Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:26, шпаргалка

Краткое описание

1. Проблемы совершенствования систем управления на современном этапе.
2. Исторический подход к изучению менеджмента
3. Школа научного управления
...
41. Основные теории мотивации

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры менеджмент.doc

— 645.00 Кб (Скачать файл)
  1. Проблемы совершенствования систем управления на современном этапе.

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ правлений, интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи  между внешней и внутренней средой предприятия. На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений. Современный менеджмент характеризуют следующие положения. - Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации т е воздействием управления на внутренние факторы производства. - Использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. - Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обусловливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне. - Новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения. В составе важнейших принципов, которыми рекомендуется пользоваться менеджерам в последнем десятилетии текущего века , нередко называются следующие: благожелательное отношение менеджеров ко всем работающим в организации; ответственность менеджеров всех уровней за успешную деятельность организации и т.д.

 

 

 

  1. Исторический подход к изучению менеджмента

 

Истоки управления как деятельности неразрывны с развитием экономики и уходят в глубину веков, но возникновение менеджмента как научной дисциплины обычно связывают с зарождением капитализма. Каждое поколение решало свои проблемы с производством материальных благ, спросом и предложением, убытками и прибылью, трудом и управлением и, хотя во многом человеческие отношения следуют одним и тем же образцам, идеи управления не всегда были такими, как сегодня. Просто  другие условия жизни: производственные силы, окружающая среда и сам человек изменяются, а значит должны изменяться подходы к управлению. Причем сами идеи и принципы могут оставаться неизменными, но их реализация соотносится с требованиями и условиями конкретной ситуации. Спиралеобразное развитие цивилизации позволяет иногда обнаруживать аналогию настоящего в прошлом. Изучение истории менеджмента должно способствовать формированию у менеджера чувства уверенности в решении возникающих проблем через обогащение их познаниями о прошлом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Школа научного управления

Управление было признано самостоятельной областью знаний только в 20 веке. Основополагающие школы управления: 1.Научная школа управления (1885-1920). Эта школа связана с Ф.У.Тейлором.

Формирование  школы научного менеджмента

Амер.инж. Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) – основатель школы научного менеджмента. После окончания технологического института в 1878 году работал в металлургической компании “Медвейл стил Ко” и прошел путь от бригадира до главного инженера завода. Автор многочисленных трудов в области металлургии и менеджмента. “Сделочная система” (1895), “Цеховой менеджмент” (1903), “Принципы научного менеджмента” (1911).

Похоронен в Филадельфии, где на могиле начертано “Отец  научного менеджмента”.

Основные составляющие вклада Ф.Тейлора:

  • создание менеджмента как научного направления. Стихийно сложившиеся методы и приемы производства исчерпали себя. Изобретательность и опыт эффективного руководства оставались достоянием отдельных лиц и не выступали предметом научных исследований и обобщений.
  • формирование делового менеджмента как особого вида профессиональной деятельности.  Проведение принципа разделения труда на труд исполнительский и труд распорядительский. “Очевидно, что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен его выполнить”.

Общие принципы системы Ф. Тейлора:

- разделение  труда между рабочими и менеджерами (первые – исполнительский труд, вторые – распорядительство и надзор)

Он считал, что специализация  труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на уровне рабочих.

- измерение  труда - разработка научными методами  каждого элементы работы (замена прежних эмпирических методов). Производственные задачи должны быть поминутно расчленены, сопровождаться подробным описанием оптимальных методов их выполнения.

Он хронометрировал  операции лучших рабочих, отбирал правильные и рациональные движения, беспощадно отсекал все лишнее, так как энергии расходовалось больше на ненужные, чем на рациональные. За интенсивность труда платил больше, премии достигали от 30 до 100 %. Все это давало прирост производительности труда в 2-3 раза, а заработная плата в среднем росла на 60 %.

- программы  стимулирования и мотивации измерение  труда. По его мнению, рабочие готовы отдавать “честную ежедневную работу” в обмен на “честный ежедневный заработок”. Для рабочего должно быть ясно, что любой элемент работы имеет свою цену и его оплата зависит от установленного выпуска готовой продукции. При достижении большой продуктивности труда рабочий получает премию.

Ф. Тейлор ввел свою знаменитую систему дифференциальной оплаты. Он предлагал, чтобы рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы.

- подбор, обучение и развитие рабочих (перенос внимания с системы машин на рабочих, ими управляющих)

В обязанности руководства  входит выбор людей, способных удовлетворить  рабочие требования, а затем подготовить и специализировать этих людей для работы в нужном направлении. До Тейлора новые рабочие перенимали нужные навыки у старых рабочих. Руководство не считало подготовку персонала своей законной функцией. Сам Тейлор не считался специалистом в использовании методов отбора, кроме подбора рабочих для работ, требующих определенных физических характеристик, особенно физической силы и выносливости. Поэтому не приходилось говорить об использовании систематизированных, научно обоснованных методов отбора. Психологические методы отбора рабочих были разработаны в 1913 году.

Система Тейлора получила весьма широкое распространение в передовых капиталистических странах в первые три десятилетия ХХ века - Германии, Швеции и других западноевропейских странах, как движение за научную организацию труда, рационализацию, научное управление и т.д. Создаются школы консультантов, фирмы и т.п.

Краткая характеристика.

Представители этой школы  обосновали необходимость подбора  конкретных работников для выполнения определенной работы, обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку. В рамках данной школы были разработаны основные принципы управления: отчетливо поставленные цели, справедливые отношения к персоналу, диспетчирование, нормальные условия труда, вознаграждение персонала и т.д.

Основные идеи:

  1. роль менеджеров
  2. стимулирование и вознаграждение
  3. нормирование работ

Его заслугой является то, что:

  1. Доказал возможность разработки на основе анализа затрат времени, движений, усилий, методов осуществление производственных и трудовых операций.
  2. Каждый менеджер должен осуществлять подбор, осуществлять расставку рабочих на те места, где они могут принести пользу, мотивировать, контролировать работу.
  3. Совершенствовать систему оплаты труда.

Заслуга Тейлора и  его последователей школы заключается  в утверждении принципов научного управления:

  1. Исследование каждого отдельного вида деятельности
  2. Отбор работ для выполнения определенных операций и их обучение
  3. Обеспечение работников необходимыми ресурсами
  4. Систематическое и правильное использование материалов стимулирования
  5. Выделение, планирование в отдельный процесс управления
  6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной деятельности

 

 

  1. Эволюция развития управленческой мысли

Управление было признано самостоятельной областью знаний только в 20 веке. Первая книга по управлению появилась в 1832г. «Экономика машин и производства» Чарлз Бебидж. Основоположником современного управления считается Фредерик Уинслоу Тейлор. Американский инженер. В 1911 году написал свой научный трактат «Принципы научного управления». Развил учение об интенсификации трудовых производственных операций в целях повышения производительности труда. Сущность его метода заключалась в анализе трудового процесса, расчленение его на отдельные операции и приемы, выборе наилучшего, в смысле минимального времени, способа выполнения приема операции и всего трудового процесса. Необходимо увеличивать производительность труда вместе с интересами работника. Впервые поставил вопрос о мотивации наемного труда. Управление это искусство точно знать, что предстоит сделать и как это сделать  самым лучшим и дешевым способом. Тейлором впервые была предложена функциональная система управления, в отличие от линейной. Лучший менеджмент – это истинная наука, базирующаяся на определенных законах.

Подход к управлению с точки зрения человеческих отношений часто связывается с теорией Элтона Мейо. Он впервые подошел серьезно к учету интересов рабочих и доказал, что гуманное и уважительное обращение с рабочими в конце концов «окупается». 

Принципы управления разработал Анри Файоль. «Общее и промышленное управлении» 1916. Создал теорию административного менеджмента, в управлении не только промышленными, но и государственными учреждениями. Впервые сформулировал и обосновал 14 принципов управления и назвал их функциями. Поставил задачу построения структуры управления на основании принципа единоначалия. 

Дальше появились работы более поздних ученых. Лауреаты нобелевской премии Ян Тинберген, Рагнер Фриш. Разработали экономическую теорию ускорения экономического развития стран с рыночной экономикой. Тинберген изучал теорию циклов и пришел к выводу, что развитию любой страны свойственны циклы. Он это обосновал формулами. «Основные принципы стабилизации международных отношений стран с различным типом экономики», 1975 год. Фриш обосновал развитие эконометрики. Экономико-математический анализ и методы  прогнозирования. Просчитал научные прогнозы развития стран.

Управленческие идеи в России

К чести российских специалистов следует отметить, что первые наши в области научного менеджмента  сделали задолго до Тейлора  в 1860-70гг сотрудниками высшего технического училища, разработавшие методику рационализацию трудовых движений, получившая медаль “преуспевание” на всемерной торговой выставке в Вене в 1873 году, ее стали использовать английские промышленники. В 1908 году в России стали выходить сборники “Административно-техническая библиотека” (Левенсберг). В 1911 году в Петербургском политехническом институте Семеновым был прочитан курс организации заводского хозяйства. Исследование в области управления производством были возобновлены в 20г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цель, как важнейшая характеристика в менеджменте. Классификация

Любая система  управления – целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей. Цели, стоящие перед фирмой являются отправной точкой планирования. Цель управления – относящееся к будущему , желаемые состояния объектов управления. Цель – идеальное описание результата деятельности. Планирование – разработка целей и задач фирмы нашедших конкретное выражение в текущих и перспективных планах. В зависимости от сроков достижения целей различают перспективное и текущее планирование. Значение цели весьма велико. Во-первых, в организации должны приниматься только такие решения, которые реализуют ее цели функционирования. Во-вторых, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя. Без четкого формулирования целей нельзя комплексно решить ни одной проблемы, связанной с построением фирмы, с планированием ее деятельности, оценка эффективности. От того насколько правильно выбрана и насколько четко  цель сформулирована,  зависит успех деятельности системы. Четкое определение целей функционирования, доведенных до каждого сотрудника аппарата управления, повышает его производительность и способствует мотивации.

Цели стоящие перед  фирмой делят на качественные и количественные. Под количественными, подразумевают цели, которые могут быть определены в количественном эквиваленте, например в денежном выражении, в годах и т.д. Качественные цели требуют применения метода экспертных оценок, который позволяет выбрать цель функционирования, определить приоритет целей и их важность. Классификация целей по уровню: народно-хоз-е, отраслевые, территориальные цели предприятия. По сроку действия: перспективные, текущие.

По охвату проблемы и масштабу действия: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ – это жизненно важные для организации цели, определяющие направления ее развития

ТАКТИЧЕСКИЕ – это  цели, устанавливающие методы достижения стратегических целей организации 

ОПЕРАТИВНЫЕ – это конкретно заданные показатели, достижение которых планируется в заранее установленные сроки.

В зависимости  от периода достижения

ДОЛГОСРОЧНЫЕ – цели, достижение которых устанавливается в долгосрочной перспективе (свыше 5 лет)

СРЕДНЕСРОЧНЫЕ – цели, достижение которых планируется в ближайшие 5 лет

ТЕКУЩИЕ – цели на текущий  плановый период (до 1 года)

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"