Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:44, курсовая работа
В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.
Введение………………………………………………………………………..3-5
ИсториГлава 1.Теоритические основы арт-педагогики и арт-терапии.я арт-педагогики и арт-терапии………………………………..5-6
Понятие, задачи, функции и значение арт-терапии и арт-педагогики……………………………………………………………....6-13
1.3 Идеи арт-педагогики…………………………………………………13-15
1.4 Современные проблемы арт-педагогики……………………….…..15-18
Глава 2 Виды арт-педагогики в Доу.
2.1 Сказкотерапии и ее задачи…………………………………………….18-19
2.2. Музыкотерапия и ее направления…………………………………….19-23
2.3.Изотерапия и ее техники. ……………………………………………....24-28
2.4.Куклотерапия, ее методики и значение………………………….…….28-33
Заключение…………………………………………………………………..34
Список использованной литературы ………………………………….…..34-35
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
Московский Городской Педагогический Университет (МГПУ)
Институт педагоги и психологии образования (ИППО)
Курсовая работа на тему:
Арт-педагогика и арт-терапияв в Доу.
Выполнила: студентка 471 группы, очного отделения Жаркова.О.Д.
Принял: Седых В.В.
Москва 2013
Содержание:
Глава 1.Теоритические основы арт-педагогики и арт-терапии.
Введение…………………………………………………………
1.3 Идеи арт-педагогики……………………………
1.4 Современные
проблемы арт-педагогики……………………….…..15-
Глава 2 Виды арт-педагогики в Доу.
2.1 Сказкотерапии и ее задачи…………………………………………….18-19
2.2. Музыкотерапия и ее направления…………………………………….19-
2.3.Изотерапия и ее техники. ……………………………………………....24-28
2.4.Куклотерапия, ее методики и значение………………………….…….28-33
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………….…..34-35
Введение
В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.
Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, открывает для педагогических коллективов широкую творческую возможность выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, поскольку дает дорогу для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий, а так же дает возможность применению технологий альтернативной педагогики.
В связи с этим особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.
Арт-педагогика» и ее смежная компонента арт-терапия возникли, как дисциплины на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность и находят широкое применение в практике альтернативного или специального образования. При этом необходимо отметить содержательное отличие «артпедагогики» от более узкого термина «художественное воспитание». Артпедагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. Основная цель, которую преследует артпедагогика, является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.
Механизмы воздействия искусства на психолого-педагогические процессы исследовали многие зарубежные авторы: Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли и отечественные: Л.С.Выготский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко и др. Э.Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечал, что искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств.
Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя так же не отметить еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается так же в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и позволяет вступить на путь новых отношений с окружающим миром.
Несомненно, понятие «артпедагогика» в российской традиционной школе педагогики ещё не имеет точного определения. Так же многогранную трактовку имеют понятия «артпсихология» и «арттерапия». Рассмотрим подробнее современное состояние данных сравнительно молодых дисциплин и оценим их значимость для современной альтернативной педагогики.
Актуальность исследования: Государство осознало потребность в воспитании креативной личности, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано. Актуальным на данном этапе может стать внедрение в традиционную педагогическую школу таких инновационных дисциплин, как «арт-педагогика» и ее смежная компонента «арт-терапия».
Объект исследования: сфера искусства как сфера обучения, воспитания, развития, коррекции личности.
Предмет исследования: закономерности образовательного процесса.арт-педагогики
Задачи исследования:
-рассмотреть историю и современность арт-терапии
- изучить зарубежный и русский опыт арт-педагогики
- проанализировать арт-педагогику, как наука
-определить проблемы
-рассмотреть виды арт-терапии,
1.1 История арт-педагогики и арт-терапии
Сам термин «арт-терапия» ( art therapy - исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния.
Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. Исторические истоки свидетельствуют, что в древности жрецы, а потом врачи, философы, педагоги использовали искусство для врачевания души и тела. Исследуя механизм воздействия на человеческую психику живописи, театра, музыки, танца, древние ученые пытались определить роль и место искусства как в процессе восстановления функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Воздействие искусства на человека как способ врачевания использовался в Древней Греции, Египте, Междуречье, Китае и Индии.
Однако лишь в ХХ веке искусству стали официально приписывать терапевтическую функцию, основываясь на конкретных положительных результатах научных исследований. Так, например, в Великобритании М.Ричардсон. Дж. Дебуффе и др. использовали изобразительное искусство для лечения психических расстройств, а в 1940-е годы рисунки, выполненные различными людьми, использовались как инструмент исследования бессознательных процессов. По одной из версий собственно термин «арт-терапия» был впервые употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.). В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны, причём в тесной связи с психотерапией.
В 1969 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация, объединявшая арт-терапевтов - практиков. Подобные ассоциации возникли впоследствии в Англии (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов), Голландии, Японии. В 1960-1980 гг. были созданы профессиональные объединения, которые способствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной специальности.
Конец прошлого века ознаменовался изменением культурного климата, ускорение темпов глобализации повлекли за собой необратимые изменения в социокультурной среде. Мир столкнулся с проблемами притока иммигрантов, беженцев, с вынужденным существованием расовых и этнических сообществ на одной территории. В таких условиях значительной оказывается помощь арт-терапевтов, деятельность которых выходит за рамки традиционной психологии и психотерапии, все шире применяется в учреждениях культуры и образования
Арт-терапия (термин А. Хилла) как область теоретического и практического знания на стыке искусства и науки появилась примерно в 1930-х годах. Дать исчерпывающее определение арт-терапии, считает А. И. Копытин, довольно трудно, потому что оно в значительной мере зависит от теоретических представлений и области практической деятельности специалиста. В самом общем виде арт-терапия — метод лечения, основанный на использовании художественного творчества и иных форм визуальной экспрессии.(9).
М.Наумбург полагает, что ребенок в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и разговаривает с ним на символическом языке образов. Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает ребенку справиться со своей проблемой.(6).
Основоположником российской
системы арт-терапии по праву
можно считать А.И. Копытина - его
фундаментальные работы известны и
в России, и за рубежом. А.И.Копытин
- кандидат медицинских наук, президент
Арт-терапевтической
Применение методов арт-
1.2 Понятие, задачи, функции и значение арт-терапии и арт-педагогики
Понятие «арт-терапии» (
1) рассматривается как
2) как комплекс арт-
3) как направление
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно - творческой деятельности, выведении переживаний во внешнюю форму через продукт художественной деятельности.(5)
Последние десять лет в нашей стране стали временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес вызывает арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала, высвобождением скрытых энергетических резервов и в результате нахождением оптимальных способов решения проблем.
В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусства. Этот метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства.
Арт-терапия все чаще рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализацией на практике таких функций социализации личности, как адаптационная, коррекционная, регулятивная, профилактическая.
Задачи арт-терапии:
- Акцентировать внимание на ощущениях и чувствах;
- создать оптимальные условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые подавляются;
- Помочь найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.
Достижение положительных психорекционных результатов в арт-терапии происходит за счет развития и усиления внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку; сам процесс творчества, дающий возможность свободно выразить свои чувства, фантазии в виде продукта творчества (рисунка, коллажа, сказочной истории) и являющегося безопасным способом разрядки напряжения; возможность заново пережить внутренние конфликты в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на языке образов.