Формирование целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. При управлении организацией опытные менеджеры определяют постановку целей как существенный компонент, играющий серьезную роль в деятельности фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 129.02 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. При управлении организацией опытные менеджеры определяют постановку целей как существенный компонент, играющий серьезную роль в деятельности фирмы. Постановка четких целей и последующая деятельность в соответствии с ними, одна из самых серьезных задач, с которыми сталкивается руководитель.

Нужно установить цели и миссию организации, построить «дерево целей», а после этого выработать стратегию поведения, обеспечивающую выполнение этих составляющих. Это является одной из основных задач высшего руководства и составляет важную часть всего управления, называемого - управление по целям.

Процесс постановки целей влияет на качество управления, а эффективный процесс постановки целей улучшает качество управления в целом.

Определение и постановка целей деятельности организации является компетенцией высшего руководства, в его же задачи входит выработка методов их достижения. Все это составляет в своей совокупности стратегической управление предприятием.

Целью курсовой работы является определение сущности и рассмотрение механизма формирования целей на теоретическом уровне.

Для достижения поставленной цели будут последовательно решаться следующие задачи:

1. Определить понятие и значение целей в деятельности организации

2. Рассмотреть классификацию целей и основные требования к их постановке

3. Необходимость постановки целей на всех уровнях управления

4. Определить основные методы формирования целей

Объектом является выбор цели организации.

Предметом исследования классификация и механизм формирования целей.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена особой значимостью проблемы. Формирование целей организации является одним из необходимых условий успешности деятельности. Во-первых, это некие ориентиры, которые позволяют видеть направление развития в условиях постоянного изменения внешней среды. Во-вторых, любая организация представляет собой объединение людей, преследующих некие цели, определяющих целевую ориентацию предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.РОЛЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ

    1. Понятие цели и функции целей

Цели - это конечные состояния системы (в данном случае организации, её элементов), которое стремиться добиться группа, работая вместе. В процессе планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. Все то, что способствует достижению целей, называется средствами.

Цели организации либо провозглашаются высшим руководством как деловые установки и задачи либо  неявно подразумеваются в философии организации. Поскольку благополучие участников организации на прямую зависит от степени достижения поставленных целей, они столь или иной степенью заинтересованности, их реализуют.

 Сегодня обретение богатства  не рассматривается как непосредственная цель деятельности хозяйствующих субъектов.

Во-первых, наряду с коммерческими организациями появились не коммерческие направления благотворительные фонды, клубы, общества.

Во-вторых, в большинстве крупных организаций у власти стоят не собственники, а именно управляющие. Задачи, которых далеко не всегда непосредственно связаны с обогащением.

В-третьих, сама прибыль сегодня зависит от усилия произвести то, что нужно в данный момент людям и удовлетворяет его потребности.

Цели организации определяются владельцами ключевых ресурсов, в соответствии со своей системой ценностей, но их формулировка не произвольна.

Во-первых, она предствовляет собой отражение объективной роли данной организации в обществе, характера и масштабов ее деятельности, ее производственного и кадрового потенциала.

Во-вторых, на формулировку целей существенное влияние оказывают интересы многочисленных субъектов связанные с деятельностью организации.

В-третьих, постановка целей связана с учётом ограничений в отношении путей и средств их достижения.

В системе управления цели выполняют следующие функции

  1. Цели отражают философию компании. Концепцию ее функционирования и развития.
  2. Цели задают основные направления деятельности предприятия, а следуя, составляя  основу общей и управленческой структуры определяя ее характер и особенности.
  3. Цели уменьшают неопределенность, становясь для субъекта ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему.
  4. Концентрация на достижения желаемой цели позволяет противостоять  ежеминутным порывам и желаниям. Действовать быстрее с большим эффектом добиваясь желаемого с минимальными затратами.
  5. Цели составляют основу критериев выделения проблем выбора варианта решения контроля и оценки полученных результатов ,а также материального и морального поощрения сотрудника.
  6. Цели особенно велики независимо от того реальны они или мнимы позволяют сплачивать вокруг себя энтузиастов (в целом коллектив) побуждают их брать на себя добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения (поэтому в цели обязательно должен  быть призыв).
  7. Общественно значимо целей служит оправданием в глазах людей необходимости и законности существования данной организации.
    1. Классификация целей организации

Выбор и формулирование целей определяются конкретными условиями их реализации на ближайший период, определяют конкретными условиями их реализации на ближайший период, определяют стратегию организации. Цели классифицируют:

  1.   По масштабу деятельности:
  • Глобальные
  • Общие
  • Локальные
  • Частные

     2.По источникам формирования выделяют:

  • Сформировавшиеся внутри организации. Они ориентированы на удовлетворение потребностей коллектива.
  • Внешние  цели-их формулирует руководство.

3.По комплексности выделяют:

  • Простые
  • Сложные

4.По степени важности выделяют:

  • Тактические
  • Стратегические

5.С учетом времени выделяют:

  • Долгосрочные (свыше 5 лет).
  • Среднесрочные (от 1 до 5 лет).
  • Краткосрочные. (До 1 года).

6.По содержанию цели делятся:

  • На личные,  с конкретными работниками
  • Институциональные с производственной хозяйственной деятельностью:
  1. технологические (внедрение новых технологий, в т.ч. информационных; автоматизация производства и управления)
  1. производственные (выпуск определенной продукции нужного качества, в нужном объеме, в поставленные сроки, с использованием определенных ресурсов, с определенными затратами)
  2. административные (по управляемости, коммуникациям)
  3. маркетинговые (связаны со сбытом и продвижением)
  4. научно-технические (совершенствование и разработка продукции, технологии, качества)
  5. социальные (по персоналу)

7.С точки зрения приоритетности выделяют:

  • Необходимые
  • Желательные
  • Возможные 

8.По форме выражения:

  • Количественные цели
  • Качественные цели

9.Исходя, из особенностей взаимодействия бывают:

  • Безграничные по отношению к друг другу
  • Конкурирующие
  • Дополняющие
  • Исключающие друг друга
  • Совпадающие

10.По степени обязательности:

  • Цели – задания
  • Цели - ориентир.

11.С точки зрения иерархичности:

  • Миссию
  • Генеральную
  • Обще организационную
  • Специфическую

12. По степени реальности: 

  • Действительные
  • Мнимые

         

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ВЫЯВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ

2.1 Необходимость постановки целей на всех уровнях управления

В целях развития стратегического мышления на предприятиях, которые руководствуются принципами стратегического управления, плановые показатели должны быть установлены не только для организации в целом, но и для каждого подразделения, каждой товарной группы, функционального или обеспечивающего отдела.

Только когда каждый руководитель - от исполнительного директора до руководителя самого низшего уровня - ответственный за достижение конкретных результатов в своих подотчетных структурных единицах, процесс постановки целей становится завершенным, направленным на то, чтобы вся организация в целом шла по намеченному пути, и чтобы каждый ее работник знал, что ему нужно выполнить.

Процесс постановки целей скорее происходит сверху вниз, чем снизу вверх. Чтобы увидеть, почему стратегические цели одного уровня управления имеют тенденцию к перемещению на более низкий уровень управления, рассмотрим следующий пример. Допустим, что высшее руководство диверсифицированной корпорации устанавливает плановый объем прибыли по корпорации в целом на уровне 5 млн. долл. на следующий год. Предположим также, что после совещания корпоративного руководства совместно с пятью исполнительными директорами каждого из предприятий, с которыми связана деятельность фирмы. Было решено установить трудную, но выполнимую задачу - получить к концу года прибыль в 1 млн. долл. (т. е. если каждое из предприятий получит прибыль в 1 млн. долл., то корпорация в целом достигнет цели в 5 млн. долл.). Конкретный результат был, таким образом, согласован на двух уровнях управленческой иерархии. Далее предположим, что генеральный директор предприятия Х после совещания со своими менеджерами решил. Что прибыль в 1 млн. долл. потребует продажи 100 000 единиц продукции по средней цене 50 долл. за штуку и их производства по средней себестоимости 40 долл. за штуку (10 долл. прибыль с ед. х 100 000 ед. = 1 млн. долл.). В результате генеральный директор и менеджер по производству утверждают. Цель производства 100 000 единиц продукции по себестоимости 40 долл. Генеральный директор и менеджер по маркетингу определяют цель маркетингового отдела - доведение объема продаж до 100 000 ед. с плановой продажной ценой 50 долл. за ед. В свою очередь, менеджер по маркетингу может разбить плановый объем продаж в 100 000 единиц. На плановые показатели объемов продаж для сбытовых подразделений для каждого региона, каждого наименования продукта, каждого ответственного за сбыт служащего.

Такой подход к установлению плановых показателей сверху вниз является логическим способом расчленения задач, сформулированных для всей организации на подзадачи, за выполнение которых несут ответственность подразделения более низких уровней управления и их руководители. Такой подход также обеспечивает в значительной степени объединение и сплочение организации при определении целей и разработке стратегии. В общем, сначала должны быть установлены цели и стратегия для всей организации. Затем из общей стратегии выделяются цели и стратегия для более низких уровней. Формулирование целей и стратегии сверху вниз позволяет ориентировать подразделения низового уровня на стратегические планы и задачи, которые вытекают из показателей, намеченных для всего предприятия. Если определение целей и разработка стратегии начинаются с нижних уровней управления организаций, а цели и стратегия всей организации представляют собой синтез всего того, что образовалось в низовых звеньях, окончательный стратегический план действий не будет последовательным, обобщенным или скоординированным. Установление целей снизу вверх без управления сверху почти всегда говорит об отсутствии стратегического руководства со стороны высшего управленческого звена.

2.2 Требования  к целям

Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации.

Накопленный в бизнесе большой опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым Должны удовлетворять правильно сформулированные цели.

Во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях Должен быть заключен определенный вызов для сотрудников. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельные возможности исполнителей. Нереальная цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации.

Во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми провести модификации установленных целей с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации.

В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, либо же можно было бы каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разночтения, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.

Информация о работе Формирование целей