Специальные налоговые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2012 в 20:54, курс лекций

Краткое описание

Специальные налоговые режимы (СНР) – это особый порядок налогообложения, который применяется в налоговой системе наряду с другими налогами, заменяя некоторые из них и предоставляя особые условия отдельным категориям налогоплательщикам.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по Специальным Налоговым Режимам.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)


Виды специальных налоговых режимов

 

Специальные налоговые режимы (СНР) – это особый порядок налогообложения, который применяется в налоговой системе наряду с другими налогами, заменяя некоторые из них и предоставляя особые условия отдельным категориям налогоплательщикам.

 

 

Малый бизнес как особый субъект налогообложения

1. Понятие и значение малого предпринимательства

2. История налогообложения малого бизнеса в России

3. Становление специальных налоговых режимов для малого бизнеса в РФ.

 

1.  Под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики на определённых законом условиях. Малое предпринимательство выполняет в экономике следующие функции:

1) создаёт рабочие места и обеспечивает доход значительной части населения

2) насыщает рынок товарами и услугами, которые не может обеспечить крупный бизнес

3) формирование в экономике среднего класса

 

В РФ по сравнению с другими странами малый бизнес занимает достаточно скромное положение.

 

 

Страна

Доля малого и среднего бизнеса, %

в общей численности занятых

в ВВП

Италия

До 75%

До 60%

Страны ЕС

70

65

Франция

55

60

Германия

45

50

США

55

50

Россия

10-15

15-20

 

Для отнесения предприятий к малым существует ряд критериев:

1) количественные (численность работников, выручка, стоимость Основных Средств, активы, прибыль и т.д.)

2) качественные (какое место занимает руководитель [личное управление предприятием], личные контакты между руководством и производственными работниками, доступ к финансовым средствам и т.д.).

В РФ малый бизнес регулируется ФЗ №209 от 24.07.07 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», который устанавливает следующие критерии отнесения субъектов к малому бизнесу:

-индивидуальные предприниматели, занесённые в реестр, созданные без образования юридического лица

-организации, соответствующие следующим условиям:

1) доля участия других организаций не более 25% (за исключением организаций, внедряющих результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям)

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) от 16 до ста человек включительно для малых предприятий;

в) для микропредприятий - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) на данный момент (а точнее с 1 января 2008) составляют:

микропредприятия - 60 млн. рублей;

малые предприятия - 400 млн. рублей;

средние предприятия - 1000 млн. рублей.

 

2. Налогообложение малых предприятий в России всегда носило характер сословного, т.е. ориентированного на лиц, занимающихся торговой и промысловой деятельностью, к которой относились любые отрасли, приносящие доход. Исторически можно выделить следующие этапы формирования налогообложения предпринимательства:

1) связан с зарождением предпринимательства в современном понимании, инициированным Петром I (начало 18-го века).

Основным субъектом налогообложения являлось купечество, к которому причислялись все лица, занятые как в торговле, так и в промыслах, и которые должны были перечислять в бюджет часть своих доходов.

2) связан с реформами Екатерины II, в рамках которого принято новое сословное законодательство. Был введён гильдейский сбор, как налог с объявленного капитала.

Эта система состояла из большого количества законов, не имеющих единообразной формы, из-за чего купечество уклонялось от уплаты этих сборов.

3) Реформирование в системе гильдейских сборов. В основу взята патентная система, заимствованная из Франции.

4) Дополнение патентной системы подоходным налогообложением, причём первая была связана с плательщиком, а вторая – с видом деятельности. Подоходное налогообложение закреплено в принятом в 1898 году Положении о государственном промысловом налоге, которое включало 3 основных положения:

-наличие купеческого или промыслового свидетельства, сумма которого формировала промысловый налог и разделялась на 4 категории в зависимости от территории России. Кроме того, выделялись разряды торгово-промышленной деятельности.

-дополнительный промысловый налог (15 копеек со 100 рублей капитала)

- процентный сбор:

   -- с чистой прибыли акционерных обществ и товариществ на паях по прогрессивной системе

   -- процент с заявленной средней прибыльности для данной группы предприятий.

5) реформирование с началом Первой Мировой Войны и, как следствие,  снижением доходов бюджета. В 1916 году принимается положение о подоходном налоге В основу положено личное налогообложение вне зависимости от вида деятельности, минимальный необлагаемый доход – 850 рублей в год и налог был регрессивным.

6) После революции в связи с проводимой новой властью политикой изменилась как структура малого бизнеса, так и система его налогообложения. В частности были увеличены ставки подоходного налога, а для кустарного производства сумма налога стала зависеть от количества наёмных работников.

7) После развала СССР налогообложение малого предпринимательства прошло через следующие стадии:

      1) 1990-93 гг. – принятие закона о налоге на прибыль предприятий и организаций, в рамках которого малые предприятия, занимающиеся приоритетными видами деятельности, в первые 2 года освобождались от уплаты налога на прибыль

      2) 1993-1995 гг. В соответствии с законом о налоге на добавленную стоимость малый бизнес освобождён от авансовых платежей

      3) 1995-2003 гг. Разработка и внедрение льготных систем налогообложения малого бизнеса, закреплённых в законах №222-ФЗ от 29.12.95 «Закон об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства и №148-ФЗ от 31.07.98 «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности».

 

 

3. При формировании специальных налоговых режимов для малого бизнеса были поставлены следующие задачи:

1) замена максимально возможного количества налогов одним, при этом установление всего 1 налога оказалось нереальным в силу специфики определённых видов деятельности (например, при ведении внешнеэкономической деятельности), а также необходимостью формирования различных уровней бюджета

2) соблюдение принципа определённости налогообложения, т.е. исключение отсылок на другие законодательные акты и обеспечение понятности методики расчёта налога

3) упрощение бухгалтерского и налогового учёта и формирования отчётности

4) устранение возможностей для укрывательства получаемых доходов в тех сферах, которые связаны с наличным денежным оборотом

5) снижение налоговой нагрузки.

 

Для выполнения этих задач были разработаны 2 системы, основанные:

1) на упрощённом порядке определения налогооблагаемой базы и ведения отчётности;

УСН могли применять ИП и организации, в которых работало не больше 15 человек, и выручка не превышала 10 миллионов рублей в год.

2) на оценке потенциального дохода и установлении фиксированного размера платежей в бюджет.

Система ЕНВД являлась обязательной для налогоплательщиков, занятых в определённых видах деятельности, сумма налога рассчитывалась исходя из установленных государством показателей. При этом сумма потенциального дохода устанавливалась на уровне регионов, что привело к значительным разночтениям. К 2003-ему году насчитывалось 850 тыс. предприятий и 4 млн. ИП. Из 850 тыс. 50 тыс. предприятий применяли УСН, а 150 – ЕНВД. В то же время, из 4 млн. ИП – 100 тысяч применяли УСН и 1,3 млн. – ЕНВД.

Для того, чтобы повысить привлекательность этих систем налогообложения с принятием второй части НК РФ в 2003 году были внесены изменения, которые закреплены в виде специальных налоговых режимов.

 

 

 

Упрощенная система налогообложения

 

- это особый порядок уплаты налогов, применяемый на добровольной основе налогоплательщиками, удовлетворяющими требования НК РФ.

Налогоплательщики – организации и ИП.

Налоги, сборы и взносы, уплачиваемые на УСН:

1. Единый налог

2. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

-на финансирование страховой части пенсии

-на финансирование накопительной части пенсии

-ИП уплачивают фиксированные платежи, которые не зависят от дохода.

3. Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

4. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (в ФФОМС и ТФОМС)

5. Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

6. НДС уплачивается в случаях:

- ввоза товаров на таможенную территорию РФ (Налоговый кодекс, ст.346.11, ст. 151)

- в случае выставления покупателю СФ с выделенным НДС (Налоговый кодекс, ст.173 п.5)

- по деятельности, осуществляемой в рамках простого товарищества (ст. 174.1)

7. Налог на прибыль организаций (уплачивают только организации, ИП не платят!) доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса (по дивидендам и по операциям с отдельными видами долговых обязательств)

8. НДФЛ (уплачивают только ИП) с доходов облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Налогового Кодекса

9. Акцизы (Налоговый кодекс, глава 22)

- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

- приобретение в собственность нефтепродуктов;

- реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков - производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций;

- продажа конфискованных и/или бесхозяйственных подакцизных товаров;

- реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), происходящих с территории Республики Беларусь и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь

10. Государственная пошлина (Налоговый кодекс, глава 25.3)

11. Таможенная пошлина (Таможенный кодекс, ст.318-319)

12. Транспортный налог (Налоговый кодекс, глава 28.  Региональные законы о транспортном налоге)

13. Земельный налог (Налоговый кодекс, глава 31. Местные законы о земельном налоге)

14. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (Налоговый кодекс, глава 25.1)

15. Водный налог (Налоговый кодекс, глава 25.2)

16. Налог на добычу полезных ископаемых (Налоговый кодекс, глава 26)

 

Налогоплательщики обязаны выполнять функции налогового агента (например, по НДФЛ, налогу на прибыль [в случае уплаты дивидендов юридическим лицам] и НДС).

Информация о работе Специальные налоговые режимы