Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование характерных особенностей международно-правового регулирования сотрудничества государств в сфере налогообложения и объяснение его правовой природы.
Задачами курсовой работы является:
- исследование понятия и общей характеристики международного сотрудничества в сфере налогообложения;
- анализ целей международного сотрудничества в сфере налогообложения;
- исследование путей развития международного сотрудничества в сфере налогообложения.
Введение
В настоящее время существует общее стремление стран и народов к взаимовыгодному сотрудничеству на основе уважения интересов и прав друг друга, к осознанной защите общих целей в деле сохранения мира и недопущения новой мировой войны. Активно осуществляемая во второй половине XX в. интеграция, в особенности затронувшая экономическую сферу, обеспечившая свободное движение капиталов, товаров, услуг и рабочей силы, выдвинула в качестве одной из первоочередных задач - совершенствование международно-правового регулирования сотрудничества государств по налоговым вопросам. В данной курсовой работе раскрыта проблема двойного налогообложения, возникающая в отношении лиц и организаций, осуществляющих свою деятельность в двух или более странах. В настоящее время особое внимание уделяется этой проблеме и рекомендуемый путь ее решения - заключение межгосударственных (или межправительственных) налоговых соглашений.
Налоги - сложный социальный институт, имеющий длительную историю. Они непосредственно отражают уровень культурного, экономического, политического развития общества. Кроме того, налоги оказывают мощное обратное воздействие прежде всего на состояние политической и экономической системы. В частности, значение налогов как политического инструмента нередко связывают с феноменом государственной власти, с проблемой государственного суверенитета.
Количество
заключаемых двухсторонних международных
договоров по налоговым вопросам имеет
тенденцию к росту. Расширение практики
заключения международных соглашений
по налоговым вопросам, появление типовых
моделей соглашений об избежании двойного
налогообложения, разработанных международными
организациями, а также проекта мирового
налогового кодекса, дает основание некоторым
авторам утверждать, что сформировалось
международное налоговое право или, по
крайней мере, его основы.
В научной литературе
внимание вопросам правовой природы международных
налоговых отношений, регулирования международного
сотрудничества в налоговой сфере, предоставления
налоговых льгот, унификации и гармонизации
налогового законодательства стали уделять
начиная с 60-х годов прошлого века.
Одной из главных проблем в налоговой
сфере, решение которой выносится на межгосударственный
уровень, остается двойное налогообложение.
Возникновение двойного налогообложения
обусловлено суверенным правом государств
устанавливать и взимать налоги с доходов
субъектов налогообложения, где бы эти
доходы не были получены. Применение односторонних
мер, ограничивающих двойное налогообложение,
как и различных критериев определения
налоговой юрисдикции, не приводит к решению
проблемы в целом.
Значение соглашений об избежании двойного
налогообложения состоит в том, что полное
или частичное освобождение от налогообложения
доходов субъектов налогообложения государства,
как правило, связывают с наличием таких
соглашений. По своей сути такие соглашения
являются собственно соглашениями о предоставлении
налоговых льгот.
Как свидетельствует анализ работы по
сближению (унификации и гармонизации)
в сфере налогообложения, существенных
результатов в данном вопросе добились
государства в рамках ЕС. Вне рамок политико-экономических
союзов и объединений процесс сближения
налогового законодательства, как правило,
малоэффективен или даже, вероятно, невозможен.
Одним из неразрешенных остается вопрос
правового регулирования межгосударственной
налоговой конкуренции, осуществляемой
через оффшорные юрисдикции. Как свидетельствует
практика, именно через оффшорные зоны
уводятся от налогообложения прибыли
и сверхприбыли, получаемые крупными предпринимательскими
структурами. Принимаемые международными
организациями, главным образом ОЭСР,
меры по противодействию недобросовестной
налоговой конкуренции приводят к ужесточению
в оффшорах налогового законодательства,
но не обеспечивают решения проблемы.
Одним из шагов в данном направлении явилось
бы принятие международно-правового акта
универсального характера, устанавливающего
на межгосударственном уровне правила
налоговой конкуренции. Вышеуказанное
предопределяет актуальность курсовой
работы.
Предметом курсовой работы
механизм международного сотрудничества
в сфере налогообложения.
Объектом курсовой работы
является международное сотрудничество
в сфере налогообложения.
Целью курсовой работы
является исследование характерных особенностей
международно-правового регулирования
сотрудничества государств в сфере налогообложения
и объяснение его правовой природы.
Задачами курсовой работы является:
- исследование понятия и общей характеристики
международного сотрудничества в сфере
налогообложения;
- анализ целей международного сотрудничества
в сфере налогообложения;
- исследование путей развития международного
сотрудничества в сфере налогообложения.
Международные налоговые отношения представляют собой отношения между странами по поводу взаимного урегулирования сфер применения налогового законодательства (налоговой юрисдикции) и другим вопросам налогообложения. В современном налогообложении различается международное налогообложение юридических и физических лиц. Международное налогообложение юридических лиц в принципе схоже с международным налогообложением физических лиц, при этом оно имеет определенную специфику как в определении субъекта налогообложения, так и в исчислении базы налогообложения. Кроме того, существуют нормы и правила международного налогообложения, которые действуют только в отношении юридических лиц, например статьи соглашений об избежании двойного налогообложения дивидендов.(2)
Международное
сотрудничество в налоговой
Налоговые
законы разных государств, даже
если они основаны на
Основные цели международного сотрудничества в налоговой сфере - устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Однако не менее важными являются и другие цели:
- гармонизация налоговых систем и налоговой политики;
- унификация фискальной политики и налогового законодательства;
- разрешение проблем двойного налогообложения;
- предотвращение уклонения от налогообложения;
- избежание дискриминации налогоплательщиков-
- гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности.
Международная экономическая интеграция обусловила тенденции гармонизации налоговой политики и национального налогового права в зарубежных странах. Гармонизация- это процесс приведения к соответствию и взаимной соразмерности налоговых систем различных государств.
Положение об унификации налогового законодательства членов ЕЭС (Великобритания, Италия, Франция, ФРГ, Испания и др.) было зафиксировано в Римском договоре в 1957 году. В процессе формирования единого рынка эти страны сначала ориентировались на унификацию фискальной политики (в рамках таможенного союза), затем перешли к разрешению проблем двойного налогообложения, предотвращению уклонений от налогообложения и ликвидации условий по налоговой дискриминации.
В ходе согласования налогового законодательства стран-участников ЕЭС была проведена обязательная и постепенная унификация взимания косвенных налогов. Некоторые акцизы отменили вообще (на чай, соль, сахар), другие косвенные налоги стали взимать по единым ставкам. В дальнейшем возникла идея постепенно перейти от проведения общей налоговой политики к созданию территории с единым налоговым режимом.
Отношения в сфере налогообложения в отдельной стране регламентируются нормами национального законодательства и нормами международного права. Формой реализации второй части законодательства выступают международные договоры и соглашения.
Национальные правовые системы различаются в зависимости от того, что имеет большую юридическую силу: внутригосударственные законы или международные договоры. Для определения влияния норм национального законодательства на налоговое соглашение важно знать правовой статус международных договоров в данной стране.
Если соглашение, инкорпорированное в национальное законодательство, имеет равную с ним силу, возникают определенные трудности. Решая подобные вопросы, государства придерживаются двух принципов:
а) lex posterior derogat legi priori;
б) lex specialis.
Чаще государства соблюдают первый принцип. В этом случае закон, инкорпорировавший международный договор, вытеснит ранее принятые внутригосударственные законы.
Согласно второму принципу действуют в первую очередь специальные, а не более общие нормы. Это правило применяется до принятия национального закона, отменяющего положения международного налогового соглашения. [11, с.89]
В системе налогового законодательства международные соглашения по налогообложению делятся на группы:
- международные соглашения общего характера;
- налоговые соглашения;
- общие налоговые соглашения и конвенции;
- ограниченные налоговые соглашения;
- соглашения об оказании административной помощи;
- договоры,в которых затрагивают и налоговые вопросы;
- соглашения о налоговых режимах и льготах;
- торговые договоры;
- специфические соглашения по конкретным организациям. [12, с.45]
Международные соглашения общего характера, наряду с другими сферами сотрудничества, устанавливают общие подходы сторон в области налогообложения. Непосредственному применению эти акты не подлежат, но содержащиеся в них принципы используются в иных договорах и в национальном законодательстве.
Собственно налоговые
соглашения двустороннего и
а) общие налоговые соглашения (конвенции) -это международные договоры рекомендательного характера, затрагивающие все вопросы взаимоотношений сторон по поводу прямых и косвенных налогов;
б) ограниченные налоговые соглашения, распространяемые на конкретный вид налога, плательщика и т. п.;
в) соглашения об оказании административной помощи по налогообложению.
Договоры, в которых затрагиваются и налоговые вопросы, обычно направлены на установление благоприятного налогового режима, предоставление различных льгот и т. д. Например, в 1992 году в "Соглашении о регулировании взаимоотношений государств СНГ" одиннадцать стран обязались принять меры по устранению двойного или многократного налогообложения доходов от торговли. По существу данный документ представлял собой соглашение о налоговых режимах и льготах для стран-участников СНГ.
К договорам, в которых помимо прочих решаются налоговые проблемы, относятся торговые договоры, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования для товаров и услуг.
Существуют и специфические соглашения по конкретным международным организациям. Примером может служить соглашение о размещении штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, направленное на освобождение от уплаты налогов в стране пребывания.
1.2.Субъекты, участвующие
в осуществлении
Согласно положениям пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса физическое лицо—резидент—это физическое лицо, имеющее место жительства в Украине.
В случае если физическое лицо имеет место жительства также в зарубежной стране, оно считается резидентом, если такое лицо имеет место постоянного проживания в Украине; если лицо имеет место постоянного проживания также в зарубежной стране, оно считается резидентом, если имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине.В случае если страну, в которой физическое лицо имеет центр жизненных интересов, нельзя определить или если физическое лицо не имеет места постоянного проживания ни в одной из стран, оно считается резидентом, если находится в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) в течение периода или периодов налогового года.
Достаточным(но не исключительным)
условием определения местонахождения
центра жизненных интересов
Если невозможно определить резидентский статус физического лица, используя предыдущие положения этого подпункта, физическое лицо считается резидентом, если оно является гражданином Украины.
Если вопреки закону физическое
лицо—гражданин Украины имеет также
гражданство другой страны, то в
целях обложения этим налогом
такое лицо считается гражданином
Украины, который не имеет права
на зачет налогов,уплаченных за рубежом,
предусмотренного Налоговым кодексом
или нормами международных
Если физическое лицо является лицом без гражданства и на него не распространяются положения абзацев первого—четвертого пп. 14.1.213 п. 14.1ст. 14 Налогового кодекса, то его статус определяется согласно нормам международного права.
Достаточным основанием для
определения лица резидентом является
самостоятельное определение им
основного места жительства на территории
Украины в порядке, установленном
Налоговым кодексом,или его
Для юридических лиц резидентами являются:
Какие лица являются нерезидентами Украины?
Согласно пп. 14.1.122 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса нерезиденты—это: