Налогообложение предприятий и организаций малого бизнеса в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по оптимизации налогообложения ООО «Веста».
Задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотреть налогообложение предприятий и организаций малого бизнеса в условиях рыночных отношений.
2. Провести анализ практики уплаты налогов в ООО «Веста».
3. Дать рекомендации по оптимизации налогообложения ООО «Веста».

Содержание

Введение 3
1. Налогообложение предприятий и организаций малого бизнеса в условиях рыночных отношений 5
1.1. Роль предприятий и организаций малого бизнеса в условиях рыночных отношений 5
1.2. Развитие налогообложения предприятий и организаций малого бизнеса 10
1.3. Нормативно-правовая база регулирования налогообложения предприятий и организаций малого бизнеса в условиях рыночных отношений 19
2. Практика уплаты налогов в ООО «Веста» 23
2.1. Краткая характеристика предприятия 23
2.2. Система уплаты налогов ООО «Веста» 25
2.3. Расчет налогов в ООО «Веста» 26
3. Оптимизация налогообложения ООО «Веста» 31
3.1. Теоретические методы оптимизации налогообложения ООО «Веста» 31
3.2. Практические методы оптимизации налогообложения ООО «Веста» 34
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

nalogi.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

В современных условиях переход  к инновационному развитию экономики и ее модернизация являются одним из ключевых факторов активизации экономического роста России. Внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса новых, передовых технологий, форм организации труда и управления особенно актуально в сфере малого бизнеса, поскольку именно малые предприятия выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. Роль малого бизнеса в основных параметрах развития нашей страны значительно ниже по сравнению с индустриальными странами. Так, по числу малых предприятий Россия отстает от США в 93 раза, от Японии - в 7,7 раза, от Италии - в 4,7 раза; <1> по доле вклада малых предприятий в ВВП - от Франции в 5,6 раза, от США - в 4,7 раза; по доле занятых в малом бизнесе - от Японии - в 8,1 раза, от Италии - в 7,6 раза, от США и Франции в 5,6 раза.

В России государственная поддержка  малого бизнеса осуществляется не всегда целенаправленно и потому недостаточно эффективна. На пути экономического развития малого бизнеса в России имеется  множество проблем как финансово-экономического, так и организационного характера, которые могут быть решены посредством эффективного использования всей гаммы инструментов государственного регулирования, в том числе и с помощью налоговой политики. В этой связи в условиях Российской Федерации чрезвычайно интересным и полезным представляется изучение опыта налогообложения субъектов малого бизнеса развитых зарубежных стран.

На современном этапе повышение  роли предприятий малого бизнеса  в индустриальных странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории и потребностями, которые возникали в процессе развития научно-технического прогресса.

Специфика малого бизнеса (социальная значимость и массовость) определила особенности его налогообложения в индустриальных странах, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора. В различных странах при использовании специальных режимов налогообложения преследуются разные цели. Также различны обстоятельства, сопутствующие такому налогообложению, налоговая и юридическая грамотность налогоплательщиков, отличаются возможности контроля и принуждения со стороны налоговых администраций и степень коррумпированности властей. Все это определяет многообразие подходов к налогообложению малого бизнеса.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по оптимизации налогообложения ООО «Веста».

Задачами курсовой работы являются:

1. Рассмотреть налогообложение предприятий и организаций малого бизнеса в условиях рыночных отношений.

2. Провести анализ практики уплаты налогов в ООО «Веста».

3. Дать рекомендации по оптимизации налогообложения ООО «Веста».

 

1. Налогообложение предприятий  и организаций малого бизнеса  в условиях рыночных отношений

1.1. Роль предприятий и организаций  малого бизнеса в условиях  рыночных отношений

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста, структуру и  качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе  развития. Несмотря на принимаемые Правительством меры по поддержке малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства.

Не менее важна роль мелких фирм в формировании конкурентных отношений  в экономике региона. Для отдельной  маленькой компании столкновение с монополией чаще всего кончается гибелью, знаменитым "удушением" аутсайдера. Во взаимоотношениях всего мелкого бизнеса и крупного капитала роли распределяются иначе. Атакующей стороной часто выступают мелкие фирмы. В последние годы в западной экономической прессе появился новый термин - "генерика". Им обозначают быстро растущую группу (в основном небольших) компаний, занимающихся копированием продуктов ведущих фирм. [19, С. 7]

Маленькие и слабые по отдельности, предприниматели как единый класс  фирм представляют значительную силу, способную наносить чувствительные удары даже самым мощным компаниям.

Преимущества малого бизнеса:

1. Сравнительно более низкие  издержки управления, обусловленные  отсутствием лишнего бюрократического  аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень  формализации организации и понижают  способность к организационным  изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

3. Более низкая потребность в  капитале и способность быстро  вводить изменения в продукцию  и производство в ответ  на требования местных рынков.

4. Малые предприятия лучше знают  уровень спроса на локальных  рынках. Ориентация производителей  преимущественно на региональный  рынок идеально приспособлена  для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других  характеристик местного рынка.

5. Относительно более высокая  оборачиваемость капитала малых  предприятий.

6. Малые предприятия требуют  меньше капиталовложений. У них  меньшие сроки строительства,  небольшие размеры, им быстрее  и дешевле перевооружаться, внедрять  новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

7. Работники малого предпринимательства  имеют высокий уровень мотивации  в достижении успеха, а также  возможности реализовать свои  идеи, проявить свои способности

8. Малый бизнес дает средства  к существованию большему количеству  людей, чем крупный. Он обладает  значительным потенциалом в сфере  трудоустройства населения, вовлечения  в производство резервов рабочей  силы, которые не могут быть  использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. [19, С. 8]

Недостатки малого бизнеса:

1. По сравнению с крупными  предприятиями малые предприятия  обладают более высоким уровнем  риска и, следовательно, высокой  степенью неустойчивости на рынке.

2. Малые предприятия зависимы  от крупных компаний.

3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.

4. Повышенная чувствительность  к изменениям условий хозяйствования.

5. Малый бизнес связан с большими  трудностями в привлечении дополнительных  финансовых средств и получении  кредитов.

6. Малые предприятия не обладают  рыночной властью и хорошей ресурсной базой.

7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых  предприятий к изменениям не  велики.

8. Малый бизнес имеет малую  склонность к инвестиционной  деятельности из-за недостаточных  размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

В западных странах создаются специальные  экономические условия для того, чтобы перспективные ученые, инженеры, изобретатели могли самостоятельно приступить к практическому внедрению  своих идей, т.е. создается специализированная фирма во главе с автором идеи и с привлечением профессиональных менеджеров. В случае успеха это может превратиться в крупную промышленную корпорацию.

Для успешной деятельности в инновационной  области необходимо сочетание трех факторов:

  • научно-технический прогресс;
  • частная инициатива;
  • благоприятные экономические условия, создаваемые государством.

Основная проблема России, мешающая осуществлению инновационной деятельности, - это отсутствие благоприятных экономических  условий.

С позиций микроэкономического анализа на современном этапе научно-технического прогресса малые и средние фирмы за счет своей большей гибкости и мобильности должны обладать естественными преимуществами перед крупными структурами, построенными на принципах иерархического подчинения. За счет этого они должны быстрее реагировать на открывающиеся новые технологические возможности.

На основе обзора эмпирических исследований взаимосвязи между размером фирмы  и ее инновационной активностью  ученые делают вывод о том, что  полученные данные достаточно противоречивы и зависят как от степени общности анализа (экономика в целом или отдельные отрасли промышленности), так и от выбранных для изучения показателей. Роль малого и среднего бизнеса в процессе осуществления нововведений существенно зависит от рассматриваемой отрасли. В одних отраслях малые фирмы нередко задают тон и даже лидируют (например, в создании программного обеспечения, в развитии вычислительной техники, информатики, биотехнологии, в освоении методов генной инженерии), в других - довольствуются получением субподрядов от крупных компаний либо занимаются имитацией и диффузией нововведений.

Как следствие этого, в анализе  роли малого бизнеса в развитии НТП  просматривается сдвиг от противопоставления малых фирм и крупных промышленных компаний к более комплексной схеме их взаимодействия и даже симбиоза на различных этапах инновационного цикла с учетом имеющихся в каждом конкретном случае возможностей [19, С. 11].

Малое предпринимательство представляет собой реалию экономической жизни  государства, которая в значительной мере определяет макроэкономическую ситуацию в стране и имеет значительный потенциал влияния на социальную картину в стране. Поэтому необходимо ясное представление о том, какое место малое предпринимательство занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Малое предпринимательство порождает многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития страны.

Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них. Чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций: причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система управления.

В последнее время слышно довольно много рассуждений о том, какие  меры предпринимаются, чтобы помочь бизнесу в кризисных условиях. Однако большинство этих мер касаются крупного бизнеса. А в отношении малого и среднего в основном звучат общие слова о снижении налогов и сокращении проверок. То есть никаких специальных шагов по обереганию от влияния кризиса малого бизнеса фактически не предпринимается. Однако есть мнение, что именно малый бизнес может явиться той силой, которая поможет всей стране справиться с трудностями. При условии, конечно, что сначала малому бизнесу создадут условия для нормальной работы.

1.2. Развитие налогообложения предприятий  и организаций малого бизнеса

В настоящий момент на территории Российской Федерации действуют  общий и специальные налоговые  режимы. К специальным режимам  относятся:

- упрощенная система налогообложения (УСН);

- система налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход (ЕНВД);

- система налогообложения в  виде единого сельскохозяйственного  налога.

Сельскохозяйственный налог применяется  только предприятиями, занимающимися  сельским хозяйством, что является узкоспециализированной деятельностью, поэтому данный налог не будет рассмотрен в данной работе.

Перед тем как осуществить выбор  налоговой системы, руководству  малого предприятия необходимо понять сущность каждого возможного варианта налогового режима, выделить их отличительные особенности, достоинства и недостатки. По сути, выбор возможен только между общим режимом и УСН, поскольку ЕНВД является обязательным налоговым режимом при соответствии параметров предприятия установленным законодательством критериям.

Итак, прежде всего, рассмотрим упрощенную систему налогообложения (УСН). В соответствии с налоговым законодательством УСН является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками на добровольной основе.

Поясним, что упрощенная система налогообложения, в отличие от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, распространяется на организацию в целом, а не на какой-либо отдельный вид деятельности.

Организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ, для перехода на упрощенную систему налогообложения должны подать заявление в налоговые органы в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году применения указанного налогового режима.

В этот же период необходимо осуществить  выбор объекта налогообложения.

Предприятия могут применять одновременно упрощенную систему налогообложения  и систему налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности.

Информация о работе Налогообложение предприятий и организаций малого бизнеса в условиях рыночных отношений