Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:36, реферат
Цели изучения темы – познакомиться с основными практическими технологиями работы с персоналом.
Задачи изучения темы:
Определить особенности наема, отбора и приема персонала как одного из видов технологий работы с персоналом.
Выявить закономерности подбора и расстановки кадров.
Изучить принципы деловой оценки персонала.
Познакомиться с механизмами адаптации персонала.
Цели изучения темы – познакомиться с основными практическими технологиями работы с персоналом.
Задачи изучения темы:
Наем на работу – это комплекс мероприятий, направленных на привлечение и отбор подходящих кандидатур на вакантные рабочие места в конкретной организации, включает: все этапы набора кадров, деловую оценку, отбор кадров и прием сотрудников на работу.
Основой правильного подбора кадров является наличие объективной информации о работнике и формальных требований к вакантной должности. Подбор и деловая оценка работников составляют важный раздел системы работы с персоналом и должны производиться на научной основе. При этом учитываются следующие данные: личностный потенциал кандидата (сможет ли он решать поставленные перед организацией задачи), уровень его профессиональной подготовки, наличие производственного опыта и качеств работника, кадровые данные, профессионально-важные качества, индивидуально-психологические и личностные свойства, здоровье и работоспособность, уровень квалификации, служебная карьера, хобби, вредные привычки и недостатки, организация труда, социальные гарантии. Из этих показателей определяются модели рабочих мест и решается проблема подбора персонала.
Кандидаты для найма на работу привлекаются из двух возможных источников набора: внутренний (из работников организации) и внешний (из людей, до того никак не связанных с организацией). Среди источников найма на работу наиболее распространенными являются: стихийный индивидуальный поиск, объявления в газете, службы по трудоустройству, частные агентства по найму, объявления по радио, телевидению и др.
При найме на работу с претендентами проводится собеседование по самым разным вопросам.
Решение выносится с опорой на основные документы организации: философию организации, правила внутреннего распорядка, штатное расписание, положение о подразделениях, трудовой договор сотрудника, должностные инструкции, положение об оплате труда, положение о служебной и коммерческой тайне и др.
Наем на работу продолжается процедурой, которая называется отбором кандидатов на вакантную должность. Профессиональный отбор кадров в организации представляет собой многоэтапную деятельность и включает: создание кадровой комиссии, формирование требований к рабочим местам, объявление о конкурсе в средствах массовой информации, оценка кандидатов на психическую устойчивость, комплексная оценка кандидатов и принятие решения. Для приема и оформления на работу необходим следующий перечень документов: листок по учету кадров, личное заявление о приеме на работу, трудовая книжка, рекомендательное письмо, копия документа об образовании, фотографии сотрудника и бизнес-план работы.
Отбор осуществляется из числа претендентов с помощью оценки их деловых качеств. Такая оценка проводится с использованием специальных методик. К таким методикам можно относить: анализ анкетных данных, психологические тесты, оценочные деловые игры, квалификационное тестирование, проверка отзывов и собеседование. Непосредственно отбор кадров в организации осуществляется менеджерами по управлению персоналом. В функции менеджеров по управлению персоналом входят: выбор критериев отбора; утверждение критериев отбора, отборочная беседа, работа с заявлениями и анкетами по биографическим данным, беседа по поводу принятия на работу, проведение тестирования и конечное решение при отборе. До сих пор решающее значение при приеме на работу имеет собеседование, к которому предварительно имеет смысл готовиться.
Кандидатуры, не прошедшие отбор для приема на работу, могут быть зачислены в резерв персонала.
Подбор и расстановка персонала – это рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам и рабочим местам. При этом учитывается принятая в организации система кооперации и разделения труда, а также характеристики работников (их способности, личностные и деловые качества), отвечающие требованиям выполняемой работы. Осуществляется на основании соблюдения принципов: 1) соответствия; 2) перспективности; 3) сменяемости. Данная технология работы с персоналом помогает решать для организации две основные цели:
1. формирование хорошо слаженного
2. создание условий для
Подбор и расстановка персонала не должны быть стихийными мероприятиями, они опираются на важные документы организации: Философию организации, кадровую политику, Кодекс законов о труде, штатное расписание, должностные инструкции, положение об оплате и стимулировании труда и др. При подборе и расстановке кадров учитываются: модели служебной карьеры; результаты последней аттестации; информация, содержащаяся в контракте работника; пол, возраст и социальная активность работника; социально-психологическая совместимость с коллегами по работе.
Для сбора и анализа совокупности данных по работникам, на основании которых решается вопрос об их подборе и расстановке, используются специальные методы: профильный метод (который содержит каталог характеристик, предъявляемых к работнику; все характеристики разбиты на уровни) и тарифно-квалификационные справочники (с целью установления соответствия разряда вида труда и разряда квалификации работника).
Деловая оценка персонала – это процесс установления соответствия между качественными характеристиками персонала и требованиями должности. Преследует несколько целей: 1) определение и самоопределение работников; 2) разработка программы развития работников; 3) усовершенствование системы оплаты труда и установление его величины.
Технологически деловая оценка
персонала представляет собой сложный
комплекс мероприятий, который включает:
конструирование методов делово
Вся полнота ответственности за мероприятие по деловой оценке работника падает на линейного руководителя. Он дает собственное заключение по представленным комплексным оценкам и знакомит с ним сотрудника. Далее руководитель отдает заключение в службу управления персоналом.
Адаптация персонала тесно связана с социализацией личности. Социализация представляет собой процесс усвоения человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности. Благодаря социализации человек приобретает социальное положение (статус) в обществе. Социализация начинается с детства и продолжается всю жизнь, в частности, в период трудовой деятельности.
Важным составным элементом социализации зрелой личности является трудовая адаптация, которая представляет собой приспособление работника к условиям пребывания в организации. Выделяют различные виды адаптаций:
Все выделенные виды адаптации тесно взаимодействуют. Они направлены на реализацию следующих целей:
1) сократить расходы на нового работника, который работает не эффективно и требует дополнительных затрат;
2) снижение озабоченности и
3) сокращение текучести рабочей силы;
4) экономия времени руководителя и сотрудников;
5)развитие позитивного
Успешность адаптации зависит от ряда факторов:
Результатами процесса адаптации являются объективные и субъективные показатели. К объективным относятся показатели, которые характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах и др. К субъективным – удовлетворенность сотрудника работой в различных аспектах: отношение к профессии и квалификации; отношение с коллективом сотрудников, с руководством; самочувствие; условия и тяжесть труда и др.
Сбор и обработку информации об уровне и длительности адаптации целесообразно проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Для новых сотрудников процедура деловой оценки должна иметь более высокую периодичность в пределах срока адаптации.
В целях адаптации с новыми работниками могут проводиться специальные курсы обучения и воспитания в форме лекционных и семинарских занятий в организации, выездные занятия на специальной учебной базе с приглашением специалистов и экспертов, выездной групповой тренинг. Программа адаптации делиться на общую и специализированную программы. Общая программа затрагивает вопросы: общего представления об организации, оплаты труда в организации, дополнительных льгот, охраны труда и техники безопасности, отношения работников с профсоюзом и др. Специализированная программа затрагивает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением: функции подразделения, обязанности, ответственность и результаты деятельности подразделения.
Высвобождение персонала – вид деятельности, предполагающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации при увольнении сотрудников. Осуществляет этот комплекс мероприятий служба управления персоналом. Следует различать понятия "высвобождение" и "увольнение". Увольнение обозначает прекращение трудового договора между администрацией и работником.
Информация о работе Технология работы с персоналом организации