Налоговая политика зарубежных стран в условиях экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики

Содержание

Введение 3
1. Содержание и основные формы налоговой политики государства период кризиса 5
2. Антикризисная налоговая политика зарубежных стран 9
2.1. Налоговая политика США 9
2.2. Налоговая политика европейских стран 15
3. Сравнительный анализ налоговой политики в условиях кризиса в России и в зарубежных странах 21
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Nszs_Kursovaya_red_Sonya.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Российский экономический  университет имени Г.В. Плеханова»

 

 

 

Финансовый факультет

 

 

Кафедра «Налоги и налогообложение»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Налоговые системы зарубежных стран»

 

на тему «Налоговая политика зарубежных стран в условиях экономического кризиса».

 

 

 

 

Выполнили

студентки группы 2411

очной формы обучения

Финансового факультета

 

Научный руководитель:

д.э.н., профессор Маршавина Л.Я.

 

 

 

Москва 2012 

Содержание

 

 

 

Введение

Кризис – это явление, захватывающее всю систему в целом, включая ее структурные и функциональные составляющие. Мировой финансово-экономический кризис, достигший своего пика в 2008 г., затронул все страны. Это первый кризис такого масштаба в условиях глобализации экономики. Для преодоления последствий кризиса необходимо понять его сущность, причины, связанные с этим риски.

Кризис нельзя представлять себе как  нечто такое, что неизбежно повлечет за собой катастрофу. Кризис можно преодолеть, приложив к этому соответствующие усилия, в чем и состоит смысл антикризисного управления. Циклическое развитие экономики показывает неизбежность кризиса и возможность выхода из него с потенциалом дальнейшего успешного развития.

В этом случае возрастает роль и значение антикризисного управления. Оно имеет определенные особенности в условиях современного финансово-экономического кризиса. Прежде всего, важно понять роль государства и международных организаций в антикризисном управлении, проанализировать практику принимаемых государственных мер по преодолению кризиса, рассмотреть специфику корпоративного антикризисного управления.

Налоговое регулирование – один из основных методов в антикризисной политике государства. В новейшей экономической истории практически всех развитых и большинства развивающихся стран на этот счет представлено множество примеров.

Традиционно применяемые  странами подходы к использованию  налоговых инструментов в условиях кризиса потребовали корректировки, что выражается в пересмотре интернациональных  налоговых концепций и институтов. Особое значение приобрели международные соглашения об избежании двойного налогообложения, введении специальных режимов (в т.ч., ограничение использования выгод) налогообложения доходов, полученных по международным сделкам, а также в странах, на территориях, входящих в списки «налоговых убежищ», обмен налоговозначимой информацией.

Каждое государство  использует свои подходы к выработке  и совершенствованию налоговых  инструментов, зависящие не только от состояния экономики, но и от различных  социальных и политических факторов.

Обобщенный перечень доступных налоговых инструментов включает в себя:

    • распределение полномочий в сфере установления, введения, взимания налога;
    • стандарты бухгалтерского учета;
    • изменение налоговой системы (в т.ч. налоговая централизация и децентрализация, налоговая унификация);
    • изменение элементов налогообложения (в т.ч. определяющих налоговый статус обязанного лица, налоговые обязанности и порядок их исполнения);
    • изменение состава и признаков налогообязанных лиц (в т.ч. изменение порядка дифференцирования резидентов и нерезидентов);
    • изменение налоговых ставок, дифференциация ставок, в т.ч. отрицательные ставки;
    • освобождение от налогов сборов;
    • установление необлагаемого минимума;
    • налоговые льготы, налоговые вычеты, установление правил выбора вычета для определенного типа расходов;
    • изменение сроков и порядка уплаты налогов, налоговый кредит или рассрочка;
    • правила формирования налоговой базы, задание критериев признания расходов обоснованными при определении налогооблагаемой базы, критерии деловой цели, экономическая сущность деятельности;
    • нормирование расходов, отчислений хозяйствующими субъектами в собственные и иные целевые фонды (резервный, инвестиционный)
    • амортизационная политика;
    • введение иммунитетов от изменений элементов налогообложения (срочное/ бессрочное);
    • правила и сроки определения учетной политики для целей налогообложения - выбора налогоплательщиком способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения;
    • задание способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения;
    • введение специальных налоговых режимов, создание специальных зон;
    • изменение налоговой отчетности;
    • изменение процедур налогового администрирования, декларирования, обеспечительных процедур и видов обеспечения;
    • изменения формы и порога ответственности, изменение круга ответственных лиц;
    • режим налоговой (налоговозначимой) информации (хранение, опубликование, обмен) и многое другое.

 

1. Содержание и основные формы налоговой политики государства  период кризиса

 

Налоговая политика, наряду с бюджетной политикой, является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики.

Налоговая политика –  комплекс правовых действий органов  власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В зависимости от состояния  экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились  три основные формы налоговой  политики:

  1. политика максимальных налогов
  2. политика экономического развития
  3. политика разумных налогов

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война.

Естественно, что такая  форма налоговой политики встречает  противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой  базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации вероятность экономического развития очень низка.

Современный мировой  экономический кризис показал необходимость  быстрейшей модернизации экономики  путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой  нагрузки. Следовательно, если для примера взять Россию, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХI века такую политику провозгласило Российское Правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги были сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как  это понимается в международной  практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивало их.

Таким образом, правительство  России в современный экономический  кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило  расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы  для поддержания градообразующих  производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

По мнению Н.М. Дементьевой, нет критериев для оценки «разумности налогов»: 
«Исходя из оценок современных экономистов, по-прежнему наблюдались усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже были проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имело дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивало возможности по финансированию многих расходов бюджета. Таким образом, баланс интересов не обеспечивался».

В зависимости от целей  и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Результативность налоговой  политики в значительной мере зависит  от того, какие принципы государство  закладывает в ее основу, они совпадают  с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные  принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики  стимулирует расширение объемов  производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой  практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений  прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения  федеральных, региональных и местных  налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения  пропорциональных и прогрессивных  ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов  льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой  нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью  прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов  различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

Эффективным средством  реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно.

С помощью налоговых  льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение  иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Информация о работе Налоговая политика зарубежных стран в условиях экономического кризиса