Развитие интереса у младших школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - определение условий достаточно эффективного формирования познавательного интереса школьников и выявление условий методического обеспечения достижения этой цели.
Данная цель конкретизировалась в следующих задачах исследования:
- изучить опыт формирования познавательного интереса в практической деятельности учителя современной школы;

Содержание

Введение ...............................................................................................3

§ 1. Проблема познавательного интереса, как актуальная
проблема психолого-педагогической науки. ……………6
§ 2. Методы развития познавательного интереса на уроках музыки……………………………………………………………12
2.1. Разнообразие методов развития познавательного интереса на уроках музыки……………………………………12
2.2. Метод игры…………………………………………………21
Заключение. ………………………………………………… 28
Литература……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

куросовая.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)


2

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М.А ШОЛОХОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По предмету «»

На тему « Развитие интереса у младших школьников на уроках музыки»

 

 

Выполнила студентка 4 курса з/о

Факультета «Культуры и музыкального искусства»

Антонюк О.В

Руководитель: Буркова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2011 г.

 

 

Содержание

 

Введение ...............................................................................................3

                                                                                                                                                                                                                                    

§ 1.   Проблема познавательного интереса, как   актуальная
              проблема психолого-педагогической науки. ……………6      

  § 2.   Методы развития познавательного интереса на уроках музыки……………………………………………………………12

2.1. Разнообразие методов развития познавательного интереса на уроках музыки……………………………………12

 

2.2. Метод игры…………………………………………………21

 

Заключение. ………………………………………………… 28  

 

Литература……………………………………………………31                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится, воспитывается человек не только в начальных классах школы, но и в средних, и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника — очень ответственная задача.

Музыкальное воспитание младших школьников всё настойчивее вхо­дит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность, что даёт простор для радикального решения ряда важнейших аспектов проблемы му­зыкально-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Проблема активизации музыкально-нравственного вос­питания младших школьников ставит перед педагогами вопросы поиска и нахождения путей оптимального подхода к развитию различных задатков детей. Усиление интереса и внимания к во­просам нравственной культуры детей с полной очевидностью сказывается в расширении сферы влияния нравственности. Перестав быть лишь наукой о пре­красном в искусстве и в жизни, нравственность сегодня вторгается буквально во все области жизни, причём не как внешнее украшение, а как её существо, как неотъемлемая часть её внутреннего содержания.

Современная педагогика твёрдо определила, что музыкальное искус­ство в школе должно быть в первую очередь методом воспитания. Тем не менее, долгое время задачи музыкально-нравственного воспитания в школе сводились к поверхностному ознакомлению учащихся с музыкой, к приоб­ретению ими некоторых художественных познаний и навыков, то есть под­менялись задачами элементарного образования, что было серьёзной ошиб­кой. К тому же самому музыкальному искусству практически уделялось очень ничтожное время, а больше было утомительных для детей бесед о му­зыке и записей текста песен.

Вся ответственность за нравственное воспитание возлагалась на учите­лей музыки и литературы. Забывалось, что нравственно воздействуют на че­ловека все стороны жизни и что необходимо повышать нравственную актив­ность, т.е. интеллектуальную и практически-деятельностную активность личности младшего школьника.

Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязатель­ные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познаватель­ную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры.

В данной работе я попыталась  выяснить какие методы и приемы существуют на уроке музыки для развития интереса у младших  школьников. Из чего формируется интерес , что стимулирует развитие интереса.

Сказанное выше определяет  актуальность темы.

Объектом исследования является учебный процесс, дидактически и методически ориентированный на стимулирование познавательного интереса школьника.

Предмет нашего исследования - процесс формирования познавательного интереса учащихся на уроке музыки.

Цель исследования - определение  условий достаточно эффективного формирования познавательного интереса школьников и выявление условий методического обеспечения достижения этой цели.

Данная цель конкретизировалась в следующих задачах исследования:

  -      изучить опыт формирования познавательного интереса в    практической     деятельности учителя современной школы;

-      выявить,  уточнить  для  себя  сущность  познавательного  интереса  как осознанной направленности ученика на усвоение знаний;

-       выявить возможности отдельных методических средств, обеспечивающих достаточно   эффективное   стимулирование      познавательного   интереса учащихся на уроках музыки.

В процессе работы над темой использовались следующий метод исследования: теоретический анализ проблемы познавательного интереса на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.   Проблема познавательного интереса как   актуальная
              проблема психолого-педагогической науки.

Проблема познавательного интереса - одна из актуальных проблем современной педагогики. чтобы правильно использовать современные технические и информационные средства, важно понять, что такое интерес учащихся, как его пробудить и не дать со временем угаснуть, как сделать учение привлекательным. Мы ищем новые ответы на старые, «вечные» вопросы и иногда забываем, что в истории педагогики многие ответы уже были получены.

В течение длительного времени учёные и практики искали ответы на вопрос, как сделать учебный труд привлекательным, радостным, «учением с увлечением». Но только во второй половине ХХ века была разработана целостная теория познавательного интереса. Огромный вклад в её разработку внесла ленинградский педагог-ученый Г.И. Щукина. Она долгое время работала над проблемой познавательного интереса, создала научную школу, исследовала многие вопросы теории и практики обучения и воспитания.

Проблема познавательного интереса впервые была рассмотрена с точки зрения педагогической науки, тогда как раньше считалось, что интерес – это в первую очередь проблема психологии.

Проблема познавательного интереса – центральное звено в системе идей Г.И. Щукиной. Познавательный интерес в этой системе тесно связан с проблемой деятельности и взаимосвязи различных видов деятельности в учебном процессе, а также с проблемой становления человека.

Современные технологии позволяют включить школьника в разнообразные виды деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную и др. Это создаёт огромные возможности в формировании положительной мотивации учения и познавательного интереса. На основе этих технологий можно проектировать различные виды заданий (самостоятельных, творческих, проблемных, исследовательских), отражающих и уровень развития школьника, и его личностные интересы и особенности, и склонности к различным видам деятельности. Это также способствует становлению познавательного интереса как одного из самых бескорыстных и ценных мотивов учения. В связи с профилизацией современной школы проблема познавательного интереса становится всё более и более актуальной. Познавательный интерес часто сопряжен с профессиональными намерениями и способностями школьника. Именно поэтому так важно с самых первых лет обучения в школе развивать интересы школьника, чтобы обеспечить для него в старших классах условия для осознанного выбора профиля обучения, для реализации жизненных планов.

Г.И.Щукина считала, что познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новым возможностям ученика в его развитии, открывающего для него новые перспективы познания.

Ценность познавательного интереса как мотива учения для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса активизирует все психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействует возникновению положительных эмоциональных состояний личности. Именно этого хотим мы и сегодня – вызвать у ученика интерес к учению, к познанию нового, воспитать у него стремление к преодолению трудностей, к обретению в учении личностного смысла, благодаря чему возможно достижение максимальных вершин в той или иной области познания и переживание удовлетворения от достигнутого успеха. Всё это позволяет повысить самооценку учащихся, углубляет их желание открывать для себя новые горизонты знаний, не боясь трудностей, веря в собственные силы.

Каждый раз, ведя урок, мы наблюдаем за учениками, насколько они увлечены темой, как проявляется их интерес на разных стадиях урока, насколько они активны. И, используя эти наблюдения, мы можем не только сделать вывод о состоянии ученика на конкретном уроке, но и проследить динамику его интереса, оценить способности к тому или иному виду деятельности, выявить его возможности к освоению материала. Таким образом, отбирая для урока эффективные методы обучения, более интересные формы его организации, современные информационные средства обучения, мы решаем задачу большой социально-педагогической значимости – стремимся воспитать личность не равнодушную к познанию, увлечённую самим процессом образования, способную к самообразованию.

По состоянию учеников, как по лакмусовой бумажке, мы можем определить свои плюсы и минусы на уроке, осуществить рефлексию, оценивая все стадии урока, выделяя для себя проблемные ситуации, оценивая их с точки зрения подъёма или угасания интереса, проектируя возможные варианты решения возникших проблем и применяя их на следующих уроках. Таким образом, мы можем достигнуть нового уровня мастерства, двигаясь по профессиональной лестнице вверх.           

Проблема познавательного интереса не нова, и на нее нужно смотреть под разными углами зрения.

 

Что хочет учитель на уроке? Освоения учеником комплекса знаний, необходимых ему в будущей самостоятельной жизни, для использования этих знаний в новой социокультурной среде. Что хочет ученик? Ответ на этот вопрос не так прост, поскольку у разных учеников различные цели, разная мотивация к учению. Кто-то идет на урок, потому что это нужно. Родители каждый день твердят о пользе образования, о том, что без школы он не поступит в институт и, следовательно, не найдет хорошую работу. Другой идет на урок, чтобы встретиться с друзьями – для простого и необходимого акта общения. Конечно, есть и такие ученики, которые увлечены предметом, им по-настоящему интересно, они любят предмет. И немаловажную роль в этой любви к предмету играет личность преподавателя, его способность заинтересовать, вызвать проявление познавательной активности учащихся. Именно преподаватель встречает ученика в первый день его знакомства с предметом. И от него зависит, будет ли ученик в последующие дни с радостью приходить на урок или только с сознанием необходимости «отсидит» за партой эти 40–45 минут, а еще хуже, со страхом перед учителем.            Следующий вопрос: О чем думают учитель и ученики? На него ответить еще сложнее. Не в наших силах заглянуть в тайны сознания. Мы можем лишь предположить, наблюдая за учащимися, за их поведением на уроке – активны они или пассивны, смотрят на учителя или нет (зрительный контакт – фактор немаловажный).

От чего же зависит возникновение интереса на уроке, как его пробудить у учащихся? И здесь мы должны ответить на последнюю группу вопросов: Что учитель и ученики делают на уроке? Ведь именно от того, что учитель запланировал в процессе подготовки урока, какие методы и средства обучения привлек, как реализовал свои планы, учитывая состояние и поведение учеников, возникающие проблемные ситуации, зависит проведение интересного урока.

Как же возникает интерес? Ответ на этот вопрос мы можем найти в трудах Г.И. Щукиной, которая выделила следующие последовательные стадии развития познавательного интереса.

1. Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.

2. Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.

3. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.

4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.

Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Следует отметить, что на основе познавательного интереса формируется избирательное отношение к той или иной области науки, деятельности, общению с участниками познания. На основе познания предметного мира и отношения к нему формируется миропонимание, мировоззрение. Познавательный интерес обогащает и активизирует процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Поэтому наша задача как преподавателей – формировать познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность учащихся, ведя и направляя их на сложном пути формирования личности, мировоззрения и миропонимания. И у каждого из нас есть свои, уже апробированные способы активизации познавательного интереса, которые мы иногда сознательно, а иногда интуитивно используем в образовательном процессе, независимо от содержания конкретной темы и предмета в целом.

Информация о работе Развитие интереса у младших школьников на уроках музыки