать ресурсы на наиболее эффективных "целевых агрегатах" действий, внутренне увязанных между собой, и избежать эффекта "лоскутности" в управляющих функциях, возникающего в связи с необходимостью решения большого числа разрозненных управленческих задач [17, с. 56].

Комплексные программы могут включать реализуемые на территории края мероприятия федеральных целевых программ и национальных проектов, межрегиональные и международные стратегические инвестиционные проекты.

Мероприятия и проекты, относящиеся к одной отрасли или виду деятельности, группируются в соответствующие краевые целевые программы.

Стратегии предусматривают создание системы регионального и муниципального мониторинга показателей культуры и искусства в целях контроля за реализацией стратегий и программ развития, а также постоянного поддержания актуальности стратегического плана.

Задачами мониторинга являются:

- оценка степени достижения стратегической цели и целевых показателей по стратегическим направлениям;

- информационное обеспечение принятия уполномоченными органами власти решений на основании результатов мониторинга;

- стимулирование реализации стратегий в целом, а также отдельных программ и проектов;

- оценка уровня развития культуры и искусства муниципальных образований Краснодарского края и региона в целом [17, с. 73].

В рамках решения указанных задач будет осуществляться:

- определение необходимых значений целевых показателей и индикаторов развития культуры и искусства края;

- сбор и обработка информации по проектам и программам;

- анализ достижения целевых показателей, установленных программами развития культуры и искусства;

- анализ основных тенденций и проблем развития культуры и искусства края;

- сравнительный анализ состояния, тенденций развития культуры и искусства края и сопоставимых регионов, сравнение со среднероссийскими показателями;

- совершенствование системы индикаторов состояния культуры и искусства края.

Основные проблемы в управлении культурой

В 2001 - 2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.

Общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2011 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.

Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

Информация о работе Теоретические аспекты государственного управления в области культуры и искусства