Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 20:12, курсовая работа
Налоги в цивилизованном обществе выступают как одно из важнейших объективных явлений экономической жизни. Их возникновение и развитие неотделимо от общественных отношений человечества, так как они обеспечивают материальные условия для существования государства, для выполнения им функций управления экономикой и обществом.
Абсолютная очевидность необходимости налогов, доказанная практикой формирования государственных структур различных общественных систем, не исключает дискуссий об их роли в экономике и о принципах организации.
Введение…………………………………………………………………….5
1 Построение налоговой системы и эффективность ее
функционирования в рыночных условиях……………………….……7
1.1 Содержание налоговой системы…………………………………...7
1.2 Основные принципы налогообложения…………………………..10
1.3 Совокупность налогов и их классификация…………………...…13
1.4 Эффективность налоговой системы………………………………17
2 Особенности функционирования налоговой системы в Республике
Беларусь на современном этапе………………………………………..21
2.1 Структура доходной части государственного бюджета…………..21
2.2 Налогообложение предприятий реального сектора экономики….22
3 Совершенствование налоговой системы в Республике Беларусь…...27
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников………
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» | |
Кафедра «Банковское дело» | |
| |
КУРСОВАЯ РАБОТА | |
по дисциплине «Теория финансов» на тему: Налоговая система Республики Беларусь | |
Выполнила: студентка 3 курса
|
Антонович Ирина Викторовна |
|
225431 Брестская обл, г.Ганцевичи, ул. Строителей, д.15, кв.36 |
Руководитель |
|
МИНСК 2008 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Построение налоговой системы и эффективность ее
функционирования в рыночных условиях……………………….……7
1.1 Содержание налоговой системы…………………………………...7
1.2 Основные принципы налогообложения…………………………..10
1.3 Совокупность налогов и их классификация…………………...…13
1.4 Эффективность налоговой системы………………………………17
2 Особенности функционирования налоговой системы в Республике
Беларусь на современном этапе………………………………………..21
2.1 Структура доходной части государственного бюджета…………..21
2.2 Налогообложение предприятий реального сектора экономики….22
3 Совершенствование налоговой
системы в Республике Беларусь…
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………36
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Налоги в цивилизованном обществе выступают как одно из важнейших объективных явлений экономической жизни. Их возникновение и развитие неотделимо от общественных отношений человечества, так как они обеспечивают материальные условия для существования государства, для выполнения им функций управления экономикой и обществом.
Абсолютная очевидность необходимости налогов, доказанная практикой формирования государственных структур различных общественных систем, не исключает дискуссий об их роли в экономике и о принципах организации. Это обусловлено тем, что налоги затрагивают самые насущные интересы государства, хозяйствующих субъектов и каждого гражданина.
Никто не любит платить налоги, но все понимают их неизбежность. Задача государства состоит в построении такой налоговой системы, которая бы обеспечивала финансовыми ресурсами все общественные издержки и при этом не нарушала предела изъятия средств у налогоплательщиков, определяющего возможности расширенного воспроизводства предпринимательского бизнеса. В решении этой задачи большую роль играет использование многовекового опыта развития налогов, накопленного человечеством. [8, с.168]
Налог и государство - парные категории. С появлением государства появляются и налоги. Содержание и структура налогов непрерывно трансформируются вслед за изменением функций государства. Налог выступает как своеобразная плата за поддержание цивилизованности общества.
Налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы. Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. [7, с.262]
Система налогообложения должна строиться исходя из фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. При проведении налоговых реформ законодатели обязаны учитывать требования объективных рыночных законов.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что финансистам необходимо детально знать построение налоговой системы, налоговые законы и нормативные акты для того, чтобы по возможности уменьшить налоговое бремя и оптимизировать налоговые отношения в своей профессиональной деятельности на конкретном хозяйствующем субъекте.
Цель курсовой работы – изучение принципов построения налоговой системы в Республике Беларусь и ее совершенствования на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть построение налоговой системы и эффективность ее функционирования в рыночных условиях; определить содержание налоговой системы; показать основные принципы налогообложения; установить совокупность налогов и их классификацию; выявить эффективность налоговой системы; изучить особенности функционирования налоговой системы в Республике Беларусь на современном этапе; сделать анализ структуры доходной части государственного бюджета; охарактеризовать налогообложение предприятий реального сектора экономики; раскрыть пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.
1 Построение налоговой системы и эффективность ее фунционирования в рыночных условиях
1.1 Содержание налоговой системы
Функционирование национальной системы налогообложения обусловлено состоянием ее экономики и общественно-политической надстройки в переходный к рынку период. При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения.
Все государства развиваются в соответствии с внутринациональными законами хозяйствования, которые существенно различаются. Следовательно, и принципы построения налоговых систем у них разные. Промышленно развитые страны наиболее приближены к классическому варианту этих принципов; страны, вступающие на путь рыночных преобразований, воспринимают их, преодолевая определенные затруднения.
Комплекс принципиальных положений системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:
1) классические, или наднациональные, принципы, которые, при условии строгого их использования, обеспечивают оптимальность налоговой системы;
2) организационно-экономические, или внутринациональные, принципы. На их основе создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества. [7, с.263]
С развитием национальных экономик меняются и их системы налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности.
Налоговое устройство в любом государстве предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации и в процессе дальнейшего реформирования.
С институциональных позиций налоговую систему можно представить как совокупность принципов, форм и методов установления, изменения и отмены налогов, соответствующих налоговому законодательству.
Данное определение вполне можно рассматривать в качестве базовой дефиниции налоговой системы. Конечно, налоговая система всегда предстает и как система институтов, организаций, которые занимаются регулированием налоговых отношений. В такие инстанции, которые осуществляют налоговый контроль или налоговое администрирование, время от времени приходится обращаться всем налогоплательщикам.
В Беларуси к таковым инстанциям можно отнести налоговую службу, таможню и налоговую полицию (Комитет государственного контроля).
Одновременно налоговая система предстает как налоговый механизм, включающий совокупность средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение действий налогового законодательства. Посредством налогового механизма обеспечиваются устойчивость и целевая направленность функционирования налоговой системы, осуществляется налоговая политика.
Как бы ни были унифицированы национальные системы налогообложения, в них сохраняется экономическая специфика развития государства. Ее отражает реальный налоговый механизм, при формировании которого решаются следующие основные вопросы:
1) соотношение налогов
2) базисные показатели
3) ставки налогов с каждого базисного показателя.
Своеобразие решения данных вопросов каждой из стран не нарушает принципиальные основы организации фиска по классическим принципам налогообложения. В любом государстве при формировании налоговой системы действуют следующие подходы к выбору основной налоговой базы:
• налогообложение результатов производства;
• формирование налогов на основе ренты (земельный, лесной и т.д.);
• налогообложение капитала, недвижимости или отдельных имуществ;
• обложение потребления.
Известно, что налоговая система создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, целям и экономической политике. Особенно важен выбор видов налогов, методов управления ими.
Преобладание прямых или косвенных видов налогов определяет особенности национального налогообложения.
Научное обоснование и введение в общественную жизнь тех иди иных налоговых форм и видов налогов, определение условий их сбора, зачисления в бюджеты различных уровней, установление мер налоговой ответственности при нарушении положений налогового законодательства - все это характеризует зрелость национальных налоговых систем. [7, с.264]
Именно с выбора налоговых форм начинается реализация внутреннего потенциала категории «налог». В рациональном налогообложении не должно быть ни одной налоговой формы, которая бы препятствовала накоплению богатства всеми участниками воспроизводства. В противном случае отдельные налоги в действительности будут представлять собой форму директивного изъятия из хозяйственного оборота финансовых расходов.
Налоговая система должна быть свободной от малоэффективных налоговых форм, т.е. налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений.
Такие налоги только усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль.
Наряду с принципами налоговая система включает в себя также способы и методы взимания налогов.
Налоговую систему можно еще представить и как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, установленных законодательством и обязательных к уплате.
Под налогом понимается обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Под сбором понимается обязательный платеж, уплата которого является главным условием совершения государственными органами определенных действий в интересах плательщика данного сбора, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Взносы обычно связаны с концентрацией денежных средств в бюджетных и внебюджетных фондах.
Не случайно уже только по одному перечислению налогов и сборов, взимаемых в конкретной стране, есть возможность судить о степени развития национальной налоговой системы. А такой перечень носит порой весьма причудливый характер.
Так, в свое время были налоги на двери и окна, выходившие на проезжую улицу, на бракосочетание («налог на право брачной ночи»), налог на бездетность и т. д.
В современных условиях о степени развития налоговой системы судят прежде всего по соотношению прямых и косвенных налогов. Принято считать, что чем выше удельный вес косвенных налогов, тем ниже уровень цивилизованности национальной налоговой системы. [10, с.348]
1.2 Основные принципы налогообложения
Актуальными в настоящее время являются принципы, сформулированные основоположником классической политической экономии шотландским философом и экономистом Адамом Смитом (1723-1790) в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»:
1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами («соответственно их доходу, какими они пользуются под покровительством государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства.
2. Принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям. Об определенности налогообложения свидетельствует стабильность законодательства о налогах и сборах. Конечно, налоговые реформы идут непрерывно, но они, как правило, затрагивают отдельные налоги и сборы.