Налоговая система Беларусии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что бюджет Беларуси, в отличие от развитых стран, ориентирован преимущественно на косвенное налогообложение, и, как следствие, за счет указанной группы платежей формируется более половины доходов бюджета. При этом прослеживается четкая тенденция увеличения доли косвенных налогов и сборов в структуре бюджетных доходов, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой основная часть бюджетных поступлений обеспечивается за счет прямых налогов, а в России - еще и ресурсных.

Содержание

Введение………………………………………………………………....2
1.Экономическая сущность налогов и их классификации…………...5
1.1 Понятие, классификация и функции налогов. Принципы налогообложения…………………5
1.2 Основные принципы формирования налоговой системы РБ.
1.3 Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по учету налогов, исчисляемых из выручки………………….…..…..13
2. Учет налогов, исчисляемых из выручки………………….………..18
2.1 Задачи учета налогов, исчисляемых из выручки……………..…18
2.2 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………....24
2.3 Порядок исчисления и уплаты акцизов…………………………..27
3. Совершенствование учета налогов, исчисляемых из выручки………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………….………………….36
Литература……………………………………………………..………38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая налоги.docx

— 68.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 Введение………………………………………………………………....2

1.Экономическая сущность  налогов и их классификации…………...5

1.1 Понятие, классификация  и функции налогов. Принципы  налогообложения………………………………………………………………5

1.2 Основные принципы формирования  налоговой системы РБ.

1.3 Краткий аннотированный  обзор законодательной и нормативной  базы по учету налогов, исчисляемых  из выручки………………….…..…..13

2. Учет налогов, исчисляемых  из выручки………………….………..18

2.1 Задачи учета налогов,  исчисляемых из выручки……………..…18

2.2 Порядок исчисления  и уплаты налога на добавленную  стоимость……………………………………………………………………....24

2.3 Порядок исчисления  и уплаты акцизов…………………………..27

3. Совершенствование учета  налогов, исчисляемых из выручки………………………………………………………………………..31

 Заключение………………………………………….………………….36

 Литература……………………………………………………..………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что бюджет Беларуси, в отличие  от развитых стран, ориентирован преимущественно  на косвенное налогообложение, и, как  следствие, за счет указанной группы платежей формируется более половины доходов бюджета. При этом прослеживается четкая тенденция увеличения доли косвенных  налогов и сборов в структуре  бюджетных доходов, тогда как  в странах с развитой рыночной экономикой основная часть бюджетных  поступлений обеспечивается за счет прямых налогов, а в России - еще  и ресурсных. Активное использование  в отечественной практике налогообложения  этих налогов связано с необходимостью решения объективно возникающих  задач по государственной поддержке  отдельных отраслей и финансированию инфраструктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными  средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов.

Президент Республики Беларусь А. Лукашенко отметил, что “упрощение налоговой системы и реально  снижение налогового бремени является концептуальным вопросом дальнейшего  развития национальной экономики. Бюджет страны должен формироваться с учетом обновленной упрощенной налоговой  системы” [32, с.15]. Что касается строительного  комплекса так же были приняты  долгосрочные отраслевые программы, важнейшими из которых являются: программа действий Минстройархитектуры по реализации долгосрочной инвестиционной политики до 2015 г., программа обновления и  переоснащения активной части основных фондов, строительных и специализированных организаций Минстройархитектуры, государственная научно-техническая  программа «Создать и внедрить новые  материалы, энергосберегающие технологии и ресурсоэкономичные конструктивные системы жилых домов, снижающих  ресурсо- и энергопотребление при  строительстве и эксплуатации жилья»[29, с.3].

Реформирование экономики  определило изменение отношения  к налогам в области их практического  использования. Следует отметить, что  внимание к регулирующей функции  налога самым тесным образом связано  с возрастанием роли налогообложения  в социально-экономической жизни  общества. О возможности регулирования  посредством налогов состояния  общества и экономики говорили еще  классики экономической науки. В  нашей стране до сих пор не выявлено, как регулирующая функция налога реализуется в налоговом законодательстве. Совершенно очевидна необходимость  единого подхода к изучению регулирующей функции налога, которая позволяла  бы конкретизировать возможности налога как инструмента воздействия  на общественную жизнь, на развитие организаций, четче прогнозировать последствия  изменения налогообложения.

Общая теория налогов как  самостоятельная отрасль экономической  науки начала складываться еще в  XVII веке и получила свое дальнейшее развитие в трудах зарубежных и отечественных экономистов прошлого: У. Пегги, А. Смита, Д. Рикардо, Н. Тургенева, В. Твердохлебова, А. Тривуса, Н. Соколова, и другие. Большой интерес вызывают научные труды современных школ и направлений западных экономистов, рассматривающих налоги (с различных позиций) как важнейший инструмент государственного регулирования рыночной экономики - неокейнсианцы, неоклассики, представители теории "экономики предложения", монетаристы и другие. Тем не менее, в теории налогов остались еще недостаточно исследованные или дискуссионные вопросы, требующие своего решения. Существенный вклад в разработку налоговой проблематики, внесли российские ученые-экономисты А.А. Исаев, А.А. Соколов, Д.Г. Черник, А.Д. Дадашев, И.А. Кравченко, В.А. Кашин, И.Г. Русакова, А.М. Ковалева. Среди отечественных ученых можно выделить Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, Т.И. Василевскую, Б.Х. Алиева, А.И. Косолапова, И.О. Черкасову, Е.М. Попова и других. Тем не менее, в теории налогов остались еще недостаточно исследованные или дискуссионные вопросы, требующие своего решения.

Поэтому необходимо дополнительное теоретическое  и методологическое осмысление сущности, функций, форм и внутренней структуры  налогов, уплачиваемых из выручки, а  также всего механизма косвенного налогообложения, опираясь на знания, накопленные отечественной и  мировой наукой и практикой с  учетом разумного применения их к  современной отечественной специфике. Нуждаются в разработке следующие  вопросы теории и практики косвенного налогообложения: комплексное исследование экономического содержания, места и  роли налогов уплачиваемых из выручки  в налоговой системе страны; упорядочение действующих механизмов взимания основных косвенных налогов и разработка направлений проведения более эффективной (действенной с практической точки  зрения) государственной политики в  области косвенного налогообложения. Названные и другие теоретические, методологические и методические вопросы  не нашли пока еще должного отражения  в научно-практической сфере, а поэтому  представляются чрезвычайно актуальными.

При этом следует отметить, что Республика Беларусь является страной  с достаточно высоким уровнем  налоговой нагрузки. Показатель общей  налоговой нагрузки в нашей стране в 2011 году (46,4 %) уже несравним с соответствующими показателями развивающихся стран (Чехия- 39,3%, Россия- 34,9%, Венгрия- 38,3%)[17, с.56]. Немногие развитые страны могут позволить себе столь серьезное налоговое бремя на экономику. Что на наш взгляд является достаточно актуальным в настоящие время, так как в 2011 году налоговая нагрузка на косвенные налоги составила 16,5% по сравнению с прямыми и смешанными налогами она является наиболее высокой.

 

 

 

 

 

1.Экономическая  сущность налогов и их классификации.

1.1 Понятие, классификация  и функции налогов. Принципы  налогообложения.

Как всем известно, экономической  базой и инструментом финансовой политики каждого государства являются налоги.

В современной литературе о налогах приводится множество  определений различного рода, характеризующих  налоги. Но при этом во всех этих определениях неизменно подчеркивается, что налог  – платеж обязательный. Это значит, что платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства  по отношению к лицу, вносящему  эти платежи. В некоторых определениях указывается, что налоги – это  платежи, взимаемые в установленном  законом порядке. Это справедливо  в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться  законом. В других определениях можно  встретить указание на то, что налоги – это платежи, взимаемые с  юридических и физических лиц. Обязанность  по уплате налогов, в данном случае, может возлагаться не только на отдельных  физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским  кодексом.[13]

Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную  деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме  налогов у государства по существу, нет иных источников средств для  финансирования своих нужд. В настоящее  время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных  поступлений.[6]

С учетом специфических черт можно дать следующее определение  налогов. Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Финансовые отношения  между государством и хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда  называются налоговыми отношениями.[7]

Сущность любой экономической  категории раскрывается посредством  ее функций. Функция налога – это  проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения  доходов.

 Классификация налогов:

 Классификация налогов  – это группировка налогов  по различным признакам.

1) В зависимости от  субъектов уплаты: физические и  юридические лица.

2) По объекту обложения:  имущество, земля, капитал, средства  на потребление.

3) В зависимости от  источника уплаты: з/п, выручка,  доход, прибыль, себест-ть

4) По принадлежности к  уровню власти:

 а) Республиканские  устанавливаются законодательными  актами и обязательны к уплате  на всей территории РБ. К ним  относятся: НДС; акцизы; налоги  на имущество; налог на прибыль;  налоги на доходы; экологический  налог; налоги с пользователей  природных ресурсов; подоходный  налог с физических лиц; оффшорный  сбор; консульский сбор; земельный  налог; дорожные налоги и сборы;  таможенная пошлина и таможенные  сборы; гербовый сбор; гос пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

 б) Местные устанавливаются  нормативными правовыми актами  местных Советов депутатов в  соответствии с Налоговым Кодексом  и обязательны к уплате на  соответствующих территориях. К  ним относятся: налог с розничных  продаж; налог за услуги; налог  на рекламу; сборы с пользователей.

5) По способу изъятия:

а) Прямые – взимаемые  государством непосредственно с  доходов или имущества налогоплательщика.

б) Косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Ими признаются НДС и акцизы, если иное не установлено Президентом РБ или нормами международных договоров, действующими для РБ.

 6) По назначению:

 а) Общие – поступают  в единую кассу гос-ва. Предназначены  для общегос мероприятий.

 б) Специальные целевые  – имеют определенное назначение  и формируют внебюджетные фонды  (пенсионный, социального страхования  и др.)

Экономическая сущность и функции налогов

Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках государства  одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.

В этих условиях предъявляются  очень высокие требования к механизму  налогообложения, который должен, прежде всего, содействовать высокой деловой  активности предпринимателей, обеспечить мощную мотивацию труда промышленных коллективов, работников. В то же время  он должен способствовать качественному  прогрессу в отраслях национальной экономики, установлению оптимальных пропорций между ними, побуждать предприятия активно использовать фонды экономического стимулирования, минимизировать товарные запасы, сокращать производственные расходы. [12, с.28].

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов  показывают, каким образом реализуется  их общественное назначение как инструмента  распределения и перераспределения  государственных доходов.

Выделяют четыре функции  налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и стимулирующая.

Фискальная функция налогов  проявляется в бесперебойном  обеспечении государства финансовыми  ресурсами, необходимыми для осуществления  его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития.

Последние десятилетия в  мировой практике характеризуются  резким увеличением налоговых поступлений  в бюджеты государств, что связано  с ростом объемов производства, развитием  научно-технического прогресса, реальным увеличением национального дохода.

Фискальная функция отражает форму принудительного лишения  принадлежащей юридическому или  физическому лицу собственности  в форме капитала или заработка  и может рассматриваться как  своеобразный вид эксплуатации со стороны  государства.

Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация  финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

Налоги формируют большую  часть государственного бюджета, который  в свою очередь предназначен для  развития науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное использование бюджетных  ресурсов стимулирует общественный прогресс.

Отсюда следует, что налоговые  отношения включают также стимулирующую  функцию, которая реализуется через  систему льгот, исключений, преференций (предпочтений).

Информация о работе Налоговая система Беларусии