Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:58, контрольная работа
Цель настоящей работы - рассмотреть сущность управленческого решения, его виды и модели процесса принятия решений.
Введение…………………………………………………………………2
1. Принятие управленческого решения…………………………………..3
1.1. Уровни принятия решений и ключевые навыки, требуемые руководителю……………………………………………………..5
2. Типы и принципы принятия решения………………………………….7
2.1. Принципы принятия эффективных решений…….………………12
3. Процесс принятия решений …………………………………………....15
Заключение……………………………………………………………....18
Литература……………………………………………………………….19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни строительство египетских пирамид, ни создание висячих садов Вавилона, ни ведение войн, ни возникновение и расцвет городов и государств. Практическое управление возникло тогда, когда появились организации. Для эффективного осуществления функций управления необходимы связующие процессы, такие, как принятие решений и коммуникация. Принятие решений присутствует при осуществлении всех управленческих функций, поскольку и при планировании, и при организации, и при мотивации, и при контроле необходимо принимать управленческие решения. Действительно, не приняв соответствующего решения, нельзя реализовать ни одну из перечисленных выше функций управления. При принятии решения перед руководителем стоят две задачи: выработать возможные варианты решений и из них выбрать наилучшее.
Актуальность темы работы
подтверждают следующие аспекты: принятие
управленческих решений становится
сегодня одной из основных проблем
совершенствования системы
Поэтому цель настоящей работы - рассмотреть сущность управленческого решения, его виды и модели процесса принятия решений.
1. Принятие управленческого решения
Принятие управленческого решения — важнейший этап управленческой деятельности, реализации управленческих отношений и лидерских способностей каждого управленца. Итогом управленческой и организационной работы является управленческое решение.
Решение представляет собой такой акт органов управления или руководителя, в котором не только поставлена цель, но и сформулирован ряд задач, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), закреплена ответственность.
Решение принимается в тех случаях, когда выявлена проблемная ситуация. Она всесторонне исследована, определены причины и условия ее возникновения, собрана необходимая информация, найден ключ решения, оценены возможные последствия в изменении качества жизни людей и т. п. При подготовке решения выявляются те ограничения, в рамках которых реализуется цель, отыскиваются способы осуществления задач.
Многообразию проблем соответствует многообразие решений. Специалисты выделяют такие решения: экономические, социальные, политические, идеологические, государственно-правовые, стратегические и тактические, глобальные и специфические, концептуальные и программные, научно обоснованные и эмпирические, интуитивные, рутинные и новаторские.
Совершенно очевидно, что можно выделить разное количество стадий в подготовке управленческого решения (поиск проблемы, определение путей решения, выбор оптимального решения из имеющихся альтернатив, декларация решения и т. п.), но основным является процесс сбора, анализа и переработки информации о внешних и внутренних условиях.
При подготовке и принятии решений используются современные научные и технические средства, методы исследования операций, системный анализ, моделирование, электронно-вычислительная техника. Для коллективных решений особое значение имеет совокупный коллективный интеллект субъекта управления, принимающего решения. Однако следует подчеркнуть творческий характер процесса подготовки и принятия решений, первостепенную роль личности человека, его управленческого интеллекта, профессионализма, воли и других личных и профессиональных качеств.
Любое решение связано с человеком, его творческой индивидуальностью, с мотивацией к деятельности каждого. Без учета этого решение, даже самое обоснованное, не может быть принято, а тем более реализовано. Субъект управления, принимая решение и организуя его исполнение, руководствуется незыблемым принципом — решение должно быть предварительно «спроецировано» на человека, коллектив, организацию, затрагивать их коренные интересы, мотивировать к деятельности. Поэтому важно приложить усилие к тому, чтобы решение было принято людьми, и они осознали его необходимость. Конечно, может сложиться такая ситуация: решение правильное, даже инновационное, но сознание людей не готово к его восприятию, в нем преобладает приверженность к старым решениям, действуют стереотипы прошлого, эмоции превалируют над здравым смыслом. Но и в таком случае субъект управления проводит работу по изменению сознания, постепенно добивается внедренческого эффекта средствами разъясняющих и обучающих технологий по изучению и игнорированию общественного мнения.
Принятие решения можно определить как процесс неслучайного выбора действий. Осуществить выбор — значит отдать предпочтение (в каком-то отношении) одному по сравнению с другим. Результатом процесса принятия решений является само решение. Каждый, даже самый узкий, интервал любой деятельности состоит из ряда решений, принимаемых человеком в процессе выбора вариантов, целей и способов собственной деятельности. Управленческие решения отличаются от прочих тем, что являются двухступенчатыми. Руководитель в процессе руководства постоянно принимает решения в отношении того, как он должен руководить, но эти его решения содержат одновременно «вторую ступень» — они являются решением о том, как должны действовать подчиненные.
Нет управленческих решений, которые имели бы только хозяйственные последствия. Решения всегда социальны, всегда формируют у подчиненных либо позитивные, либо негативные качества. Поэтому, принимая то или иное решение, руководитель должен иметь в виду двоякий эффект: производственно-экономический и социальный, нравственно-психологический. И оценкой оптимальности принятого им решения являются не только хозяйственные показатели, но и поведение работников при достижении ими производственных целей, мера их активности, инициативы.
В зависимости от того, в какой степени знаком с ситуацией субъект управления, выделяются решения:
— уверенности (детерминистские решения, когда известна ситуация и имеющие в ней место причинные зависимости);
—риска (вероятностные решения, когда не известен хотя бы один из моментов, но известна и может быть подсчитана его или их вероятность, если такого рода случаи часто имеют место);
— неуверенности (стратегические решения, когда принимающему решение ни один из указанных моментов не известен).
М. Вудкок и Д. Френсис различают управленческие решения в зависимости от относительной трудности возникших проблем. Они выделяют и рассматривают четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки.
Уровень первый — рутинный. Принимая рутинные решения, руководитель ведет себя в соответствии с определенной программой, почти как компьютер, распознающий ситуации и поступающий заранее предсказуемым образом. Его главная функция в том, чтобы «почувствовать» и идентифицировать ситуации, а затем взять на себя ответственность за начало определенных действий.
Уровень второй — селективный. На этом уровне руководитель оценивает достоинства целого круга возможных решений и старается выбрать из некоторых хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме.
Уровень третий — адаптационный. На этом уровне руководитель ищет новое решение известной проблемы. Успех зависит от его личной инициативности и способности прорыва в неизвестное.
Уровень четвертый — инновационный. На этом уровне руководителю необходимо найти способы распознавать совершенно неожиданные и непредсказуемые проблемы, решение которых зачастую требует развития в себе способности мыслить по-новому.
В табл. 1 объединяются четыре уровня принятия решений и ключевые навыки, необходимые руководителю. Руководителям, работающим над принятием решений высокого уровня, требуются также и собственные навыки более высокого уровня.
Табл. 1
Уровни принятия решений и ключевые навыки, требуемые руководителю
Типы решений |
Ключевые навыки |
Рутинный |
Неукоснительное следование процедуре, разумная оценка ситуации, гуманное лидерство, контроль, мотивация |
Селективный |
Выбор целей, планирование, анализ развития, анализ информации |
Адаптационный |
Идентификация проблем, системное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска |
Инновационный |
Творческое решение, стратегическое исследование, системное развитие |
Полезно выделить также решения единоличные (принимаемые руководителем единолично) и коллегиальные (принимаемые руководителем с привлечением подчиненных). В зависимости от «удельного веса» единоначалия или коллегиальности в процессе принятия решений выделяются пять его типов:
— единоличное принятие решений без предварительных консультаций с сотрудниками и последующего их информирования;
— единоличное принятие решений с последующим информированием подчиненных;
— единоличное принятие решений с предварительными консультациями в коллективе;
— принятие совместных решений с сотрудниками;
— полная передача подчиненным функций принятия решения.
В соответствии с этими типами принятия решения можно говорить о пяти возможных стилях руководства: 1) директивном, 2) директивно-коллегиальном, 3) коллегиальном, 4) коллегиально-либеральном, 5) либеральном.
Л. Планкетт и Г. Хейл различают и описывают бинарные и многовариантные решения. Принятие бинарного решения предполагает выбор из двух возможных вариантов, в частности, по схеме «да или нет». Принятие многовариантного решения предполагает выбор более чем из двух возможных вариантов.
В научной литературе описываются также решения:
— альтернативно-условные («я сделаю М, если будут условия С, но если будут условия Д, я сделаю Н») и однозначные («Я сделаю только М»);
— компромиссные («я сделаю К, поскольку это не вызовет такой бурной реакции со стороны X, как мое действие М») и бескомпромиссные;
— перестраховочные и смелые;
— перспективные (касаются определения человеком или группой направления деятельности) и текущие (принимаемые по поводу изменения условий в рамках выработанного направления).
Чтобы квалифицированно
принимать решения, человек должен
обладать определенными личностно-
Исследования показывают, что есть руководители, которые, даже обладая этими качествами, не владеют искусством принимать решения. В связи с этим представляют интерес те психологические условия, соблюдение которых позволяет преодолеть этот недостаток:
— прогностическое
— составление подробного информационного описания «слагаемых», необходимых для принятия решения и возможных действий по его реализации;
— умелое оперирование своими знаниями, постоянное использование профессионального опыта и интуиции;
— активное подключение специалистов к разработке конкретных предложений по выработке решения, осуществление выбора наиболее обоснованных путей, осваивание этих идей под углом зрения своей концепции решения;
— основательная волевая подготовка, внутреннее преодоление «борьбы мотивов» в пользу принятия решения, которое меньше сопряжено с риском, обладание высоким чувством ответственности;
— критическая оценка эффективности путей реализации выработанного решения, «открытость» к новой информации, помогающей скорректировать принятое решение, а также к критическим замечаниям, преодоление желания в получении данных, подтверждающих правильность принятого решения, хотя обнаружено, что оно имеет ряд недостатков.
В научной литературе различают руководителей с внутренней и внешней стратегией при принятии решений. К первой группе относятся те, кто считает, что качество решения, его осуществимость прежде всего зависят от собственной компетентности, интеллектуальных способностей, воли субъекта управления. Лица с внешней стратегией убеждены, что их успехи или неудачи, прежде всего, зависят от внешних обстоятельств, на которые они не могут оказать влияние.