Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:21, реферат
В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей
участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к таможенному налогообложению 5
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Содержание
В системе органов государственного управления
внешнеэкономической деятельностью (ВЭД)
особая роль отводится таможенной службе
как наиболее динамично развивающейся,
своевременно и качественно обслуживающей
участников ВЭД. Эта роль обусловлена
ростом масштабов внешнеэкономических
связей.
Таможенную систему необходимо понимать как экономическое явление, которое изменяется и развивается вместе с развитием общества. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные платежи.
Институт таможенных платежей используется в таможенном деле в целях гарантирования своевременного и полного поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, а также предотвращения возможного ущерба от их несвоевременного или неполного поступления.
Опыт развитых стран
свидетельствует о том, что эффективная
система таможенных платежей является
важным фактором экономического развития и
необходимым условием существования сильного
государства. Роль
таможенных платежей в экономике значительно
трансформировалась. Фискальный приоритет
таможенных платежей сменяется акцентом
на регулирующую и защитную функции, для
чего используются высокодифференцированные
тарифы, построенные на принципе эскалации.
Принципиально иная ситуация
наблюдается в России. Существующие
противоречия между необходимостью формирования доходов государства и
потребностями экономического развития
являются следствием того, что до
сих пор не разработана научная концепция
места и роли таможенных платежей в системе
экономических отношений, в их применении
отсутствует системность, не расставлены
нужные акценты при определении величины
таможенных пошлин и уровня их дифференциации.
Наибольший объем доходов в России приносит
вывозная таможенная пошлина, которой
облагаются сырьевые товары.
Несовершенный механизм исчисления и уплаты таможенных платежей - следствие их неадекватной современным реалиям роли в экономике. Это наносит дополнительный ущерб отечественным товаропроизводителям, чьи товары становятся неконкурентоспособными, и законопослушным импортерам.
Также, в связи со вступлением
в силу Таможенного кодекса Таможенног
Структура дипломной работы обусловлена ее целью и задачами. дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, библиографического списка и приложений.
Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения России насчитывает более 1000 лет. На протяжении всей истории России вопросам таможенного налогообложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась и степень вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу.
Существовавшая с СССР многие годы государственная монополия внешней торговли сменилась общепризнанными в мировой практике экономическими методами регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), основная роль в котором принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь базирующемуся на применении таможенных налогов и сборов.
В условиях экономического кризиса 90-х гг. прошлого столетия при формировании бюджетных доходов государство было вынуждено обратить особое внимание на сферы деятельности, в наименьшей степени затронутые кризисом и контроль за уплатой налогов и сборов в которых можно было организовать и проводить в экономических и правовых условиях, адекватных сложившейся ситуации. Одной из таких сфер стала внешняя торговля товарами. И результатом этого стало формирование особой системы регулирования таможенных платежей, существенно отличающейся от законодательства о налогах и сборах.
Финансово-экономический кризис резко изменил относительно спокойную ситуацию во внешней торговле России, и, соответственно, резко обострилась ситуация с формированием доходов федерального бюджета за счет доходов от ВЭД.
Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, с другой — направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные налоги и сборы как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет.
В соответствии с главой
9, ст.70 Таможенного кодекса
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
4) акциз (акцизы), взимаемый
(взимаемые) при ввозе товаров
на таможенную территорию
5) таможенные сборы.
Таким образом, в новой классификации таможенных платежей происходит:
Товары, перемещаемые через
таможенную границу РФ, подлежат обложению
таможенными пошлинами в
Применение НДС и акциза к товарам, ввозимым на территорию РФ, осуществляется в соответствии с НК РФ.
Впервые в таможенном законодательстве определяется момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей.
В соответствии с ст. 84
ТК ТС таможенные пошлины, налоги уплачиваются
в государстве – члене
В случае же если возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве – члене Таможенного союза, таможенный орган которого выпустил товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Таможенные пошлины уплачиваются в валюте государства – члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате.
Уплаченные суммы ввозных
таможенных пошлин подлежат зачислению
и распределению между
Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможенных платежей, согласно НК РФ имеют иную правовую природу, нежели налоги. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных Таможенным Кодексом или законодательством государств – членов Таможенного союза.
Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.
Сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.
К перечню таможенных платежей не отнесены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза и взимаются по правилам, предусмотренным ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.
По своему характеру таможенные пошлины и сборы полностью соответствуют определениям «налог» и «сбор», приведенным в первой части НК РФ (ст. 8).
Указанным платежам присущи
большинство элементов
Единственным элементом,
который отсутствует у
Интересным и спорным является вопрос, касающийся сущности таможенных платежей и налогов. Что их объединяет? Можно ли таможенные платежи отнести к налогам, какие признаки их объединяют, или они настолько не схожи между собой, что не могут быть поименованы одним терминам.
В новом ТК ТС «таможенные платежи», «таможенная пошлина» изъяты из основных понятий, используемых данным Кодексом. Вместо них дается определение понятий «налоги» и «внутренние налоги». К первым относятся налог на добавленную стоимость (далее - НДС) и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Ко вторым - НДС и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ.
О.Ю. Бакаева дает следующую характеристику таможенным платежам: «...таможенные платежи установлены государством, более того, они (так же, как и другие обязательные платежи) являются его необходимым атрибутом. Ни одно государство не сможет осуществлять свои функции, не обеспечив их финансовым наполнением... Абсолютно все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает публичное предназначение таможенных платежей государству, они наряду с другими обязательными платежами являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства»3.
Итак, представляется, что
к таможенным платежам относятся
следующие категории
Н.И. Химичева выделяет группу платежей (государственная и таможенная пошлины, различные сборы), отличие которых от налогов состоит в том, что им свойствен возмездный характер, а обязательность их уплатить возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой4.
Наиболее развернутым
представляется предложенное О.Ю. Бакаевой
следующее определение
В случае несвоевременной уплаты таможенных налогов и сборов возможно недополучение казной таможенных доходов. Для решения указанных вопросов в таможенном законодательстве предусматривается необходимость предоставления гарантий (способов обеспечения) уплаты таможенных платежей, и законодатель, понимая значимость данного вопроса, посвятил его правовому закреплению в новом ТК ТС отдельную главу (гл. 12, ст. 85 - 88), в отличие от ТК РФ 1993 г., в котором обеспечению уплаты таможенных платежей была посвящена всего лишь одна статья (ст. 122). Подробная регламентация данного вопроса отражает ту особую роль, которую играют меры обеспечения уплаты таможенных платежей в обеспечении законности в таможенной сфере, а также в реализации фискальной функции таможенного регулирования.6
Глава 2. Таможенные платежи в системе доходов федерального бюджета
В современных условиях перед таможенными органами стоит непростая задача. С одной стороны, основная их функция - создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, а с другой - плановые показатели доходов в бюджет из года в год не снижаются. Деятельность таможенных органов оценивается именно объемом доходов, перечисляемых ими в бюджет. Такой подход, как справедливо отмечает А.В. Авдонин, создает «ошибочную иллюзию зависимости доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности только от качества работы таможенных органов7. В действительности же таможенная служба может обеспечить только полноту взимаемости этих доходов, а их объем находятся в прямой зависимости от числа участников внешней торговли, их желания заниматься внешнеэкономической деятельностью, количества экспортно-импортных сделок, а также в целом от таможенно-тарифной политики, проводимой государством. Именно такие показатели может исследовать таможенная администрация в процессе мониторинга.
Информация о работе Теоретические подходы к таможенному налогообложению