Налоги и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение................................................................................................................3
1. Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы...............................................................................................................6
2. Классификация налоговых систем...............................................................13
2.1. Англосаксонская модель............................................................................13
2.2. Евроконтинентальная модель....................................................................17
2.3. Латиноамериканская модель.....................................................................22
2.4. Смешанная модель.....................................................................................23
Заключение........................................................................................................31
Список литературы...........................................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение................................................................................................................3

1. Понятие налоговой  системы государства и её структурные  элементы...............................................................................................................6

2. Классификация  налоговых систем...............................................................13

2.1. Англосаксонская  модель............................................................................13

2.2. Евроконтинентальная  модель....................................................................17

2.3. Латиноамериканская  модель.....................................................................22

2.4. Смешанная  модель.....................................................................................23

Заключение........................................................................................................31

Список литературы...........................................................................................32

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

В западном опыте  создания и функционирования эффективной  налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.

Последние реформы  показывают стремление Российского  правительства к коренному изменению  ситуации в стране. Масштабная программа  преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Изъятие государством в свою пользу определенной части  валового внутреннего продукта в  виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Налоги - это  обязательные индивидуально-безвозмездные  денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.

Налоговая система  базируется на соответствующих законодательных  актах государства, которые устанавливают  конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно сятся:

* объект налога  — это имущество или доход,  подлежащие обложению, изме римые  количественно, которые служат  базой для исчисления налога;

* субъект налога  — это налогоплательщик, то есть физическое или юриди ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

* источник налога, то есть доход, из которого  выплачивается налог;

* ставка налога  — величина налоговых отчислений  с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

* налоговая льгота  — полное или частичное освобождение  плательщика от налога;

* срок уплаты  налога — срок в который  должен быть уплачен налог  и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

* правила исчисления  и порядок уплаты налога; штрафы  и другие санкции за неуплату  налога.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный  принцип: как бы велики ни были потребности  государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной  деятельности.

Следующий важный принцип – определённость: порядок  налогообложения устанавливается  заранее, размеры налога и сроки  его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков.

Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных  форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных  стран.

 

1. Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы

Налоговая система, в её обобщенном понимании – это  совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства  в соответствии с национальным законодательством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; норм и правил, определяющих правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений[13, с. 22].

Главным органично  связанным элементом налоговой  системы является налоговый механизм. Он представляет собой совокупность всех средств и методов организационно- правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. По средствам налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, и её основная направленность на решение конкретных социально – экономических задач.

Наиболее значимую роль в налоговом механизме играет налоговое законодательство, устанавливающее  конкретный механизм налогообложения, т.е. порядок исчисления того или иного налога ( уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов). Изменяя механизм налогообложения , можно придать налоговой системе качественно новые черты, например изменить её структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. В самом простом случае это достигается путём изменения ставок наиболее значимых налогов. Однако в мировой практике обычно используется другой способ: система налогов и уровни ставок меняются, как правило, лишь в случаях крайней необходимости, однако достаточно часто пересматриваются системы льгот.

Реальное позитивное воздействие налоговой системы, практически применяемой в том или ином государстве, возможно лишь при соблюдении ряда научно обоснованных и апробированных положений- принципов её построения. 

Существуют общие  принципы, позволяющие создать оптимальные  налоговые системы. Эти принципы многообразны и мно гочисленны, в тоже время в их числе можно выделить наиболее важные[6, с. 54].

В первую очередь  необходимо выделить принцип равен ства и справедливости. Распределение налогового бремени должно быть равным, т. е. каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну.

И юридические, и физические лица должны принимать  материальное участие в финансировании потребностей госу дарства соизмеримо доходам, получаемым ими под покрови  тельством и при поддержке  государства. Но обложение налогами должны быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.

В мировой практике существует два подхода к реализации принципа равенства и справедливости[12, с. 33].

Первый  подход состо ит в обеспечении выгоды налогоплательщика. Согласно этому подходу – уплачиваемые налоги соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т. е., налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, транс фертов, финансирования образования, здравоохранения и т. д., и т. п. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюджета.

Второй  подход в реализации принципа равенства и спра ведливости состоит в способности налогоплательщика пла тить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности.

В построении налоговых  систем эти два подхода, как пра  вило, сочетаются, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации этого важнейшего принципа постро ения налоговой системы.

Многие ученые и практики выделяют принцип эффек тивности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных об щей идеологией эффективности[11, с. 70]:

– налоги не должны оказывать влияние на принятие экономи  ческих решений, или, по крайне мере, это  влияние должно быть минимальным;

– налоговая  система должна содействовать проведению поли тики стабилизации и развитию экономики страны;

– не должны устанавливаться  налоги, нарушающие единое экономическое  пространство и налоговую систему  страны. Поэтому не имеют права  на существование налоги, кото рые  могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (ра бот, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничи вать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

– налоговая  система должна исключать возможность  экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться реги ональные либо местные налоги для формирования доходов какого–либо субъекта Федерации или муниципального об разования в стране, если их уплата переносится на налого плательщиков других субъектов Федерации или муници пальных образований;

– налоговая  система не должна допускать произвольного  тол кования, но в то же время должна быть понята и принята большей  частью общества. Налог, который налогоплатель  щик обязан платить, должен быть определен  точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допус каться толкование закона о налоге налоговым чиновником;

– максимальная эффективность каждого конкретного  нало га, выражаемая в низких издержках  государства и обще ства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового зако нодательства должны быть минимальными. Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения.

Суть его можно  выразить двумя взаимосвязанными требо  ваниями[4, с. 16]:

Налоговая система  должна предъявлять одинаковые требо  вания к эффективности хозяйствования конкретного на логоплательщика  вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установле ние дополнительных налогов, повышенных либо диффе ренцированных ставок налогов или налоговых льгот в за висимости от форм собственности, организационно–право вой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно приме няться исходя из политических, экономических, этничес ких, конфессиональных или иных подобных критериев – должен быть, обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образова ния дохода или объекта обложения.

Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налого вый период.

Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без  соблюденияпринципа стабильности налоговых ста вок. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что на логовые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.

Одновременно с этим принципом  в налоговой практике нередко  используется ипринцип дифференциации ставок, в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Этот принцип не является обязательным. Вместе с тем, при его применении не должно допускаться введение индивидуаль ных ставок налогообложения так же, как и введение макси мальных налоговых ставок, побуждающих налогоплательщи ка свертывать экономическую деятельность.

Исключительно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и име ет в виду, что каждый орган власти (федеральный, регио нальный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ста вок налогов и т. д. В то же время зачисление налогов в бюд жеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете[13, с. 37].

Информация о работе Налоги и налогообложение