Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:16, контрольная работа
Муниципальное хозяйство в современной российской научной литературе трактуется, прежде всего, как совокупность предприятий и учреждений (определенной их части ила всех) на территории муниципального образования. При этом акцент делается на том, что предприятия и учреждения выступают объектом управления со стороны муниципалитета в определенных законом формах. Таким образом, категория «муниципальное хозяйство» стоит в одном ряду с такими категориями, как «муниципальное образование», «муниципальная собственность», «муниципальная власть».
1 Соотношение понятий местное и муниципальное хозяйство…………………………………3
2 Муниципальная экономическая политика……………………………………………………...5
3 Управление муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями………..8
4 Муниципальная политика в сфере ЖКХ ………………………………………………………14
5 Отрасли социального сектора муниципальным хозяйством …………………………………16
6 Муниципальная социальная политика ………………………………………………………...19
Список использованных источников…………………………………………………………...20
Содержание
1 Соотношение
понятий местное и
2 Муниципальная
экономическая политика……………………
3 Управление
муниципальными предприятиями
4 Муниципальная политика в сфере ЖКХ ………………………………………………………14
5 Отрасли социального
сектора муниципальным
6 Муниципальная
социальная политика …………………………
Список
использованных источников……………
1 Соотношение понятий местное и муниципальное хозяйство
В основе развития местного сообщества, как правило, лежат экономические процессы, хотя толчком могут служить изменения в других областях жизни. Поэтому экономическую деятельность местного сообщества можно описать через понятие «местное хозяйство».
Муниципальное хозяйство в современной российской научной литературе трактуется, прежде всего, как совокупность предприятий и учреждений (определенной их части ила всех) на территории муниципального образования. При этом акцент делается на том, что предприятия и учреждения выступают объектом управления со стороны муниципалитета в определенных законом формах. Таким образом, категория «муниципальное хозяйство» стоит в одном ряду с такими категориями, как «муниципальное образование», «муниципальная собственность», «муниципальная власть». По вертикали эта категория соотносится с такими понятиями, как «государственное хозяйство», «государственная собственность», «государственная власть» и «частное хозяйство», «частная собственность». Если в центре исследования стоит вопрос о достижении такого соотношения ответственности и полномочий по вертикали, которое позволяет муниципалитету эффективно решать задачи, связанные с удовлетворением потребностей населения муниципального образования, то категория муниципальное хозяйство вполне адекватна такому исследованию.
В качестве главных
хозяйствующих субъектов
Наконец, нельзя не отметить, что самоуправление связано не только с деятельностью муниципалитета, но и с самодеятельностью членов местного сообщества, которая, конечно, не должна нарушать принятые законы, но которую в то же время неразумно и невозможно регламентировать законодательно.
Местное хозяйство – прежде всего, хозяйственная деятельность – процесс, связанный c преобразованием материальной среды, среды обитания. Субъектами местного хозяйства выступают домохозяйства, предприниматели, органы местного самоуправления, представительства от местного населения в виде различного рода общественных или профессиональных организаций. Цель хозяйства – благоустройство, социальное благосостояние местного сообщества.
На основе современных подходов к исследованию развития местных сообществ можно дать развернутое определение местного хозяйства.
Местное хозяйство – взаимодействие предприятий различных форм собственности, домохозяйств, местного правительства на основе общности социальных и экономических интересов, исторически сложившегося единого экономического, культурного и информационного пространства со специфической комбинацией факторов производства, достаточных для осуществления хозяйственной деятельности, которые обеспечивают нормальные для данной общности занятость и доходы и соответствующий им уровень удовлетворения потребностей населения в индивидуальных и общественных жизненных благах.
2 Муниципальная экономическая политика
Политика в целом - есть комплекс мер по поставке и реализации определенных целей с использованием рычагов власти. Иногда говорят, что политика - это искусство возможного. Политика может осуществляться на любом уровне - от государства до семьи. Город или иное муниципальное образование, его жители, органы местного самоуправления тоже могут ставить перед собой и реализовать определенные цели. В этом смысле можно вести речь о муниципальной политике.
Термин «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях.
Иногда он употребляется
как синоним понятий «
Муниципальную экономику можно рассматривать также как часть национальной экономики, как раздел экономической науки, как учебную дисциплину.
Каждое из этих значений верно в своем аспекте. С позиций муниципального управления будет использоваться следующее определение. Муниципальная экономика - это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.
Экономическая
деятельность органов местного самоуправления,
управление экономическими ресурсами
и экономическими процессами на территории
- важнейший компонент
Муниципальная экономическая политика - система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним.
Экономические ресурсы - многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике эти функции существенно видоизменились и расширились. Так, местные органы и прежде выполняли функцию экономического анализа, планирования и прогнозирования развития территории, однако в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности методы анализа, прогнозирования и комплексного планирования социально-экономического развития территории существенно изменились.
Инвестиционную деятельность местная власть осуществляла только в рамках утвержденных на вышестоящих уровнях планов и в пределах централизованно выделенных ассигнований. Теперь появилась возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные, так и заемные (кредитные) ресурсы. Появились и новые функции: управление муниципальным имуществом, налоговое, тарифное, ценовое регулирование, экономическое регулирование предпринимательской деятельности (раньше такая деятельность просто отсутствовала), внешнеэкономическая деятельность.
Сводное финансовое планирование развития территории в современных условиях стало на порядок сложнее, так как оно должно учитывать многоканальность формирования и использования финансовых ресурсов территории: прибыль всех хозяйствующих субъектов, платежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, централизованные средства, дотации и субвенции, доходы от приватизации, аренды, займов, инвестиционных проектов, внешнеэкономической деятельности и т. п.
Учитывая перечисленные функции, можно выделить следующие основные направления муниципальной экономической политики:
-управление муниципальным имуществом;
-финансовая политика - управление муниципальными финансами;
-промышленная политика - взаимодействие с немуниципальными хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования;
-налоговая, тарифная, ценовая политика;
-инвестиционная политика;
-управление межмуниципальными и международными экономическими связями муниципальных образований и др.
Экономическая политика муниципального образования может изменяться в зависимости от многих факторов: географического положения, отраслевой структуры градообразующей сферы и соответствующего типа муниципального образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий центр, научный центр, культурный центр и т. д.), социально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспособной части и т. п.
Выбор наиболее
эффективных в конкретной ситуации
направлений и методов
Предстоящие изменения в российском законодательстве характеризуются «уходом» всех уровней публичной власти, включая муниципальную, из сферы экономики. Федеральным законом 2003 г., в отличие от Федерального закона 1995 г., установлен исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. Из него исключаются объекты, не предназначенные для исполнения функций местного самоуправления как органа публичной власти. В связи с этим муниципальная экономическая политика должна будет претерпеть существенные изменения.
3 Управление
муниципальными предприятиями
учреждениями
К муниципальным
хозяйствующим субъектам, составляющим
муниципальный сектор экономики, относятся
муниципальные унитарные
Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Разновидностью унитарного является казенное предприятие, которое создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.
Муниципальное
учреждение - это организация, созданная
органом местного
- коммерческие
- открытые акционерные общества,
общества с ограниченной
- некоммерческие
- муниципальные учреждения, некоммерческие
партнерства, фонды и
Правовой основой
Право хозяйственного ведения предполагает, что собственник имущества (муниципальное образование) устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность. Предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.
Право оперативного
управления предполагает, что казенное
предприятие или учреждение
Муниципальное унитарное
предприятие (МУП) - самостоятельный
хозяйствующий субъект с
Информация о работе Соотношение понятий местное и муниципальное хозяйство