Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является экскурсионное обслуживание туристов.Предметом исследования выступает экскурсионный менеджмент. Цель исследования заключается в изучении феномена экскурсионного менеджмента. В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю экскурсионного менеджмент;
- изучить понятия, сущность и содержание экскурсионного менеджмента;
Введение 2
I. ИСТОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 Становление экскурсионного дела 4
1.2 Экскурсии в годы советской власти 10
1.3 Современное состояние экскурсионного дела 13
II. понятие, сущность и содержание экскурсионного менеджмента 14
2.1Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания 14
2.2 Сущность, структура и содержание экскурсии 17
2.3 Дифференциация экскурсионного обслуживания 23
2.4 Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании 26
III. РАЗРАБОТАННАЯ ЭКСКУРСИЯ 30
3.1 Программа обслуживания 4 дня/3 ночи в городе-герое Волгоград 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список литературы: 35
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградская государственная академия физической культуры»
КАФЕДРА ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Курсовая
работа
На тему: «ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
ВОЛГОГРАД 2011
Оглавление
Введение 2
I. ИСТОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 Становление экскурсионного дела 4
1.2 Экскурсии в годы советской власти 10
1.3 Современное состояние экскурсионного дела 13
II. понятие, сущность и содержание экскурсионного менеджмента 14
2.1Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания 14
2.2 Сущность, структура и содержание экскурсии 17
2.3 Дифференциация экскурсионного обслуживания 23
2.4 Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании 26
III. РАЗРАБОТАННАЯ ЭКСКУРСИЯ 30
3.1 Программа обслуживания 4 дня/3 ночи в городе-герое Волгоград 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список литературы: 35
В настоящее время выбранная мной тема весьма актуальна, так как экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Впервые экскурсии стали внедряться в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании, в конце 18 - начале 19 вв. Постепенно они стали органической частью учебного процесса в школе. В 1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов. Параллельно развивались экскурсии культурно-просветительского направления, проводимые экскурсионными организациями, например, «Экскурсии по России», основанная в 1907 при Российском обществе туристов.
В настоящее время экскурсионная деятельность регулируется в России Федеральным законом N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами. Экскурсия стала полноценным элементом туристической деятельности.
Объектом исследования данной работы является экскурсионное обслуживание туристов.Предметом исследования выступает экскурсионный менеджмент. Цель исследования заключается в изучении феномена экскурсионного менеджмента. В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю экскурсионного менеджмент;
- изучить понятия, сущность и содержание экскурсионного менеджмента;
Гипотеза исследования заключается в том, что в целях стимулирования развития туризма требуется разработка новых экскурсионных маршрутов.
В процессе написания курсовой работы я использовала учебные пособия в которых обобщены труды признанных специалистов в туризме.
Впервые сведения об экскурсиях появились во второй половине XVIII в. Это были школьные экскурсии, которые предшествовали появлению туризма. Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми был декабрист И.Д. Якушенко. Находясь в ссылке, он работал в женской школе, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками с целью изучения растительного мира.
Во
второй половине XIX в. школьно-экскурсионное
дело получило поддержку официальных
властей, которые решили использовать
экскурсии в качестве одного из средств
морально-религиозного воздействия
на учащихся. Школьные экскурсии проводились
преимущественно с целью
Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.
Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации.
Крымский горный клуб. В XIX в. среди россиян большую популярность получил горный район Крым, к которому легко было добраться по суше и по морю. Крымские горы привлекали доступностью своих хребтов и удобными для путешествий тропами. К тому же целительный сухой климат благоприятно сказывался на людях с заболеваниями дыхательной системы. Эти свойства сделали его наиболее посещаемым районом России.
В
1876 г. состоялась первая экскурсия в
Крым, проведённая профессором
Свою деятельность клуб начал с организации экскурсии 19 членов в Крым в апреле 1891 г. Экскурсанты посетили Севастополь и ознакомились с археологическими раскопками в Херсонесе, древним Инкерманским монастырём, высеченным в известняках, Айтодорским маяком, Никитским садом и другими достопримечательностями Крыма. Во время этой восьмидневной экскурсии членами клуба были собраны геологические, почвенные, ботанические, энтомологические коллекции, которые должны были послужить основой при создании музея Крымского горного клуба.
С первого же года клуб приступил к собиранию данных по геологии, географии, флоре, фауне, этнографии, археологии и истории Крыма и поставил задачу начать издание этих материалов с целью популяризации Крыма как туристского района. И уже в 1891 г. первый выпуск «Записок Крымского горного клуба» увидел свет, после чего регулярное их издание продолжалось в течение 25 лет.
Особое место в деятельности Крымско-Кавказского горного клуба занимало Ялтинское отделение. Именно это отделение занялось широкой экскурсионной деятельностью, организацией туристских поездок и экскурсий в Крым и по наиболее интересным местам Крымского побережья.
Год
от года экскурсионная деятельность
Ялтинского клуба набирала силу. Число
экскурсантов постоянно увеличивалось.
Экскурсии отделения отличались
большим разнообразием
Популяризация экскурсий проводилась путём рассылки плакатов и брошюр с их описанием в учебные заведения, различные учреждения крупных городов России, публикации рекламных сообщений об экскурсиях, еженедельного вывешивания объявлений с расписанием экскурсий в гостиницах, пансионатах, водолечебницах. Такие методы распространения экскурсий принесли свои плоды. Экскурсиями Ялтинского отделения стали пользоваться приезжие из разных мест.
За
время своей работы (более чем
за 20 лет) Крымско-Кавказский горный клуб
стал влиятельной экскурсионной
организацией в России. Он заложил
прочный фундамент
Повышенный
интерес к экскурсиям, возникший
к 10-м гг. XX в., явился толчком к
созданию при некоторых обществах
экскурсионных комиссий, бюро, комитетов.
Они взяли на себя функции содействия
экскурсионным группам и
Количество экскурсионных комиссий постепенно возрастало. Они создавались в различных городах России: Екатеринбурге, Харькове, Ярославле, Москве и др. К концу 1915 г. существовало уже около 100 подобных организаций.
С 1910 г. стали организовывать экскурсии для сельских жителей в другие наиболее развитые сельскохозяйственные губернии. Они проводились для ознакомления с высокопродуктивными сельскими хозяйствами. Эти экскурсии оказались весьма полезными для крестьян, участвовавших в них. Во многих хозяйствах в результате такого своеобразного обмена опытом появились спустя некоторое время различные нововведения.
В конце XIX - начале XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.
Длительное
время организация экскурсий
для учащихся оставалась делом отдельных
энтузиастов. Таким был педагог
Александровской учительской
Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их, рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия. Определённую роль в развитии ученических экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевлённый проезд в вагонах 3 класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50 км. предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершавших групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах до 1917 г.