Штрихи на трубе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:14, доклад

Краткое описание

Как и многие другие элементы исполнительского искусства, штрихи были порождены живой музыкальной практикой, постоянно искавшей пути для обогащения выразительных средств музыкального исполнения. Термин «штрих» (нем. – черта, линия) был заимствован когда-то скрипачами у художников. Что-то общее заключалось в движении кисти художника и скрипача. Вскоре термин «штрих» приобрел значение того или иного приема игры и распространился среди музыкантов, играющих на струнных смычковых инструментах. К духовикам штрих «перекочевал» при совместном музицировании в оркестрах. Однако представление о нем долгое время оставалось самым общим, неконкретным. В методической литературе вопрос о штрихах стал разрабатываться только в 40х-50х годах XX века. Исполнители на духовых инструментах все чаше обращаются к вопросу о терминологии, касающейся различных штрихов, стремятся проникнуть в сущность этих исполнительских приемов и понять особенности их звучания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

Штрихи, исполняемые атакой языка.

Штрихи, исполняемые без атаки языка.

Технические приемы и штрихи.

Штрихи и динамические оттенки.

Штрихи и скорость исполнения.

Нотный текст и штрихи.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЛАН.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

ШТРИХИ НА ТРУБЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

  1. ВВЕДЕНИЕ.

 

  1. Штрихи, исполняемые атакой языка.

 

  1. Штрихи, исполняемые без атаки языка.

 

  1. Технические приемы и штрихи.

 

  1. Штрихи и динамические оттенки.

 

  1. Штрихи и скорость исполнения.

 

  1. Нотный текст и штрихи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ

 

Среди разнообразных  выразительных средств музыкального исполнения важное место занимают штрихи. Они представляют собой характерные  приемы извлечения, ведения и соединения звуков, подчиненные содержанию музыкального произведения.

Как и многие другие элементы исполнительского искусства, штрихи были порождены живой музыкальной  практикой, постоянно искавшей пути для обогащения выразительных средств  музыкального исполнения. Термин «штрих» (нем. – черта, линия) был заимствован когда-то скрипачами у художников. Что-то общее заключалось в движении кисти художника и скрипача. Вскоре термин «штрих» приобрел значение того или иного приема игры и распространился среди музыкантов, играющих на струнных смычковых инструментах. К духовикам штрих «перекочевал» при совместном музицировании в оркестрах. Однако представление о нем долгое время оставалось самым общим, неконкретным. В методической литературе вопрос о штрихах стал разрабатываться только в 40х-50х годах XX века. Исполнители на духовых инструментах все чаше обращаются к вопросу о терминологии, касающейся различных штрихов, стремятся проникнуть в сущность этих исполнительских приемов и понять особенности их звучания.

Штрих – это не только начало звука, а и его ведение, способ окончания и, в отдельных случаях, способ соединения звуков. Каждый штрих имеет три зоны – начало, стационарную часть и окончание. Для группы залигованных штрихов зона окончания звука заменяется приемом соединения звуков.

Наименование многих штрихов заимствованы у исполнителей на смычковых инструментах, и терминология эта стала общепринятой. Рассмотрим штрихи разделив их на две группы: штрихи, исполняемые атакой языка, и штрихи, исполняемые без атаки языка.

 

Штрихи, исполняемые  атакой языка

 

Деташе. Слово «detache» в переводе с французского означает «отделять». Detache – исполнение выдержанных на одной динамике звуков, отделенных атакой друг от друга. Этот штрих произносится простой атакой, длительность написанной ноты выдерживается полностью на равном звучании, окончание звука мягкое, округленное, без участия языка. В нотной записи Деташе обозначается черточкой над нотой или под нотой. Но часто никаких обозначений не имеет. Слово «отделять» не совсем точно определяет характер звучания Деташе, оно скорее указывает на способ его выполнения на струнных инструментах, где каждый звук исполняется отдельным движением смычка вверх или вниз. Момент перемены направления смычка  и определяет степень отделённости звуков. У исполнителя на духовых инструментах способ произношения звука простой атакой, как и перемена направления смычка у струнников, предопределяет разделенность общего звучания.

При игре деташе можно  свести до минимума паузы, отделяющие звуки  один от другого, и добиться, когда это требуется, певучего, почти связного звучания. Однако в стремлении достичь большей связанности звучания нельзя переходить с простой атаки на мягкую, так как применение мягкой атаки есть признак другого штриха. Деташе – не акцентированный штрих, но его атака должна быть энергичной и определенной, скорее акцентированной, чем осторожной и вялой.

Деташе – наиболее часто применяемый штрих, он хорошо звучит при любых динамических оттенках и удобен для исполнения во всех регистрах.

Маркато. Итальянское слово «marcato» по–русский означает «подчеркивая», «выделяя», «отмечая». Общемузыкальный смысл этого слова связан с динамикой исполнения и относится к характеру начала звука. Маркато связывают с подчеркнутым произношением звука, поэтому это слово вошло в обиход и как термин, определяющий значение штриха.

Marcato-исполнение отделенных атакой друг от друга акцентированных звуков. Для этого штриха характерно активное, акцентированное начало звука с последующим его ослаблением.  Степень ослабления звука может быть постепенной, как при diminuendo, или быстрой, как при subito piano или sforzando. Окончание звука обязательно мягкое, округленное, даже филированное, без участия языка.

Штрих Маркато исполняется  простой атакой, в нотной записи он обозначается маленькой вилкой в виде знака diminuendo. Угасание звука при штрихе Маркато помогает успешнее преодолевать некоторые технические трудности.

Штрих Маркато наилучшим  образом способствует формированию хорошей атаки. Для этого исполняя гаммы в медленном темпе, следует отделять звуки один от другого и резко выделять акцентом начало звука от его продолжения.

Штрих Маркато особенно применяется в музыке драматического, героического и маршеобразного характера.

Мартеле. В переводе с французского слово «martele» означает «молотить», в переносном смысле – «чеканно», «отчетливо», «жестко». Martele – исполнение отдельных друг от друга, акцентированных и в то же время выдержанных на одной динамике звуков. Для martele типична активная атака, полностью выдержанная на звуке длительность ноты, окончание определенное, даже резкое, с участием языка. Martele – исполняется простой атакой, в нотной записи обозначается вилкой, обращенной острием вверх. Martele – ударный штрих. По своей природе он близок к штриху staccato, но от staccato его отличает более жесткое и более тяжелое звучание. Martele – менее выразительный штрих, чем detache и marcato, звучание его грубоватое, жесткое и несколько формальное. В практике исполнители применяют его редко.

Стаккато. Итальянское слово «staccato» означает «отрывисто». Стаккато – это акцентированное короткое исполнение звуков. При стаккато атака острая, звук быстрогаснущий, окончание звука легкое, без участия языка.

 Staccato исполняется простой атакой, в быстром темпе вспомогательной атакой в двойном и тройном чередовании.

В нотной записи стаккато обозначается точкой, поставленной над нотой или  под ней. Точка означает, что звучание ноты сокращается наполовину. Часто  исполнители – духовики называют термином стаккато весто, что исполняется атакой языка. Характеристика  detache, marcato,  martele, то есть штрихов исполняемых также атакой языка, показывает, что понятия эти разные и смешивать их нельзя.

Стаккатисимо является разновидностью стаккатного штриха. Это предельно острое и сухое звучание. Окончание звука прекращается движением языка. В нотной записи стаккатисимо обозначается зачерненным клином. Выставленным острием вниз. Клин означает, что звучать должна приблизительно ¼ часть написанной длительности, а оставшиеся ¾ должны быть выдержаны на паузе.

Нон легато. Этот термин заимствован у пианистов, в буквальном переводе означает «не легато». Нон легато также является разновидностью стаккатного штриха, только в сторону большей протяженности звука, чем стаккато. Non legato – это полустаккато, или меццо – стаккато. При исполнении нон легато на звуке выдерживается приблизительно ¾ написанной длительности, а на паузу приходится оставшаяся ¼  часть. Иными словами, между отдельными. Певучими звуками нон легато должны прослушиваться легкие паузы. Атака при нон легато простая, не акцентированная. Она напоминает атаку при штрихе деташе, окончание звука обязательно мягкое, без участия языка.

 В нотной записи нон легато  обозначается двумя способами: точкой над нотой и над точкой черточкой или точка под лигой.

Портато. В переводе с итальянского слово «портато» означает «нести». Portato – это способ совершенно связного исполнения атакированных звуков, способ мягкого подчеркивания непрерывно тянущегося звука.  Portato – единственный штрих, исполняемый мягкой атакой.  В нотной записи портато обозначается черточкой и лигой.  ПОРТАТО – выразительный прием мягкого повторения звуков. По степени связанности он стоит близко к штриху легато, по звучанию близок к деташе. Деташе и портато различают способы атаки: в деташе – простая, здесь – мягкая. Этим и обуславливается абсолютная связность portato и наличие люфтов, хотя бы еле уловимых, в звучании detache.

 

Штрихи, исполняемые  без атаки языка

 

Легато. Итальянское слово «legato» означает «связно». Legato – это прием плавного соединения звуков. Связность звуков достигается за счет изменения напряжения губных мышц и энергии воздуха. В нотной записи легато обозначается дугообразной линией.

Язык при легато не находится в неподвижном состоянии. Он  действует как регулятор выдыхаемой струи воздуха, изменят объем полости рта в зависимости от высоты звука и произношения гласной.

Термин legatissimo, встречающийся в нотной записи, подчеркивает связное и напевное звучание штриха legato.

Маркированное легато. Не всегда соединение звуков легато бывает плавным и без толчков. В исполнительской практике наряду с легато применяется способ подчеркнутого легато, так называемое маркированное легато. Этот штрих характеризуется тем, что звуки, связанные лигой, исполняются не плавно, а подчеркиваются толчком воздуха. Маркированное легато исполняется без участия языка. А толчок воздуха на непрерывном и плавном выдохе как бы напоминает атаку.

Маркированное легато в нотной записи обозначается маленькой вилкой, в виде знака diminuendo, под лигой.

По звучанию маркированное  легато близко штриху портато, но портато выполняется мягкой атакой, а маркированное легато – без атаки языка.

Важно техническое значение этого штриха. Посредством маркированного легато удобнее исполнять залигованные большие интервалы, особенно соединение звуков сверху вниз. Здесь толчок воздуха в сочетании с перестановкой губных мышц позволяет избежать цепляний промежуточных обертоновых звуков. Не менее важно и выразительное значение этого штриха. Маркированное легато придает певучему звучанию динамичность и декламационную приподнятость.

 

Технические приемы и штрихи

 

Прием и штрих – неравнозначные понятия. Технические приемы – это способы атаки, ведения, соединения, окончания звуков, способы сочетания простой атаки со вспомогательной, способы тремолирования, скольжения звуков и т.д. Штрихи же – это сумма технических приемов.

Для характеристики штриха требуется не менее трех технических  приемов, и сочетание их в каждом штрихе будет разным: если в одном  атака акцентированная. Стационарная часть быстро гаснущая, а окончание  округленное без участия языка, то в другом – начало и окончание звука такие же, а стационарная часть – выдержанная на звуке, и т.д. В процессе исполнения технические приемы, составляющие штрих, представляют собой единое целое.

К характерным приемам, исполняемым штрихами обеих групп, относятся portamento, frullato, glissando. Эти приемы объединяет то, что они могут изменять стационарную часть любого штриха. Приемы скольжения по регистру, тремолирования, скользящего повторения звуков могут быть только элементами, составными частями штриха, следовательно portamento, frullato, glissando нельзя считать штрихами.

Портаменто. Итальянское слово «portamento» означает «перенося». Это прием скользящего соединения соседних звуков, наподобие маленького глиссандо. Портаменто позволяет скольжением, как бы голосом, повторить один и тот же звук с некоторой интонационной вольностью.

Портаменто исполняется  штрихами портато, легато, маркированное  легато. В нотной записи, как правило, портаменто не обозначается, в отдельных случаях обозначается  прямой линией, ведущей от одной ноты к другой.

Фруллато. Итальянское слово «frullato» - название специфического приема тремолирования звука, напоминающего тремоло у струнных инструментов. Начало звука при фруллато исполняется простой атакой, тремолирующее ведение происходит за счет произношения повторяющейся буквы РРР, окончание звука может быть с участием и без участия языка.

Frullato обозначается в нотной записи словом «frullato». Этим приемом можно исполнять отдельные звуки штрихами деташе, Маркато и ряд звуков, связанных лигой.

Глиссандо. В переводе с итальянского означает «скользя». Прием скольжения по регистру не свойствен природе трубы – инструмента, имеющего определенную, зонную настройку каждого звука. Поэтому для исполнения глиссандо механизм трубы как бы включается посредством неполного нажатия клапанов. При этом звучание инструмента меняется, создается специфическая окраска, то гнусавая, резкая, почти визгливая, то мягкая, нежная, скользящая, не всегда ярко запоминающаяся.

Глиссандо обозначается в нотной записи прямой или волнистой линией, идущей через нотный стан. Такая линия заменяет лигу, которая при глиссандо не выставляется. В том случае, когда глиссандирующие звуки надо подчеркнуть атакой языка, над нотой выставляется акцент, точка и черточка. Этот прием зародился в джазе, но сейчас нередко встречается в оркестровой и сольной литературе.

Информация о работе Штрихи на трубе