Конфликты в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Конфликты существуют столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Что такое конфликт…………………………………………...…5
1.1. Понятие «конфликт»…………………………………..……..5
1.2. Природа социального конфликта…………………...……10
1.3. Причины возникновения конфликтов …………………...13
1.4. Этапы конфликта……………………………………………18
2. Управление конфликтами в организации…………………...20
3. Тестирование сотрудников организации…………………...28
4. Заключение……………………………………………………….32
5. Список литературы………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории организации.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «    ГМУ »

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ     РАБОТА

 

 

По предмету:  ТЕОРИЯ  ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

На тему: КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:     Гордузова  Марина Павловна

 

Студентка   4 курса

               

8 семестр

 

 

 

                                            

 

                                                  Тюмень,  2012

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Что такое конфликт…………………………………………...…5
    1. Понятие «конфликт»…………………………………..……..5
    2. Природа социального конфликта…………………...……10
    3. Причины возникновения конфликтов …………………...13
    4. Этапы конфликта……………………………………………18
  2. Управление конфликтами в организации…………………...20
  3. Тестирование сотрудников организации…………………...28
  4. Заключение……………………………………………………….32
  5. Список литературы………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

Конфликты существуют столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. Под конфликтом принято понимать активные взаимонаправленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижение власти, приобретение материальных ресурсов и т. д.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. По статистике, 75 - 80% межличностных конфликтов возникает по причине материальной неудовлетворенности отдельных сотрудников, хотя внешне это может проявляться как несовпадение характеров или личных взглядов.

С одной стороны, конфликты, безусловно, вредны, поскольку  нередко  ведут к беспорядку, нестабильности, замедляют принятие решений. С другой - они имеют очень серьезное позитивное значение, которое часто не берут в расчет. Помните философский закон единства и борьбы противоположностей, без которого не возможен прогресс? Так вот именно по этому закону конфликты в организации являются источником инноваций, стимулируют к изменениям. Запретить конфликт - значит запретить компании расти и развиваться. Также к позитивным функциям подобного противостояния относятся разрядка напряженности между конфликтующими сторонами, диагностика возможностей оппонентов, выявление управленческих проблем в организации, появление новых правил поведения, сплочение коллектива при противоборстве с внешними трудностями.

Цель курсовой работы – выработать предложения  для руководителя отдела лицензирования по профилактике и разрешению конфликтов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Собрать и систематизировать литературу по конфликтологии.
    2. Выяснить, что такое конфликт, каковы причины его возникновения.
    3. Выработать рекомендации по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций.
    4. Протестировать сотрудников отдела на конфликтность и сформировать предложения для руководителя по организации работы в отделе.

Объект исследования – конфликтология.

Предмет исследования – конфликты в организации.

 

          

 

 

 

 

 

 

        

 

 

                                       

 

    Глава 1. Что такое конфликт

        1.1. Понятие «конфликт»

 

Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой  содержания и употребляется в  разнообразных значениях.

Существует  множество определений и толкований конфликта. Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию конфликта. Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт.

Одна группа ученых-социологов считаете что конфликт должен включать особую переменную - разногласия (Дарендорф). Согласно мнению других ученых-социологов, конфликт существует в том случаев когда налицо устранимые разногласия или противоречия интересов (Томас, Аксельрод). Для этих представителей социологической конфликтологии конфликт возникает в тех случаях, когда разноглассия предполагают противоборствующие типы поведения (Козер, Шмидт, Обершалл). Некоторые (Поили) различие взглядов относят к ранним и поздним стадиям конфликта. 1

Согласно бихевиористской (поведенческой) психологической концепции конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп с противоречивыми интересами с целью осуществления собственного интереса за счет интересов других. 2

Социально-психологическое  научное течение подразумевает  под конфликтом анормальное, деформированное  состояние чувства установок и отношений между разными сторонами. 3

Из всех этих подходов сложно представить определенное определение конфликтам поэтому рассмотрим различные определения конфликтам данные в учебных пособиях, выявим в них общее и недостатки и попытаемся синтезировать свое определение.

1. Поскони Альберта  Хедоури: «Конфликт - отсутствие  согласия между двумя и более  сторонами, которые могут быть  конкретными лицами или группами." Это ситуациям когда "каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать тоже самое". 4

То есть, а) определяя  конфликт оперируют термином согласие/ отождествляют конфликт с состоянием "согласие - несогласие". Чем выше степень разногласия, тем выше конфликтность 

б) выделяют участников - лица или группы в организации

в) конфликт проявляется  через внешние формы поведения  его участников

г) в качестве предмета конфликта называют - согласование точек зрения или целей участников. Недостатки определения:

- конфликт - это  не только разногласия

- конфликт - это  не только деятельность по  утверждению своей позиции и  отрицанию чужой, не раскрыта  стадия разрешения конфликта  и позитивная деятельность участников  конфликта по согласованию точек зрения.

2. "Социология  труда" под ред. Дряхлова, Кравченко, Щербины. Конфликт - "любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение (либо сохранение) средств производствам экономических позиций, власти или других ценностей, а также подчинение, нейтрализация либо устранение действительного (или мнимого) противника". 5

То есть, а) определяя  конфликт оперируют понятиями- борьба и противник

б) участники - индивиды

в) конфликт рассматривается  через поведение участников в  различных формах борьбы

г) предмет конфликта - достижение или сохранение ценностей, интересов, подчинение или устранение противника

Самым общим  образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также подчеркивают, что  такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.

В специальной  литературе конфликты рассматриваются  на социальном, социально-психологическом  или психологическом уровнях, которые  диалектически связаны друг с  другом. 6

Определяющим  в происхождении конфликтов выступает  соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста называется социально-психологическая среда, (различные социальные группы с их специфическими особенностями) , понимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь ближайшим окружением личности. 7

Определяющую  роль в восприятии человеком конфликтности  ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот "личностный смысл", который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее - такими характеристиками его личности, как ценностный ориентации и мотивация.

Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности в развитии конфликтной ситуации. 8

Очень важна роль общественно-экономической формации в формировании социально-психологического климата производственного коллектива. В соответствии с этим наиболее значимыми факторами, определяющими в конечном счете характер межличностных взаимоотношений в коллективе, являются совокупность общественных отношений данного общества, его социально-экономическая структура, и, как следствие, содержание общественного сознания. Данный фактор детерминирует межличностные отношения как на уровне основного производственного коллектива, так и на уровне всех его структурных подразделений, вплоть до первичного коллектива. Однако эта детерминация на уровне отдельных производственных коллективов не может носить жесткого характера. Так, отмечается возможность несовпадения черт конкретной структуры отношений на отдельных предприятиях с характерными для всего общества в целом отношения взаимопонимания. 9

Функции конфликтов

Позитивные 

Негативные 

разрядка напряженности  между конфликтующими сторонами 

большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

получение новой  информации об оппоненте 

увольнение  сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение  социально-психологического климата  в коллективе

сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

представление о побежденных группах, как о врагах

стимулирование  к изменениям и развитию

чрезмерное  увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

снятие синдрома покорности у подчиненных 

после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников

диагностика возможностей оппонентов

сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).


                 1.2. Природа социального конфликта

 

Рассмотрим  ряд компонентов, характеризующих  социальный конфликт: будь то межличностный или конфликт между группами и государствами. Иначе говоря, рассмотрим, как установить наличие конфликта.

Конфликт начинается с того момента, как одна сторона  решает, что притязания второй несовместимы с ее собственными. Эта воспринимаемая несовместимость зависит от того, в какой степени имеющиеся альтернативы могли бы удовлетворить притязаниям как первой, так и второй стороны. Если имеющиеся альтернативы совместимы с притязаниями обеих сторон, конфликт не разовьется. Чем меньше имеющиеся альтернативы соответствуют притязаниям сторон, тем серьезнее будет конфликт.

Притязания  имеют тенденцию быть ригидными (сопротивляться снижению) при наличии  одного или двух следующих условий:

  1. когда притязания связаны с крайне важными целями (безопасность, идентичность, потребность в признании, что присуще всем людям и государствам);
  2. когда лежащие в основе притязаний ценности относятся к категориям “или-или” (сторона либо достигает цели, либо нет).

Подобные ценности создают ригидные притязания из-за того, что уступки в этих случаях невозможны, – пойти на уступки означает полностью отказаться от искомого.

Конфликт представляется особенно глубоким, когда одна сторона  рассматривает свои притязания как  законные или справедливые, т. е. считает, что то, чего она добивается, положено ей по праву. Это происходит потому, что справедливые притязания имеют тенденцию быть ригидными, отчасти же из-за того, что проигрыш в тех случаях, когда законные притязания не удается удовлетворить, переносится особенно тяжело. Серьезными бывают такие конфликты, когда и одна, и другая сторона имеют ригидные притязания вследствие того, что обе стороны считают свои устремления законными.10

Общества, избегающие конфликтов, как правило, терпят неудачи  в осуществлении необходимых  перемен, так как всегда находятся защитники status quo, каким бы неблагоприятным для большинства граждан это положение вещей не было.11

Старания подавить конфликт опасны, потому что они  способствуют принятию непродуманных  решений.

При избежании  конфликта зачастую происходят недоразумения из-за недосказанности, что никому не идет на пользу.12

Конфликт часто  необходим для достижения справедливости. Тираны и жестокие элитные группы обращаются к разным способам избежания  конфликта, чтобы предотвращать  волнения по поводу восстановления законных прав.

Индивиды, группы и общества должны поддерживать хрупкую  грань между чересчур прочной  стабильностью.13

Информация о работе Конфликты в организации