Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:08, реферат
Существенное значение имеет обусловленность процесса работы конкретными исполнительскими задачами, бесконечное разнообразие которых выступает перед исполнителем в различных по характеру, фактуре, стилю, жанру, форме, объему и другим признакам музыкальных произведениях.
I. Вступление
II. Стадийность работы над музыкальным произведением
1. Первый тип работы над произведением
2. Второй тип работы над произведением
а. Первый этап
б. Второй этап
в. Третий этап
III. Заключение
IV. Список используемой литературы
ПЛАН:
I. Вступление
II. Стадийность работы над музыкальным произведением
1. Первый тип работы над произведением
2. Второй тип работы над произведением
а. Первый этап
б. Второй этап
в. Третий этап
III. Заключение
IV. Список используемой литературы
ВСТУПЛЕНИЕ.
Всякий музыкант-исполнитель стремится к наибольшей эффективности своего повседневного труда, старается достичь в работе над разучиваемым произведением максимальных результатов при минимуме затрат. Каждое исполняемое произведение следует рассматривать как ступень в развитии идейных воззрений и эстетических вкусов музыканта, его музыкального мышления и знаний в области изучаемого искусства, начиная с истории и теории музыки вплоть до практических приемов звукоизвлечения. Чрезвычайно важно в работе над произведением - интерес к нему, к творчеству композитора, а тем самым и к музыке вообще. Важнейшая задача исполнителя – выявление самых существенных черт художественного образа. Эти черты должны быть раскрыты особенно рельефно, выпукло, заостренно. И притом настолько естественно, в такой художественно – убедительной форме, чтобы слушателю не казалось, что они ему навязываются. Создание исполнительского образа не мыслится без учета жанровых особенностей сочинения, исторического своеобразия эпохи, в которую оно было создано, стиля композитора.
Правильная работа над
музыкальным произведением
Процесс работы происходит по-разному, потому что условия бывают совершенно различны. Бывает так, что на произведение дается длительное время для его выучивания, а иногда времени на, то чтобы выучить, дается очень мало. Вне зависимости от условий, работа все равно должна проходить грамотно и последовательно. Подход к произведению тоже различен. Имеет значение то, как производится выбор произведения: производился ли он самостоятельно или, это может быть, предложенный заказ по какому-либо случаю. Также, влияет и то, давно ли это произведение известно, музыкант мог над ним не работать, но все-таки знать его. Тогда на протяжении определенного времени в общих чертах складывается какое-то конкретное отношение к нему. Если произведение незнакомое, то необходимо более глубоко изучить материал о композиторе, эпохе, работа становится более сложной. Эти условия могут определять не только подход к произведению, но и оказывать значительное влияние на весь процесс работы, его содержание, характер. Различными по своему психологическому содержанию будут пути формирования звукового образа произведений, хорошо известных или совершенно незнакомы. По-разному сложится работа над произведением, эмоционально захватывающим или мало привлекающим музыканта. Существенное значение имеет обусловленность процесса работы конкретными исполнительскими задачами, бесконечное разнообразие которых выступает перед исполнителем в различных по характеру, фактуре, стилю, жанру, форме, объему и другим признакам музыкальных произведениях.
СТАДИЙНОСТЬ РАБОТЫ.
В центре музыкального обучения стоит работа над музыкальным произведением, и успех обучения во многом зависит от того, насколько рационально организован сам процесс работы: ведет ли он прямо к цели или на изучение произведения затрачивается неоправданно много времени и сил. В программе исполнителя обязательно должны предусматриваться произведения, непредназначенные для концерта. Одни остаются в стадии черновика: бывает ведь нужно просто ознакомиться с музыкой или закрепить на ее материале необходимый тому навык. Другие осваиваются более тщательно, но все же не доучиваются до конца потому, что решением тех или иных задач разумнее заниматься на других вещах. Приступая к работе, пианист должен быть уже подготовлен к тому, чтобы овладеть произведением. У него должно быть умение прочесть нотный текст, музыкальное развитие, необходимое, чтобы понять его. Прочтение должно развить идейно-образное и звуковое воображение, соответствующие образы и эмоции. Должна быть в наличии и техническая подготовленность к воплощению образов на инструменте. Для воплощения рождающихся образов должны быть найдены точно соответствующие им выразительные средства исполнения — пианистические у пианистов, скрипичные у скрипача, вокальные у певца. И, наконец, надо приспособить организм к воплощению на инструменте рисующихся в воображении звуковых образов посредством «инструментальных» игровых движений. Иначе говоря — выработать технику исполнения.
Существует два разных подхода к самому процессу работы над произведением. Этот процесс может быть либо более или менее четко структурированным, поделенным на последовательно сменяющие друг друга этапы, либо целостным, в котором такого разделения не наблюдается. Последний подход характерен для крупных музыкантов. В дальнейшем я буду называть этот тип первым, другой тип работы, делящийся на этапы - вторым. В определении числа этапов и их конкретного наполнения мнения расходятся.
ПЕРВЫЙ ТИП РАБОТЫ.
Представителями первого типа работы над произведением являются Игумнов, Нейгауз Рихтер. Объединение в одну группу этих пианистов различных творческих индивидуальностей лишь в той мере, в какой их способ работы над произведением отчетливо противопоставляется способу работы тех пианистов, о которых мы говорили до сих пор.
Формирование музыкально-
Никакого разделения во времени технической и музыкальной художественной работы нет. У К.Н.Игумнова первоначальный момент общения с произведением отличается от первого этапа второго типа работы над произведением. Константин Николаевич начинал играть произведение приблизительно в настоящем темпе, не стремился точности воспроизведения текста, особое внимание уделял аппликатуре, удобству рук. Характерной особенностью процесса работы над вещью у Игумнова является установка – постоянно исходить от музыки от творческих задач исполнительства тенденция чутко вслушиваться в звучание вещи на любой ступени работы, бережно и постепенно строить образ на основе анализа слуховых впечатлений – все это далеко от каких бы то ни было ремесленных приемов работы. Он характеризует свою работу над вещью как процесс бесконечного вслушивания, где все делается постепенно. Игумнову не чужд прием представления звучания вещи. Однако внутреннее прослушивание произведения не связано у него с каким-либо определенным моментом работы. Потребность в представлении звучания может возникать и до начала работы за инструментом с целью очистить представление данного произведения от штампа, полученного в результате многократного прослушивания вещи в ученическом исполнении. Эта потребность может возникать и на любой другой ступени работы и особенно в предконцертный период.
Черновая работа у Игумнова сведена к минимуму и оценивается им как мало желательный, компромиссный момент в работе, есть стремление постоянного проигрывания произведения в настоящем темпе. В работе не обнаруживается почти никаких особых приемов работ, кроме допускаемого в виде исключения проигрывания трудных мест в темпе модерато. В медленном темпе проигрывание необходимо для проверки каких-либо напряжений, неудобных, неточных движений, но только в отдельных местах. Основным средством выражения выступает интонация – необходимо искать выделяющиеся интонационные точки (интонационные точки – точки тяготения, влекущие к себе, центральные узлы, на которых все строится, тесно связаны с гармонической основой). Наличие внемузыкальных содержаний приобретает у него не случайное, а принципиально важное значение. Внемузыкальное содержание должно наполнять исполнение, опосредствуя понимание музыкального произведение переживанием образов, представлений, близких внутреннему строю, мироощущению исполнителя. Музыкальное исполнение есть живой, интересный, содержательный рассказ. У Игумнова часто встречаются указания на исключительно глубокое воздействие переживаний, вызванных природой, и на связь этих переживаний с музыкальными образами.
При анализе Нейгауза нужно помнить, что основной формой работы над вещью у него является игра, понимаемая как исполнение вещи. При начальном общении с вещью после первого прочтения идет представление о ней, намечаются внутренние закономерности и связи в произведении. У Г.Г.Нейгауза и у К.Н.Игумнова сходное отношение к моменту формального анализа произведения при общении с вещью. Оба пианиста подчеркивают значение музыкально-исполнительной интуиции, непосредственно подсказывающей форму произведения, выводящей ее из эмоционального понимания, основывающегося на реальном исполнительском процессе. У Нейгауза не наблюдается подчеркнутой направленности на формирование музыкальных представлений в первоначальный момент работы. Основной формы работы над произведением является игра, понимаемая как исполнение пьесы (или ее частей – кусков) Тот прием медленной игры, о котором идет речь в следующем высказывании Нейгауза, отнюдь не составляет особенности какого либо этапа, а применяется на любом уровне готовности вещи. Игра в медленном темпе со всеми оттенками, выключив всякое музыкальное вдохновение, но не механически. При этом методе необходима не только полная ясность, но и преувеличение всяких деталей и всех оттенков. Говоря о выключении всякого музыкального вдохновения, Нейгауз имеет в виду эмоциональное переживание музыки, возникающее в процессе настоящего исполнения. Медленное проигрывание, насыщенное хотя бы и преувеличенной выразительностью, не может эмоционально захватывать, вдохновлять исполнителя, оставаясь лишь неким приемом творческой работы. Однако установка пианиста в этом случае все же глубоко разнится от установки при игре медленно и крепко. Также и назначение этого приема игры совсем иное: хотя пианист и экономит свою творческую энергию, оберегает себя от увлечения исполнением для себя, все же работа эта идет в плане решения художественной задачи исполнения и цель ее – углубиться пристально, не спеша почувствовать логику выразительных свойств исполнения.
У Нейгауза как и у Игумнова, процесс не подчинен чередованию этапов и может складываться различным путем в зависимости от многих условий. Самый ход процесса далеко не однороден по своему характеру. В нем обнаруживаются периоды усиленной работы над произведением, отмеченные высоким творческим напряжением, захваченностью работой. Эти периоды интенсивной работы плодотворны: они связаны как с техническими достижениями в исполнении вещи, так и с и углубленными поисками и раскрытием выразительных возможностей, заложенных в произведении.
Сила воссоздающей исполнительской фантазии в период увлеченности работой может направляться в сторону углубленной детализации образа; в этом плане могут быть найдены интереснейшие варианты интерпретации, сделаны ценные находки в плане пианистического мастерства. Вместе с тем, может возникать некоторый конфликт с чувством целого, как бы отход от целостного переживания образа.
Процесс общения Нейгауза
с произведением многообразен по
своей психологической характеристике.
Порой в нем достигает
Отличительной особенностью, присущей как правило процессу работы Рихтера, является необычайная сжатость, уплотненность во времени самого процесса работы. В несколько дней он выучивает и готовит к концерту неигранные, а порой и неслышанные ранее новые произведения крупной формы. Характерно, что эти краткие периоды высокопродуктивной работы, отличающиеся чрезвычайной интенсивностью и предельной продолжительностью рабочего дня, сменяются периодами реакции, когда желание играть, заниматься отсутствует.
Очень своеобразно складывается у Рихтера начальный момент работы над произведением. В большинстве случаев он не знакомится с вещью в целом, а приступая к работе над ней, принимается в первую очередь за разучивание наиболее сложных в техническом отношении эпизодов и частей, оставляя на последок работу над медленными, не представляющими технической трудности частями.
Святослав Теофилович начинает учить произведение с самого трудного места, части, написанные в медленном темпе проучиваются в последнюю очередь, проигрывание в целом необязательно. Иногда проигрывание бывает в медленном темпе.
В первоначальный момент работы производится разбор, совершенно точный вместе с техническими и основными художественными задачами, точный план работы над произведением. Сначала произведение проигрывается медленно, потом в этот же день в исполнительском темпе, возвращение к игре в медленном темпе, для того чтобы проверить свои ощущения. Черты музыкального образа в основном всегда ясны, в процессе проучивания все отшлифовывается, дорабатывается, становится на свое место.
У этих пианистов процесс не распадается на этапы: решение чисто технических задач идет неразрывно вместе решением художественных задач по созданию музыкально-исполнительского образа, характерно особое воображение, включенное в целостный процесс осуществления образа. Воображение для них совпадает с пониманием произведения в процессе игры.
ВТОРОЙ ТИП
Первый этап
Цель первого
этапа – познакомиться с произв
Происходит постижение целостного образа сочинения, который все явственней вырисовывается из нотного текста. Качество определяется многим: жизненным и художественным опытом музыканта, богатством возникающего у него ассоциативного ряда, ясностью понимания того, что происходит в музыке, уровнем мастерства. Очень важно при этом четкое представление о жанровой и особенно стилевой характеристике музыки, что позволяет отбирать одни средства выразительности и отвергать как неподходящие другие.
Происхождение первого знакомства с произведением. Один из возможных путей – просмотр музыки глазами, без инструмента. Чем сложнее пьеса, тем больше оснований, ее предварительно разглядеть. При восприятии музыки без рояля, глазами, до определенной степени сглаживается действие двигательных, слуховых и иных стереотипов, устоявшихся, отработанных приемов, которые при знакомстве с произведением за инструментом направляют его интонирование в привычное русло. И все же установка на освоение нового произведения без инструмента, вплоть до выучивания его наизусть, кажется не очень реальной. Исполнительская интерпретация не может формироваться вне реальной игры.
По поводу того, как должно протекать знакомство с произведением за инструментом, мнения расходятся. Одни считают, что играть надо – пусть приблизительно, несовершенно, эскизно – непременно в настоящем темпе, чтобы сразу же получить цельное представление о музыке.
По мнению других музыкантов, знакомясь с произведением, следует играть медленно и осторожно, чтобы услышать и осознать каждую деталь музыки и тут же прикинуть способы и средства ее технического воплощения. Медленно двигаясь по тексту, можно сразу многое заметить, продумать, понять, а также избежать неточности, небрежности в прочтении нот, применении аппликатуры, в употреблении педали и др. – неизбежных спутников суммарного проигрывания. Случайная аппликатура, непродуманная педаль, неподходящие динамические или агогические оттенки, неудобные двигательные приемы могут закрепиться в сознании играющего, и потом все это придется переучивать.