Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 23:48, курсовая работа
Понятием "социально-культурная сфера" традиционно охватываются следующие области: образование, наука, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, труд и социальное развитие.
Культура - многозначная социальная категория, в наиболее распространенном понимании относящаяся к сфере духовной жизни людей. Именно в подобном смысле она трактуется действующим российским законодательством, в частности - Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
1 Теоретические аспекты государственного управления в области
культуры и искусства
1.1 Понятие и сущность государственного управления в области
культуры и искусства
Понятием "социально-культурная сфера" традиционно охватываются следующие области: образование, наука, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, труд и социальное развитие.
Культура - многозначная социальная категория, в наиболее распространенном понимании относящаяся к сфере духовной жизни людей. Именно в подобном смысле она трактуется действующим российским законодательством, в частности - Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Важное значение для управления в области культуры имеет Федеральный закон "О средствах массовой информации", а также Федеральный закон от 1 декабря 1995 года "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации".
Необходимо отметить, что важнейшим шагом в управлении культурой явилось следующее: в связи с реорганизацией Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и ликвидацией Федерального агентства по культуре и кинематографии, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" было утверждено Положение об управлении реализацией федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)".
В настоящее время объектом культурной деятельности являются преимущественно культуропроизводящие и культуросохраняющие учреждения и организации. Однако для поступательного прогрессивного развития необходимо чтобы объектом культурной деятельности стало всё общество в целом.
В связи с этим, формирование и осуществление осмысленной культурной деятельности является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны - согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей [10, с. 36-44].
К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности федеральных учреждений культуры.
На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются региональные целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.
Политика государства в области культурного развития реализуется практически в деятельности соответствующих субъектов исполнительной власти. При этом к ведению Российской Федерации в лице се органов относится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области культурного развития, а к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов - общие вопросы культуры (ст. 71-72 Конституции Российской Федерации). Федеральные органы исполнительной власти осуществляют прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, координируют внешнюю политику в области культурного сотрудничества, регулируют вывоз и ввоз культурных ценностей. создают и ведут Свод памятников истории и культуры Российской Федерации и т.д. Правительство Российской Федерации обеспечивает государственную поддержку развития культуры и сохранение особо ценных объектов культурного наследия общегосударственного значения, обеспечивает доступность для граждан культурной деятельности и культурных ценностей, организует выявление, учет и охрану памятников культуры. В аппарате Правительства функционирует Департамент культуры.
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации участвуют в определении республиканской и культурной территориальной политики, формируют территориальные и иные обманы государственного реплирования культурной деятельности, создают организации культуры соответствующего подчинения и т.п. [11, с. 64-70].
Управленческая деятельность в сфере культуры практически осуществляется системой федеральных и иных органов исполнительной власти, каждый из которых реализует свою компетенцию на определенных участках культурного строительства: собственно, культура; печать; кинематография; телевидение и радиовещание.
1.2 Нормативно-правовое
в области культуры и искусства
Законодательная база, регулирующая управление в культурной сфере, достаточно обширна.
Правовой базой являются следующие нормативные акты:
- Указ №155 Президента Российской Федерации от 08.02.2011 (Вопросы Минкультуры РФ);
- Основные направления
- Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах";
- Федеральный закон от 22.08.1996 №
126-ФЗ "О государственной поддержке
кинематографии Российской
- Федеральный закон от 26.05.1996 №
54-ФЗ "О Музейном фонде Российской
Федерации и музеях в
- Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";
- Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-Ф3 "О библиотечном деле" (с изменениями от 22 августа 2004 г.);
- Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (с изменениями от 2 ноября 2004 г.);
- Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1 "Основы
законодательства Российской
1.3 Основные показатели реализации государственного управления в
области
культуры и искусства в
Система управления реализацией государственного управления в области культуры и искусства должна включать три функциональных блока:
- стратегический (разработка стратегий и согласованных с ними программ развития культуры и искусства края; нормативные, организационные и информационные условия реализации стратегий);
- программный (разработка и реализация комплексных программ развития края и краевых целевых программ, а также стратегий и программ развития культуры и искусства муниципальных образований Краснодарского края, согласованных со стратегиями и программами развития культуры и искусства края);
- системы мониторинга
Реализация функций стратегического блока включает следующие действия:
- разработка и при необходимости корректировка стратегий развития края;
- разработка и реализация программ развития культуры и искусства на будущие периоды;
- нормативно-правовое обеспечение реализации стратегий;
- институциональные преобразования в функциях и при необходимости в структуре органов исполнительной власти Краснодарского края и управления регионального и муниципального уровня, направленные на обеспечение координации процесса реализации стратегий;
- формирование инфраструктуры поддержки реализации проектов и программ, а также привлечение инвестиций для этих целей [17, с. 43].
Основным инструментом реализации функций программного блока являются комплексные программы.
Комплексная программа представляет собой комплекс проектов, мероприятий, прочих действий, направленных на достижение определенной цели или комплекса целей развития культуры и искусства региона, решение актуальных проблем системного характера. Характерной особенностью комплексной программы является ее межведомственный и межотраслевой характер, возможность включения мероприятий разного уровня (федерального, межрегионального, краевого, муниципального).
Как инструмент управления, комплексные программы конкретизируют стратегические направления и позволяют:
- обеспечить системность и скоординированность деятельности различных подразделений администрации Краснодарского края в процессе управления достижением целей стратегий;
- обеспечить интеграцию и целевую направленность различных действий, направленных на решение отдельных проблем и задач развития культуры и искусства края;
- обеспечить эффективное управление процессом достижения стратегической цели развития края на основе постоянного сопоставления действий и их целевых результатов;
- в полной мере использовать эффект системности (синергетический эффект) от совместной реализации различных действий на основе учета взаимного влияния и поддержки действий;
- сконцентрировать ресурсы на наиболее эффективных "целевых агрегатах" действий, внутренне увязанных между собой, и избежать эффекта "лоскутности" в управляющих функциях, возникающего в связи с необходимостью решения большого числа разрозненных управленческих задач [17, с. 56].
Комплексные программы могут включать реализуемые на территории края мероприятия федеральных целевых программ и национальных проектов, межрегиональные и международные стратегические инвестиционные проекты.
Мероприятия и проекты, относящиеся к одной отрасли или виду деятельности, группируются в соответствующие краевые целевые программы.
Стратегии предусматривают создание системы регионального и муниципального мониторинга показателей культуры и искусства в целях контроля за реализацией стратегий и программ развития, а также постоянного поддержания актуальности стратегического плана.
Задачами мониторинга являются:
- оценка степени достижения стратегической цели и целевых показателей по стратегическим направлениям;
- информационное обеспечение принятия уполномоченными органами власти решений на основании результатов мониторинга;
- стимулирование реализации
- оценка уровня развития культуры и искусства муниципальных образований Краснодарского края и региона в целом [17, с. 73].
В рамках решения указанных задач будет осуществляться:
- определение необходимых значений целевых показателей и индикаторов развития культуры и искусства края;
- сбор и обработка информации по проектам и программам;
- анализ достижения целевых показателей, установленных программами развития культуры и искусства;
- анализ основных тенденций и проблем развития культуры и искусства края;
- сравнительный анализ состояния, тенденций развития культуры и искусства края и сопоставимых регионов, сравнение со среднероссийскими показателями;
- совершенствование системы индикаторов состояния культуры и искусства края.
Основные проблемы в управлении культурой
В 2001 - 2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.
Общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2011 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.
Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.
Информация о работе Теоретические аспекты государственного управления в области культуры и искусства