Теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 19:14, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по теориям мотивации, что, безусловно, важно в будущей управленческой, профессиональной деятельности. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. Определить понятие мотивации.
2. Pазобраться в содержательной и процессуальной теории мотивации.
3. Сделать сопоставление различных теорий.
4. Изучить влияние мотивирующих факторов на работу персонала организации.
5. Рассмотреть рекомендации и мероприятия по улучшению проблемы теории мотивации.
6. Выявить возможные пути повышения мотивированности работников.

Содержание

Введение 3
1. Понятие мотивации 4
2. Содержательные теории мотивации 6
2.1. Теория Маслоу 6
2.2. Теория Макклеланда 8
2.3 Теория Герцберга 9
3. Процессуальные теории мотивации 11
3.1. Теория ожидания 11
3.2. Теория постановки целей 12
3.3. Теория справедливости 13
3.4. Теория Портера-Лоулера 15
4. Основные пути повышения мотивированности работников 16
Заключение 19
Список использованных источников 21

Вложенные файлы: 1 файл

referat.docx

— 167.90 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет»

 


Кафедра  иностранных языков с курсом латинского языка и русского, как иностранного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему :мотивация

 

 

Выполнила :Соринская Арина

103 стоматологический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2014

 
СОДЕРЖАНИЕ

 Введение                                                                                                                   3

1. Понятие мотивации                                                                                               4

 

2. Содержательные теории мотивации                                                                    6

 

   2.1. Теория Маслоу                                                                                                 6

 

   2.2. Теория Макклеланда                                                                                       8

 

   2.3 Теория Герцберга                                                                                             9

3. Процессуальные теории мотивации                                                                 11

   3.1. Теория ожидания                                                                                          11                                                

   3.2. Теория постановки целей                                                                            12                                                      

   3.3. Теория  справедливости                                                                               13

   3.4. Теория Портера-Лоулера                                                                             15

4. Основные пути повышения мотивированности работников                         16                      Заключение                                                                                                             19                                                                         

Список использованных источников                                                                   21

 

 


  

 
 
 
 
 
 

  

 
 
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

           Тема  работы « главные теории мотивации ».Cовременные латвийские предприятия не достаточно уделяют внимания организации мотивирующей среды. Руководителям необходимо знать и уметь использовать мотивирующие факторы для повышения самоотдачи работников. Высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей.

            Целью данной работы является изучение, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по теориям мотивации, что, безусловно, важно в будущей управленческой, профессиональной деятельности. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

    1. Определить понятие мотивации.
    2. Pазобраться в содержательной и процессуальной теории мотивации.
    3. Сделать сопоставление различных теорий.
    4. Изучить влияние мотивирующих факторов на работу персонала организации.
    5. Рассмотреть рекомендации и мероприятия по улучшению проблемы теории мотивации.
    6. Выявить возможные пути повышения мотивированности работников.

            Объектoм исследования реферата являются содержательные и процессуальные теории мотивации, предметoм исследования: выявления роли содержательных теорий мотивации в потребностях человека.

           Методологической базой при написании данного реферата являются исследования Маслоу Абрахамa, Макклеландa, Герцбергa, Портерa-Лоулерa .

Как методы исследования автор использовал анализ литературы, сбор данных, наблюдение.  
           Практическая значимость реферата « главные теории мотивации » заключается в изученных теориях мотивации. При помощи изученных теорий  можно выявить особенности потребностей человека на предприятии и предложить рекомендации по практическому их использованию для работникoв.

 

          

1.ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ

           Если спросить разных руководителей, что такое мотивация, то в их  определениях, наверняка, будут такие  понятия, как «желания», «потребности», «стремления», «мотивы», «цели», «задачи» или «стимулы». Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации. Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.

 

Рис.1.1. Простейшая модель мотивированного поведения. [автор]

 

            Мотивация делает поведение человека  целенаправленным. Цель здесь - это  то, что может привести к ликвидации  испытываемого человеком состояния  нужды в чем-либо. Достижение цели  приводит уменьшению или исчезновению  напряжения. Достижение цели восстанавливает  физиологическое и психологическое  равновесие.

Основными функциями мотивации являются:

    • побуждение к действию,
    • направление деятельности,
    • контроль и поддержание поведения.

Побуждение к действию. Мотивы - это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий - как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.

Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Например, голодный человек может сделать выбор между тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Человек, испытывающий чувство одиночества, может выбирать между разными друзьями или разными компаниями. Работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, также может выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто общее - они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.

           Контроль и поддержание поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным. Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при разных обстоятельствах будет действовать в соответствии с этой доминантой. Поставленные перед ним задачи или открывающиеся возможности он будет рассматривать преимущественно сточки зрения возможности зарабатывания денег.1

Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации. Руководителю, желающему воздействовать на трудовую мотивацию подчиненных, в этой работе обходимо сделать пять шагов для того, чтобы добиться желаемого результата:

Оценка потребностей работников, определяющих их рабочее поведение, отношение к работе и к рабочим заданиям.

Определение тех факторов, которые влияют на трудовую мотивацию работников, определяя их отношение к работе, степень заинтересованности в конечных результатах и готовность работать с полной отдачей.

Выработка таких мер воздействия, построение такой мотивирующей рабочей среды, которая способствует высокой заинтересованности в конечных результатах, позитивному отношению к выполняемой работе и к организации.

Воздействие на трудовую мотивацию с учетом индивидуальных особенностей работника.

Оценка эффективности выбранных мер воздействия и их корректировка в случае необходимости.

 

 

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

         В процессе развития правители и управленцы стали замечать, что материальные факторы уже не так сильно мотивируют работников. Изучение потребностей человека привело к появлению теорий в основе которых лежит утверждение, что главным мотивирующим фактором является не материальный, а психологический. Первая такая теория связана с именем Элтона Мэйо (1880-1945), американским социологом, одним из основателей индустриальной социологии. Он выдвинул доктрину «человеческих отношений» в капиталистическом производстве, выделил противоречия предпринимателей и рабочих и обосновал их через личные отношения, в улучшении которых видел путь к установлению «мира в промышленности».

 

2.1. ИЕРАРХИЯ РАЗВИТИЯ ПО МАСЛОУ

           Огромный вклад в развитие теории Элтона Мэйо внес Абрахам Маслоу (1908-1970), американский психолог, один из лидеров так называемой гуманистической психологии. Свои взгляды он изложил в научных трудах: «Теория человеческой мотивации» (1934), «Обзор психологии» (1934) и «Мотивация и индивидуальность» (1970).

Маслоу известен как создатель иерархической теории потребностей (40-е годы), получившей название «пирамида потребностей»

 Рис. 2.1.1. Иерархия потребностей в мотивации человека в порядке их очередности

            В соответствии с учением Маслоу человек имеет множество различных потребностей, которые можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические потребности, необходимые для выживания человека (потребности в пище, одежде, воде, воздухе, убежище и т.п.)
  2. Потребности безопасности и уверенности в будущем (экзистенциальные потребности). Человек стремиться находиться в безопасном состоянии, защищающем от страха, болезней и страданий. Увеерннность в будещем приобретается за счет гарантийной занятости, приобретения страхового полиса, за счет создания страхового потенциала путем получения достойного образования.
  3. Потребности принадлежности и причастности (социальные потребности). Человек стремиться быть членом коллектива, участвовать в совместных мероприятиях. Он ищет внимания к себе, привязанности и поддержки, дружбы, любви.
  4. Потребности признания и самоутверждения (престижные потребности). Человек испытывает потребность всамоутверждении, признании его личных достижений, служебном росте, уважении со стороны окружающих, лидерству в коллективе.
  5. Потребности самовыражения (духовные потребности). Человек стремиться к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умения и навыков. Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности.2

            Физиологические потребности и  потребности безопасности и уверенности  в будущем (защищенности) относятся  к первичным (базисным) потребностям, а остальные виды потребностей - это вторичные (произвольные), непрерывно  изменяющиеся потребности или  метапотребности.

            По теории Маслоу все потребности  можно расположить в виде строгой  иерархической структуры, на ниженм  уровне которой находятся физиологические  потребности, а на верхнем - потребности  самовыражения. Располагая потребности  по уровням, Маслоу хотел показать, что в первую очередь требуют  удовлетворения физические потребности, а после того, как они будут  удовлетворены, возникает необходимость  удовлетворения потребностей более  высокого уровня. Однако эта иерархическая  структура не всегда является  жесткой. Маслоу отмечал, что несмотря  на то, что «иерархические уровни  потребностей могут иметь фиксированный  порядок, ... на самом деле эта  иерархия далеко не такая «жесткая», как мы полагали. Это правда, что  для большинства людей, с которыми  мы работали, их основные потребности  располагались приблизительно в  том порядке, как мы указали. Однако  был и ряд исключений. Есть  люди, для которых, например, самоуважение  является более важным, чем любовь».

            С точки зрения Маслоу, мотивами  поступков людей являются в  основном не экономические факторы, а различные потребности, которые  далеко не всегда могут быть  удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делал вывод о  том, что по мере удовлетворения  потребностей работников будет  возрастать и производительность  труда.

            Теория Маслоу внесла важный  вклад в понимание того, что  заставляет работников трудиться  более эффективно. Мотивация людей  определяется широким спектром  их потребностей. Но вместе с  тем концепция Маслоу вызвала  критику. Отмечалось, что Маслоу  не раскрыл природу тех или  иных потребностей, что потребности  по-разному проявляются в зависимости  от положения работника в организации, пола, возраста, содержания работы  и т.п. Не обязательно потребности  возрастают снизу вверх, как это  представлено в «пирамиде» Маслоу.

            Концепция Маслоу оказала большое  влияние на развитие теории  и практики современного управления.

 

2.2.  ТЕОРИЯ МАККЕЛАНДА

            Концепция Дэвида Макклеланда  делает основной акцент на  потребности высших уровней, которые  он рассматривает как приобретенные  под влиянием опыта, жизненных  обстоятельств и обучения. Он  считает, что людям присущи три  потребности: власть, успех и причастность. Наличие этих потребностей у  человека оказывает заметное  влияние на его поведение, заставляя  предпринимать скрьезные усилия  и действия для удовлетворения  поставленных целей и задач.

Информация о работе Теории мотивации