Налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 02:55, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономки. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, и социально-экономические параметры страны.

Содержание

Введение

1 Налоговые проверки
1.1 Сущность, цели и правила проведения налоговых проверок
1.2 Камеральная налоговая проверка
1.3 Выездная налоговая проверка
1.4 Методика проведения налоговых проверок
2 Моделирование производственной ситуации по начислению НДС
2.1 Характеристика НДС
2.2 Расчет НДС
2.3 Проверка правильности начисления НДС
3 Совершенствование налоговых проверок в отношении НДС
3.1 Классификатор ошибок по начислению НДС
3.2 Мероприятия по совершенствованию налоговых проверок
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 80.29 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Управление учреждений образования  и реализации приоритетного

национального проекта образования

ФГОУ СПО «Екатеринбургский  экономико-технологический колледж»

 

 

Специальность «Экономика и бухгалтерский учет»

Группа 475-Б

 

 

 

 

Налоговые проверки

 

Курсовая  работа

 

 

 

Курсовая  работа содержит страниц

 

Выполнил  Ж.А. Аймуратова

Руководитель курсовой работы О.И. Гадельшина

 

 

 

 

2011

Содержание

 

Введение 

 

1 Налоговые  проверки       

1.1 Сущность, цели и правила проведения налоговых проверок   

1.2 Камеральная налоговая проверка       

1.3 Выездная налоговая проверка        

1.4 Методика проведения налоговых проверок      

2 Моделирование  производственной ситуации по  начислению НДС

2.1 Характеристика  НДС

2.2 Расчет  НДС

2.3 Проверка  правильности начисления НДС

3 Совершенствование  налоговых проверок в отношении  НДС

3.1 Классификатор  ошибок по начислению НДС

3.2 Мероприятия  по совершенствованию налоговых  проверок 

Заключение

Список использованных источников

Приложение  А – Декларации по НДС

Приложение  Б – Акт проверки НДС

 

 

 

         

Введение

 

Налоговая система Российской Федерации  является важнейшим элементом развития рыночной экономки. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру  и динамику общественного воспроизводства, и социально-экономические параметры  страны.

Налоговая система должна быть гармоничной  и соответствовать уровню экономического развития государства. Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.

Ни один налогоплательщик не застрахован  от налоговой проверки. И хотя она  является нелегким испытанием для руководства  организаций и бухгалтеров, не стоить думать о не состоянии, как повлиять на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Практика показывает, что большой  процент вынесенных по результатам  проведения налоговых проверок решений можно оспорить. Судебная практика показывает, что суд при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выносит решение в пользу налогоплательщика.

Любой налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения),  должен знать  правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика  и   налогового (проверяющего органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими «ужасающими» и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса  Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

Цель данной курсовой - изучить  сущность, задачи налоговых проверок, рассмотреть методику проведения налоговых  проверок, а также меры по совершенствованию  налоговых проверок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Налоговые проверки

1.1 Понятие, сущность и цели  налоговых проверок

 

Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный  налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок. Общие правила  проведения налоговых проверок регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.

Налоговая проверка – это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Налоговая проверка является формой контроля налоговых органов за соблюдением  налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с ним  нормативных правовых актов в  целях принятия мер по предотвращению и устранению нарушений, взыскания  недоимок по налогам, привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Целью проведения налоговых проверок является установление своевременного и правомерного исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Существуют два вида проверок (рис. 1):

 

Рисунок 1 – Виды налоговых проверок

 

1.2 Камеральная налоговая проверка.

 

В настоящее время приоритетным направлением контрольной работы налоговых  органов являются усиление аналитической  составляющей работы, внедрение комплексного системного экономико-правового анализа  финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов. Большое внимание уделяется камеральным проверкам  налоговой отчетности. Согласно ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по месту нахождения налогового органа.

В перспективе планируется сделать  такие камеральные проверки основной формой налогового контроля. Связано  это со следующими обстоятельствами. Во-первых, камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля (затраты труда на ее проведение на несколько порядков ниже, чем  на проведение выездной проверки) и  в наибольшей степени поддающейся автоматизации. Во-вторых, данным видом налогового контроля, как правило, охватываются 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков.

Камеральная проверка имеет двойное  назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности  камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика  должны быть проведены контрольные  мероприятия, требующие присутствия  инспектора непосредственно на проверяемом  объекте.

В соответствии со ст.88 Налогового Кодекса РФ в процессе проведения камеральной проверки налоговый инспектор может истребовать у налогоплательщика любые дополнительные документы и сведения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, получить показания свидетелей, назначить встречные проверки, экспертизу и т.д.

В процессе работы применяются самые  разнообразные приемы: анализ уровня и динамики основных показателей  финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе их сравнительный  анализ с данными по аналогичным  организациям, проверка логической связи  между различными отчетными и  расчетными показателями, проверка этих показателей на предмет сопоставления  с данными внешних источников, предварительная оценка бухгалтерской  отчетности и налоговых деклараций с точки зрения достоверности  отдельных отчетных показателей, наличия  сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможное наличие  нарушений налоговой дисциплины. Важной составной частью камерального анализа 

является  также оценка достоверности показателей  налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации продукции, посредством сопоставления уровня и динамики этих показателей с  имеющимися в налоговом органе показателями объемов потребленной налогоплательщиком электро- и теплоэнергии, сырьевых и  иных материальных ресурсов. При выявлении  несоответствий в уровне и динамике данных показателей налогоплательщика  вызывают в налоговый орган для  дачи соответствующих пояснений, а  при наличии оснований полагать, что отраженные в налоговой декларации показатели недостоверны, налоговый  орган производит доначисление сумм заниженных налогов либо включает налогоплательщика  в план проведения выездной налоговой  проверки в первоочередном порядке.

Необходимо существенно изменить действующую методику планирования контрольных мероприятий. В целях  эффективного планирования контрольной  работы нужна современная, отвечающая требованиям сегодняшнего дня система  отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, учитывающая, в том  числе особенности конкретных регионов и конкретных налогоплательщиков.

Одна из важнейших задач - совершенствование  действующего программного обеспечения  процедуры камеральных проверок и отбора налогоплательщиков для  проведения выездных проверок.

 

1.3 Выездная налоговая проверка.

 

С принятием Налогового кодекса  Российской Федерации впервые на уровне закона регламентирован порядок  проведения налоговых проверок. С  одной стороны, это является гарантией  прав налогоплательщика при проведении проверки, а с другой - облегчает  работу должностных лиц налоговых  органов, так как им предоставлен ряд дополнительных возможностей и  полномочий, которыми они ранее не располагали.

Из статьи 82 Налогового кодекса  Российской Федерации следует, что  налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых  проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и  отчетности, осмотра помещений и  территорий, используемых для извлечения дохода.

Таким образом, налоговые проверки являются основной формой контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, и при их проведении используются практически все перечисленные  формы налогового контроля.

Налоговый кодекс Российской Федерации  ограничил и четко определил  круг лиц, которые могут проводить  проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах. Как и  остальные формы налогового контроля, проверки проводятся только должностными лицами налоговых органов. Налоговые  органы - это Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения.

В отношении плательщиков единого  социального налога (взноса) налоговые  органы проводят все предусмотренные  Налогового Кодекса РФ мероприятия  налогового контроля. Это правило  установлено ст.9 Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации  и внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации  о налогах».

Налоговые проверки могут также  проводиться таможенными органами, но только в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу  Российской Федерации.

В отличие от камеральной налоговой  проверки, которая проводится периодически по представлении налогоплательщиком соответствующих документов, выездная проверка может проводиться только на основании решения руководителя налогового органа.

В статье 89 Налогового Кодекса РФ определено, что в одном календарном году не могут быть проведены две выездные налоговые проверки по одним и  тем же налогам за один и тот же период. Исходя из буквального толкования этой нормы можно сделать вывод, что в следующем календарном году налоговый орган может повторить проверку. Такое положение представляется нелогичным и мешает нормальной работе хозяйствующего субъекта. Оно находится в противоречии с п.3 ст.87 Налогового Кодекса РФ, запрещающим налоговым органам проводить повторные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за проверенный налоговый период, независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Представляется, что эти нормы  следует применять в совокупности с учетом положений п.7 ст.3 Налогового Кодекса РФ, согласно которой все  неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика. Принимая во внимание, что п.3 ст.87 Налогового Кодекса РФ предоставляет налогоплательщику  гарантии в большем объеме, чем  ст.89, следует считать, что запрет на проведение повторных проверок за один и тот же период по одним  и тем же налогам действует  независимо от времени проведения предыдущей проверки. Поэтому проверки, проводимые органами налоговой полиции, не могут учитываться при определении повторности налоговых проверок, проводимых налоговыми органами в целях и в порядке, предусмотренных Налогового Кодекса РФ.

Время проведения выездной проверки ограничено двумя месяцами, однако этот срок включает только время фактического присутствия проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента. Это  правило приводит к тому, что проверки затягиваются на неопределенный срок, так как должностные лица налоговых  органов практикуют перерывы в налоговых  проверках. При этом обычно документы, запрошенные у налогоплательщика  для проведения проверки, уже представлены им проверяющим, что лишает налогоплательщика  возможности пользоваться этими  документами, и мешает его работе.

Информация о работе Налоговые проверки