Упарвленчксие отношения Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 02:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы исследовать основные аспекты становления, развития и модернизации управленческих отношений в России и за рубежом
Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи:
проанализировать основные этапы эволюция управленческой мысли в России;
рассмотреть понятие управленческих отношений;
исследовать развитие управленческой мысли на Западе;
ознакомиться с зарубежными моделями управления;
сравнить системы управления США, Японии и России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………........3
1. Понятие «управление» в России …………………………………………6
1.1. Эволюция управленческой мысли в России …………………………..6
1.2. Понятие управленческих отношений ………………………………...12
2. Возникновение управленческой мысли на Западе……………………..14
2.1. Школы управления на Западе……………............................................14
2.2. Современное состояние управления на Западе………………………19
3. Зарубежный опыт модернизации управленческих
отношений …………………………………………………………………..22
3.1. Американская модель управления……………………………………22
3.2. Японская модель управления…………………………………………29
3.3. Сравнительная характеристика систем управления США, Японии
и России……………………………………………………………………..32
Заключение …………………………………………………………….......38
Список использованной литературы…………….......................................41
Приложение………………………………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

1Зарубежный опыт модернизации управленческих отношений.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………........3

1. Понятие «управление» в России …………………………………………6

1.1. Эволюция управленческой мысли в России …………………………..6

1.2. Понятие управленческих отношений ………………………………...12

2. Возникновение управленческой мысли на Западе……………………..14

2.1. Школы управления на Западе……………............................................14

2.2. Современное состояние управления на Западе………………………19

3. Зарубежный опыт модернизации управленческих

отношений …………………………………………………………………..22

3.1. Американская модель управления……………………………………22

3.2. Японская модель управления…………………………………………29

3.3. Сравнительная характеристика систем управления США, Японии

и России……………………………………………………………………..32

Заключение …………………………………………………………….......38                                                                                                

Список использованной литературы…………….......................................41

Приложение………………………………………………………………...42 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Феномен управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией, психологией, кибернетикой, менеджментом и др.), призванными изучать общество и законы его развития.

В  настоящее  время  трудно  назвать  более  важную  и  многогранную  сферу  деятельности,  чем  управление,  от  которого  в  значительной  мере  зависит  и  управление государством, и эффективность  экономики,  и  качество  обслуживания  населения и многое другое.

Знания о закономерностях науки управления, о психологических особенностях поведения человека в организациях рассматриваются сегодня, по существу, как неотъемлемый компонент общей культуры личности специалиста любого профиля. Тем более это относится к требованиям, предъявляемым к сфере его профессиональной компетентности. Где бы ни работал будущий специалист и чем бы он ни занимался, он всегда включается в «мир организаций», в систему управления, занимая в ней определенное место (нередко - руководящее). Условием его эффективной деятельности, а в конечном итоге - и жизненного успеха является знание управленческих отношений.

Актуальность темы курсовой работы. Управление является важнейшим  из социальных институтов, на который опирается рационально организованное общество. Становление рыночных отношений в современной России и вызванные данным процессом социальные изменения в российском обществе требуют новых форм профессиональной и социальной компетентности управленцев. От этого в целом зависит эффективность построения управленческих отношений в самых различных сферах профессиональной деятельности.

Заметное влияние на формирование управленческих отношений  оказали английские исследователи. Так, англичане Р.Фэлк и Л.Урвик  занимались разработкой принципов  управления. Во Франции вопросами  научного управления занимались Анри Луи Ле Шателье Шарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль. Проблемами научного управления производством в Германии занимался Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный им термином «бюрократия». Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Кароль Адамецкцй.

Современный этап развития управленческой мысли характеризуется заметным повышением интереса к различиям в стиле и методах управления в различных странах и причинам, данные различия порождающим.

Любая национальная модель управления - это составной феномен, включающий организационный, культурологический, общественный аспекты, это сложная сбалансированная система. Формирование национальной модели управления представляет собой объективный процесс, обусловленный всем комплексом условий развития нации. Следование во всех существенных аспектах традиционному укладу управления создает в обществе предпосылки стабильности, тогда как попытки внесения резких изменений дестабилизируют общество.

В настоящее  время в общепринятую практику входит немало попыток одномерных и прямолинейных сопоставлений российского управления и российских управленцев с соответствующими американскими, европейскими, японскими образцами. Доминирующее присутствие нероссийских «гуру» управления в теоретических источниках, доступных практикам, предопределяет заведомо проигрышные позиции национальной научной мысли. Однако этап восторженного принятия всего несоветского в экономической жизни сменился периодом пристального внимания к управленческим отношениям крупных развивающихся российских компаний. Последние активно привносят в российскую экономику свои методы управления.

Цель данной курсовой работы исследовать основные аспекты  становления, развития и модернизации управленческих отношений в России и за рубежом

Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи:

  1. проанализировать основные этапы эволюция управленческой мысли в России;
  2. рассмотреть понятие управленческих отношений;
  3. исследовать развитие управленческой мысли на Западе;
  4. ознакомиться с зарубежными моделями управления;
  5. сравнить системы управления США, Японии и России.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура  курсовой работы:

  1. введение;
  2. три главы;
  3. заключение;
  4. список использованной литературы.

Название глав отображает их содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие «управление» в России

1.1. Эволюция управленческой мысли в России

 

Управление в России развивалось с древних времен. Активизация развития взглядов на управление в России отмечается с XVI века, когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок.

Многие направления  общественной жизни, как на государственном  уровне, так и на уровне хозяйственных  организаций затронули реформы  Петра I, которые были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли.

Круг управленческих действий Петра I был весьма широк - от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

  1. развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;
  2. содействие развитию сельского хозяйства;
  3. укрепление финансовой системы;
  4. активизация развития внешней и внутренней торговли.

Законодательные акты Петра I - указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением - регулировали различные  сферы деятельности государства, по сути это был государственный менеджмент. Таким образом, можно сделать вывод, что в это период развитие управления в России происходило на государственном уровне.

В развитии системы государственного управления важную роль сыграл А.Л.Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Таким образом, А.Л.Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента1.

Заслуживают внимания и  управленческие идеи И.Т.Посошкова (1652-1726). Одним из главных факторов развития государства он считал эффективное  управление страной и наличие  справедливых законов. Принципы И.Т.Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни2.

Идеи государственного управления нашли свое отражение  в трудах А.П.Волынского (1689-1740).

Определенный вклад  в область управления хозяйственными делами России внес В.Н.Татищев (1686-1750). Особое значение он придавал управлению финансовой политикой. В.Н.Татищев также считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России3.

В XVIII веке заметный вклад в истории России оставила Екатерина II. В целях совершенствования управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10 - 12 уездов.

Основные преобразования управления экономикой в начале ХIХ  века произошли в период царствования Александра I. В 1801 году был издан  манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности.

Александр II в 1861 году начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 году - земскую и в 1870 году - городскую реформы.

В начале XX века управленческие преобразования осуществлялись под  руководством таких личностей, как С.Ю.Витте (1849-1915) и А.С.Столыпин (1862-1911).

В 1909 году П.А.Столыпиным был выдвинут смелый проект реформ в области земского самоуправления, предполагавший возможность использовать различные системы выборов, ликвидировать сословную иерархию в государственном управлении в уездах. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией.

Программа реформ А.С.Столыпина  затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу  ее автора на 20 лет.

Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 года В поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие:

  1. введение рабочего контроля;
  2. создание Высшего совета народного хозяйства;
  3. образование местных органов экономического управления4.

Период «военного коммунизма»  характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу.

В период новой экономической  политики с позиций управления выделялось три уровня:

  1. высший;
  2. средний;
  3. низший.

После окончания гражданской  войны новая экономическая политика предполагала ослабление государственного воздействия на экономику и расширение рыночных отношений.

В период перехода к крупному машинному производству (индустриализации) и коллективизации на селе во второй половине 20-х гг. ХХ столетия государственное управление вновь стало преобладать

Анализируя развитие научной организации труда и  управления в социалистическом обществе, следует отметить, что самым плодотворным периодом в развитии отечественной науки управления стали 20-е гг. ХХ века

В это время обозначились две основные группы концепций управления:

  1. Организационно-техническая (А.А.Богданов, О.А.Ерманский, А.К.Гастев, Е.Ф.Розмирович).
  2. Социальная (П.М. Керженцев, Н.А.Витке, Ф.Р.Дунаевский)5.

Начиная с конца 30-х  гг. теоретические проблемы управления не разрабатывались. В них не было необходимости - каждая организация  была ведома рукой плановой экономики.

С середины 60-х гг. начинается возрождение интереса к теоретическим и практическим проблемам управления. Причины: усложнение хозяйственных связей, достижения НТП, развитие кибернетики. В стране осуществлялась новая экономическая реформа, предоставившая большую экономическую самостоятельность основным производственным звеньям. Однако чрезмерная идеологизация не могла способствовать развитию теории управления.

В 70-80-е гг. ХХ столетия развитие экономики страны тормозили затратные методы хозяйствования, когда поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат.

В 1986 году М.С.Горбачев начал проводить новую общественную реформу, названную перестройкой. Однако в течение первых лет перестройки продолжалась затратная система управления экономикой, что приводило к диспропорции между промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами общественного производства, росту дефицита государственного бюджета. Все это дискредитировало плановую систему экономики и способствовало ее развалу6.

В октябре 1991 года Б.Н.Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР с обращением к депутатам и народу, в котором предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых форм управления на всех уровнях.

С января 1992 года правительство перешло от плана к рыночному регулированию на основе либерализации цен.

С 1992 года в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Принципиально новым  подходом к управлению на местах (в  городах, районах, сельских поселениях) явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов государства.

Информация о работе Упарвленчксие отношения Японии