Феномен «лидерство»: понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть основные характеристики лидера, его стиль, методы и типы влияния.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
- определить понятие и сущность лидера;
- разобрать становления понятия лидерства;
- выделить основные концепции личностных качеств лидера

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА В СИСТЕМЕ РУКОВОДСТВА.
1.1.Феномен «лидерство»: понятие и сущность
1.2. Специфика организационного лидерства
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ЗНАЧЕНИИ ЛИДЕРСТВА.
2.1.Характеристики способствующие формированию лидерства в группе
2.2. Роберт Свои – лидер группы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

Структурные теории лидерства 1.docx

— 58.41 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА В СИСТЕМЕ РУКОВОДСТВА.

1.1.Феномен «лидерство»:  понятие и сущность 

1.2. Специфика организационного лидерства

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ЗНАЧЕНИИ ЛИДЕРСТВА.

2.1.Характеристики способствующие  формированию лидерства в группе

2.2. Роберт Свои – лидер группы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

2

 

4

4

8

 

13

13

 

17

20

 

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров, которыми могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения: старший в семье, учитель, тренер, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и т. п.

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, в отличии от других, к их словам прислушиваются с большим уважением – их положение приобретает доминирование. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.

Лидер способен понять, что  может воодушевить человека, и  найти тот подход, который необходим.

Актуальность данной темы связана с множеством теорий лидерства, которую породила наука и обширными исследованиями в этой области, что иногда трудно разобраться, применение какой именно из них уместно в данной управленческой ситуации, следовательно вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Многие успешные предприниматели, главы корпораций и другие выделяющиеся личности, которые занимают лидирующие позиции, пишут книги, организовывают семинары и учат последователей на своём опыте.

Целью данной работы является рассмотреть основные характеристики лидера, его стиль, методы и типы влияния.

Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:

- определить понятие  и сущность лидера;

- разобрать становления  понятия лидерства;

- выделить основные  концепции личностных качеств  лидера;

- рассмотреть личностные характеристики способствующие

  формированию лидера в социальной психологии;

-  рассмотреть  функции которые выполняет лидер;

- рассмотреть как в обществе может формироваться лидер, на примере

  Билл Гейтса.

Проблема исследования заключается в большом количестве теорий о лидерстве и практических руководств, как стать лидером, но чёткой теории лидерства пока ещё не разработана.

Гипотеза - изучить различные методы и теории, которые помогут осознать наобходимость гибкого подхода в лидерству в обществе.

Объект исследования – теории лидерства в социальной психологии.

Предмет исследования – характеристики присущие лидеру в обществе, его значение и роль.

Методы исследования:

  • метод целевого анализа ситуации, позволяющий определить проблемы формирования лидерства;
  • мониторинг, позволяющий осуществлять сбор информации о различных параметрах ситуации;
  • анализированние характеристик лидера.

Практическая  база исследования

Степень теоретической  разработанности проблемы:

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА В СИСТЕМЕ РУКОВОДСТВА.

1.1.Феномен «лидерство»:  понятие и сущность.

Исследования лидерства  представляют собой сравнительно новую дисциплину, так как определение этого понятия постоянно эволюционирует. Прежде чем говорить о качествах, позволяющих человеку быть эффективным лидером, следует выяснить, что означает понятие «лидерство».

Проблема лидерства интересовала историков и философов со времен античности, однако предметом научных исследований эта тема стала только в XX веке. Изначально, рассматривать специфику организационного лидерства, можно было исключительно как позицию и деятельность правителя. Первые попытки философского осмысления лидерства (правления) содержатся в древнекитайской и древнеиндийской философии и знакомы нам по трактатам, относящимся к I тыс. до н.э.. Существует более 350 определений лидерства. Один из авторов, писавших на эту тему, утверждает, что «лидерство — это наиболее очевидный и наименее понятный феномен на земле»1. Дать определение лидерства довольно трудно, поскольку сложна сама природа этого явления. Некоторые даже настаивают на том, что лидерство — «это просто романтический миф, питающийся несбыточными надеждами людей на то, что некто придет к ним и решит их проблемы одним лишь усилием воли»2. Доказано, что на лидеров очень час­ то возлагаются нереальные надежды.

Феномен лидерства — одна из наиболее изучаемых проблем современной  психологии. Именно здесь накоплен основной массив исследований, концепций  и попыток теоретического обобщения.

«Слова лидер («leader») и лидерство («leadership») образованы от англосаксонского корня «lead» (в переводе на русский — «дорога», «путь»), который происходит от глагола «leaden», что значит «путешествовать», «идти». Будучи мореплавателями, англосаксы использовали это название и для обозначения курса судна в море. Таким образом, лидерами назывались люди (или суда), которые показывали путь»3.

С давних времен исследователи  задавались вопросами о том, почему один человек становится лидером, а  другой нет, в чем отличие одного лидера от другого и т. п. Начиная  с создания библейских сюжетов, люди пытались описать личностные особенности «великих людей» и предлагали рекомендации по лидерству (например, в стиле «Государя» Макиавелли). Однако возможности для научного исследования лидерства появились только в ХХ веке в связи с развитием общественных наук, в первую очередь психологии и социологии. Становление промышленности и, как следствие, широкая распространенность профессии менеджера значительно усилили интерес к этой проблеме.

Тем не менее, несмотря на то, что научно-эмпирические исследования лидерства проводились в течение всего ХХ века, до настоящего времени не только не существует однозначного определения понятия «лидерство», но различаются и представления о природе и сущности этого феномена. Например, ряд исследователей отождествляют лидерство и влияние. Так, Н. И. Ильин, И. Г. Лукманова, А. Н. Немчин определяют лидерство как «способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей»4.

«Б. М. Басс рассматривает лидерство как позитивное влияние. По его мнению, в случае, если цель члена группы, назовем его «А», состоит в том, чтобы изменить поведение члена «Б», то усилия «А» есть попытка лидерства. Если член «Б» действительно изменил свое поведение в результате усилий «А», то это успешное лидерство. Если же изменение поведения «Б» принесло члену «А» удовлетворение, награду, достижение цели, то, по мнению Б. М. Басса, это можно назвать эффективным лидерством».5 Не вызывает сомнений, что лидерство подразумевает в себя процесс влияния, вместе с тем полное противоположность этих двух феноменов недостаточно верно, так как в любой организации каждый человек так или иначе, в той или иной степени оказывает влияние на других сотрудников. Подходом, развивающим понимание лидерства как умения оказывать воздействие на других, является рассмотрение данного объекта как производного от власти.

Определение лидерству дает Ж. Блондель, согласно его представлениям, лидерство по своей сути и по форме есть феномен власти. «Лидерство — это власть, потому что оно состоит в способности одного или нескольких лиц, находящихся на вершине, заставлять других делать то позитивное или негативное, что последние в иных условиях могли бы не делать»6.

Существовали и попытки  определить лидерство, рассматривая его  через отделение от позиции официального руководителя. Примером является классическое отечественное определение Б. Д. Парыгина, согласно которому лидер — «это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя».7

Часто лидерство рассматривается  как противоположность принуждению  и представляется в виде умения побуждать, а не принуждать к определенным действиям. При этом вместо силы и принуждения  в случае лидерства часто рассматриваются  побуждение и воодушевление. Однако такое разграничение имеет смысл только с точки зрения идеального лидерства. В действительности следует признать, что авторитарный стиль управления может быть также эффективным, будучи реализованным лидером в соответствующих ситуациях. Каждая из представленных выше моделей понимания феномена лидерства приоткрывает лишь одну из сторон его природы.

«Лидерство — это взаимоотношения между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимися к реальным изменениям и достижению результатов, отражающих общие цели».8

Можно утверждать, что, выделяя  те или иные аспекты лидерства, исследователи преследовали различные цели, например: определение объекта наблюдения для эмпирических исследований в малых группах, определение формы практики, обеспечение теоретического развития данной проблемы и др. В результате сложилась парадоксальная ситуация.  В совокупности, разработанные в социальной науке теории лидерства, охватывают все стороны феномена лидерства и имеют разносторонние и неоднородные элементы его понимания, которое не удается сложить в целостное представление.

Согласно распространенному  стереотипу, лидер отличается от остальных людей, над которыми он возвышается. На самом же деле качества, необходимые эффективному лидеру, идентичны качествам, необходимым эффективным ведомым. Настоящие ведомые умеют мыслить самостоятельно, выполняя порученные им задания с энергией и энтузиазмом. Они преданы чему-то, выходящему за рамки их личных интересов, и способны постоять за свою точку зрения. Они не относятся к людям, которые всегда согласно кивают головой и слепо следуют за лидером. Иногда человек может быть одновременно эффективным лидером и эффективным ведомым, умело играя между этими ролями в зависимости от ситуации. В идеальном случае лидерство равномерно распределяется между лидером и группой, и при этом каждый человек стремится повысить уровень своей ответственности.

 

1.2. Специфика организационного лидерства.

Возможности для научного исследования феномена «лидерство» появились только в ХХ в., что связано с развитием таких наук, как психология и социология с соответствующими методами психодиагностики. Становление промышленности и как следствие широкая распространенность профессии менеджера значительно усилили интерес к этой проблеме.

Примерно в этот период и появился термин «организационное лидерство».  В настоящее время  в зарубежных теориях менеджмента под организационным лидером преимущественно понимается первое лицо организации - руководителя, который занимает определенную должностную лидерскую позицию.

Специфика большинства отечественных  исследований лидерства заключается  в разделении и противопоставлении понятий «лидерство» и «руководство». Для лучшего понимания сущности организационного лидерства необходимо провести социально-психологический анализ лидера и формальную управленческую позицию руководителя. Впервые внимание на двойственное употребление понятия «лидерство» обратил С. Джибб, который в 1969 г. попытался развести эти понятия следующим образом: 

1. Руководство поддерживается организационной системой, а лидерство обусловлено стихийным одобрением группой одного из её членов за вклад в групповые достижения. 

2. Руководитель ставит групповые цели, исходя из собственных (профессиональных) интересов и вне зависимости от пожеланий членов группы. Лидер отражает интересы и пожелания членов группы (иначе рискует утратить лидерское положение). 

3. Для руководителя в процессе достижения цели нет обязательной необходимости опираться на чувства и единое мнение, разделяемые членами группы. Лидер же должен их обязательно учитывать. 

4. Для руководства характерен значительный социальный разрыв между членами группы и руководителем, который стремится сохранить эту социальную дистанцию, так как она помогает ему оказывать давление на группу. Лидер выступает как один из членов группы. 

5. Руководитель получает полномочия от вне группового источника власти, дающего ему право распоряжаться в группе. Лидера властью наделяет сама группа.9

Следовательно, С. Джибб попытался различить феномены «лидерство» и «руководство», описав их различными терминами и обратив внимание на содержательные моменты. И хотя некоторые из них спорны, но всё же обозначают различия в деятельности.

Работы С. Джибба послужили стимулом для отечественных исследователей, стало появиляться большое количество научных трудов, посвященных проблеме соотношения лидерства и руководства. Так, в 1971 г. была опубликована работа Б.Д. Парыгина, где он выделил ряд различий лидерства и руководства, которые в последующем официально закрепились в советской науке. Позже исследователи активно предпринимали попытки уточнить и противопоставить эти понятия.

Информация о работе Феномен «лидерство»: понятие и сущность