Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:20, курсовая работа
Целью работы является раскрыть сущность функции управления на предприятии.
Курсовая работа включает следующие задачи:
ь рассмотреть историю необходимости управления;
ь изложит функции управления предприятием: их виды и содержание;
ь проанализировать функции управления на примере предприятия;
ь охарактеризовать эффективность управления предприятием.
Введение 4
1. Виды и содержание функций управления предприятием 6
1.1. История необходимости управления 6
1.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание. 7
2. Практическое применение функций управления на предприятии 22
2.1. Анализ функций управления на примере ООО «Алена» 22
2.2. Предложение по повышению эффективности функций управления на предприятии 23
Заключение 25
Список использованных источников 27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
ТЕМА: «ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ»
Выполнил: Половинкин
Сергей Николаевич
студент 4 курса
группа 501
шифр: 350230
Проверил:
БРЕСТ 2003
Реферат
Тема курсовой работы: «Функции управления на предприятии».
Цель курсовой работы: раскрыть тему курсовой работы.
Предметом исследования в курсовой работе являются функции управления на предприятии.
Объектом исследования является определение сущности функций управления на предприятии.
Приведенные в курсовой работе материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все использованные из литературы и других источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
Ключевые слова: функция планирования, функция организации, функция мотивации, функция контроля.
Объем курсовой работы 27 листов компьютерного текста; девять источников.
Содержание
Введение 4
1. Виды и содержание функций управления предприятием 6
1.1. История необходимости управления 6
1.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание. 7
2. Практическое применение функций управления на предприятии 22
2.1. Анализ функций управления на примере ООО «Алена» 22
2.2. Предложение по повышению эффективности функций управления на предприятии 23
Заключение 25
Список использованных источников 27
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.
Предприятие как самостоятельная хозяйственная единица владеет правами юридического лица, то есть оно имеет право свободного распоряжения имуществом, получать кредит, входить в договорные отношения с другими предприятиями. Оно имеет свободный расчетный счет в банке, где находятся денежные средства, которые используются для расчетов с другими предприятиями, на зарплату.
Переход к рыночным отношениям требует определенных изменений и дополнений уже существующих функций управления предприятиями. Приватизация предприятий способствовала их преобразованию в самостоятельные хозяйствующие субъекты, несущие полную ответственность за результаты своей деятельности. Одновременно нарушились сложившиеся между предприятиями связи, которые ранее поддерживались централизованно, ухудшились условия обновления производственного потенциала, обеспечения конкурентоспособности продукции. Выяснилось, что сама по себе смена формы собственности не гарантирует повышения эффективности работы предприятий. Сегодня руководителям украинских предприятий необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Таким образом, тема функций управления предприятиями и путей их адаптации к условиям рыночной экономики является чрезвычайно актуальной.
Тема курсовой работы: «Функции управления на предприятии».
Целью работы является раскрыть сущность функции управления на предприятии.
Курсовая работа включает следующие задачи:
ь рассмотреть историю необходимости управления;
ь изложит функции управления предприятием: их виды и содержание;
ь проанализировать функции управления на примере предприятия;
ь охарактеризовать эффективность управления предприятием.
Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, опубликованная экономическая практика в официальных изданиях; во-вторых, специальная литература.
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: метод системного анализа, комплексного исследования.
Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, две главы с разделами к ним, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполнена на 27 страницах компьютерного текста.
1. Виды и содержание функций управления предприятием
1.1. История необходимости управления
Управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта, всегда существовало в каких-то формах там, где люди работали группами. Например, египетские пирамиды требовали четкости в планировании, организации работы множества людей, контроля за их деятельностью.
Первый исторический период (до XVIII века) - накопление опыта управления. Второй исторический период (1776-1890) - индустриальный период. Работы А. Смита (государственное управление), Р. Оуэна (гуманизация производства) и другие. Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей. Индивидуальные владельцы не в состоянии наблюдать за деятельностью всех рабочих. Первые менеджеры - это лучшие работники, представляющие интересы владельцев на рабочих местах.
Третий исторический период - период систематизации. Формирование науки об управлении.
Управление возникло из кооперации для координирования деятельности людей. Одна из сфер применения - экономическая - изыскание, производство и распределение ресурсов;
Очевидной характеристикой любого предприятия есть разделение труда, ведь предприятие - это искусственная система, созданная человеком ради его собственных интересов, прежде всего совместной работы. Поскольку работа на предприятии распределена между подразделами и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности. Поэтому объективно возникает потребность в обособлении управленческой деятельности от исполнительной. Необходимость управления связанна с процессами разделения труда на предприятии.
Управление, которое (в широком понимании) есть деятельностью, направленной на координацию работы других людей (трудовых коллективов) опирается на теорию и практику управления, но является больше искусством, чем знанием, так как представляет собой скорее способ использования знаний в конкретных рациональных формах и модификациях, чем само знание. Управление есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации.
1.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание.
Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также соответствующая организация работ [4].
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более, того, они как бы взаимопроникают друг в друга.
Вместе с тем все функции, которые встречаются, можно классифицировать по следующим основным группам:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль.
Для любого предприятия, учреждения или организации все группы функций, являются жизненно важными.
Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Управление - это искусство создавать вещи посредством людей.
Функция планирования - функция предполагающая решение о том, какие должны быть цели организации и что должны делать её члены, что бы достичь этих целей. Планирование как функция управления основывает «фундамент» для других функций и считается одной из главнейших.
Единого метода планирования не существует, поэтому на каждом уровне организации происходит свое планирование, т.е. тип планирования и акцент зависит от положения менеджера в организационной иерархии фирмы.
Существует три типа планирования:
- стратегическое планирование (высший уровень);
- тактическое планирование (средний уровень);
- оперативное планирование (нижний уровень).
Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим, или бизнес-планом функционирования организации.
Эта функция имеет одну главную цель, помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенности в развитии событий, поэтому и разрабатываются долгосрочные планы развития, где и делаются попытки определить элементы решения альтернатив.
Функция организации - это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей организацией.
Организация - это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей, выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.
Чтобы планы были реализованы, руководство должно найти эффективный способ сочетания планов, т. е. с оптимальным результатом.
Существует два основных аспекта организационного процесса:
1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.
2. Делегирование полномочий.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязательно выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы.
Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи - организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач [9].
Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды, например, законами и культурными ценностями. Пределы формальных полномочий часто нарушаются благодаря власти и неформальным организациям.
В некоторых случаях пределы полномочий изменяют характер полномочий в такой значительной степени, что необходимо рассмотреть отношения между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах. Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным.