Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:52, курсовая работа
Предмет исследования: подготовка педагогов к деятельности гувернера в современной семье
.В ходе реализации цели определился ряд задач:
Изучить историю становления гувернерства в России.
Выявить требования к гувернера в современной семье.
Рассмотреть обучение домашнего педагога в различных образовательных учреждениях.
Введение………………………………………………………………………….3
ГлаваI.Теоретические основы проблемы домашнего образования……..……5
1.1.Гувернерство как социально-педагогическое явления……………………5
1.2.История развития семейного обучения и воспитания в России…………...6
1.3.Характеристика современной семьи……………………………………… 19
ГлаваII.Изучение деятельности современного гувернера……………..…….22
2.1.Требования к современному гувернеру………………………………….22
2.2.Подготовка современного гувернера……………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………42
Список литературы и интернет-ресурсов……………………………
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский
государственный областной
Деятельность гувернера в
Курсовая работа по педагогике
студентки 4 курса
педагогического факультете
очной формы обучения
Микрюковой Елены Александровны
Научный руководитель:
доц. Гришина Галина Николаевна
Орехово-Зуево
2013г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГлаваI.Теоретические основы проблемы домашнего образования……..……5
1.1.Гувернерство
как социально-педагогическое
1.2.История развития семейного обучения и воспитания в России…………...6
1.3.Характеристика
современной семьи…………………………………
ГлаваII.Изучение деятельности современного гувернера……………..…….22
2.1.Требования к современному гувернеру………………………………….22
2.2.Подготовка современного гувернера……………………………………..28
Заключение……………………………………………………
Список литературы и интернет-ресурсов…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
В период глобальных преобразований в России в области образования резко повышается потребность в подготовке специалистов новых профессий. Показательно, что давая прогноз развития образовательной политики на ближайшее десятилетие, в материалах министерства общего и профессионального образования отмечается, что "структурные компоненты образования будут смещаться в сторону престижных в условиях рынка профессий" (В.Г.Кинелев). Можно предполагать, что среди таких престижных, востребованных рынком на современном этапе общественного развития России специальностей и профессий, как, программист, дизайнер, дистрибьютор, менеджер, маркетолог и др., значимым является и целый ряд новых или возрождаемых профессий, таких как социальный работник, педагог-психолог, гувернер и др. Это означает, что проблема гувернерства в настоящее время вновь стала актуальной. Гувернерство, как тип образовательной деятельности, как известно, не является для России новым. Так, отдельные аспекты педагогической деятельности гувернера представлены в работах: Буша В.В., Зинченко Н., Казиной А., Лезгилье Л., Ломана Ю., Модзалевского Л., Резника Л., Тюриной Л.Н., Чечулина Н.Д., Шевырева СП., Ширинского-Шахматова А.А., Шлецер X. и др.Подготовка отечественных кадров гувернеров в различных типах учебных заведений дореволюционной России проанализирована в работах: Верещагина П.А., Вессель Н., Кейзер Ф., Кузьмина Н., Лебедева Н.А., Лядова В.Н., Максимовича П.П., Песковского М., Пиллер О.П., Рождественского СВ., Рудольф Н., Столпянского Н.П., Сушкова Н., Угличаниновой М.С, Чехова Н., Щепкиной Е. и др. В отечественных исследованиях XX века (Волкова О., Колесниковой Г., Майстрах К., Озерской Ф.С, Перфильева Е., Седова Н., Стасовой Е., Черновой Е.Б. и др.) гувернерство рассматривалось как специфическое направление развития женского образования в дореволюционной России. В целом, изучение и анализ педагогической литературы, архивных документов, публицистических и художественных произведений, а также нормативно-правовых документов по этой проблеме, позволяет сделать вывод о том, что гувернерство в историческом прошлом являлось не профессией, а лишь родом занятий. Социально-экономические преобразования в России на современном этапе не только сделали проблему гувернерства вновь актуальной, но и потребовали специального системного педагогического анализа этого явления (Василевская Е., Куприянов СВ., Трошина СВ. и др.) Соответственно, возникает важная проблема педагогического анализа становления гувернерства не только как социально-педагогического явления, но и как профессии, с выявлением содержания и специфики этого вида педагогической деятельности и системы подготовки такого специалиста в среднем профессиональном педагогическом образовании на современном этапе, что может рассматриваться как актуальная и социально-значимая проблема в современных условиях. Изучение развития семейного образования в России и особенности подготовки гувернера является целью.
Объектом исследования является образовательная деятельность гувернера.
Предмет исследования: подготовка педагогов к деятельности гувернера в современной семье
.В ходе реализации цели определился ряд задач:
Глава I. Теоретические основы проблемы домашнего образования
1.1.Гувернерство как социально-педагогическое явление
Трактовка понятия
«домашнее воспитание»
Под домашним воспитанием подразумевается воспитание и обучение ребенка наемным педагогом, т.е. гувернером. Понятие гувернер в различных энциклопедических источниках трактуется неоднозначно. Впервые этот термин был употреблен князем Голицыным, который указывал на необходимость учить своих детей, приглашая для этого учителей-иностранцев. Само понятие «гувернер, гувернантка» в различных энциклопедических источниках толкуется по-разному: в «Педагогической энциклопедии» гувернеры - «лица, нанимаемые для воспитания и начального обучения детей». В «Словаре русского языка»гувернантка - «воспитательница в буржуазных и дворянских семьях, обычно иностранка, нанимаемая для воспитания и домашнего образования детей. Большая советская энциклопедия понятие «гувернер» рассматривает как синонимический ряд смежных понятий «гувернеры – домашние воспитатели, наставники детей в дворянских и буржуазных семьях». Вместе с тем в «Педагогической энциклопедии» и «Педагогическом словаре» синонимом понятия «наставник» является понятие «домашний учитель».В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля «гувернер», определяется как «надзиратель за детьми, воспитатель»
В «Словаре русского языка» это понятие характеризуется как женская профессиональная деятельность – «воспитательница в буржуазных и дворянских семьях, обычно иностранка, нанимаемая для воспитания и домашнего образования детей».
В «Педагогической
энциклопедии» понятие «
Таким образом, понятие «гувернер» следует трактовать в широком и узком смысле.
В широком – домашний воспитатель, учитель, осуществляющий воспитание и начальное обучение детей.
В узком смысле – наставник, занимающийся воспитанием светских манер и правил поведения, обучающий иностранным языкам, танцам, рисованию и др. В первую очередь этот термин относился к учителю-иностранцу. Для отечественных педагогов, работавших в семье в XVIII – XIXвв., использовались термины «домашний наставник» и «домашний учитель».
1.2.История развития семейного обучения и воспитания в России
Возникновение и становление института домашнего педагога имеют свою историю, уходящую в глубь веков. Первые домашние воспитатели появились в Древней Греции. В их обязанности входили охрана жизни и здоровья подопечного, уход за ним, присмотр за поведением, а позже - оказание помощи в учебе. Основную нагрузку по обучению детей состоятельных родителей несли учителя школы, в которую они ходили.
Начиная с глубокой
древности русский народ
Детей с малолетства привлекали к труда: работе по дому, ведению хозяйства, уходу за младшими.
Большое значение придавалось родительской молитве, которой приписывались защитные функции и влияние на благополучное завершение любого дела. Главными заповедями воспитания считались следование божьим законам праведной жизни, почтение и уважение к родителям.
Образование на
Руси было в основном сосредоточено
при монастырях, содержание образования
носило религиозный характер. А.Н. Ганичевой
определены этапы становления домашнего во
Первый этап (VI-IXвв.) В период экзогамии и матриархата воспитание детей осуществлялось по принципу половой идентификации. До 4-5 лет дети обоего пола воспитывались в доме матери, позже мальчики переходили в дом мужчин, где обучались практическим умениям: стрелять, охотиться, изготовлять орудия и т.п.
Воспитание детей поручалось мудрым наставникам в домах молодежи. Обучение мужским обязанностям осуществлялось под руководством старейшин. Возраст детей и длительность обучения определялись их индивидуальными особенностями и степенью социализации.
Позже воспитанием и обучением детей занимались ближайшие родственники. Форма внесемейного воспитания – «дядьки» сформировалась в VIв. При отсутствии «дядьки» воспитателей выбирали из числа соседей, отдавая предпочтение порядочным, нравственным, умелым, домовитым, благочестивым. Такая форма внесемейного воспитания в Древней Руси получила название «кумовство»
Внесемейное воспитание в Древней Руси представляло собой форму наставничества, в которой можно предположить наличие преемственных связей с деятельностью домашних воспитателей и гувернеров.
О семье в традиционном значении этого слова следует говорить начиная с VIII – IXвв. Семья усиливала чувство личной ответственности за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории – авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи. Многодетная семья со временем перестала нуждаться воспитателях со стороны.
Повзрослев, дети рано привлекались к посильному труду по дому, отвечали за хозяйство и быт.
Как отмечает О.Д. Квашина, в Древней Руси педагогика еще не выделилась в специальную область знаний. Церковь возлагала обязанности воспитания детей на семью. В Изборнике Святослава (1076), составленном по материалам различных религиозных источников, содержится ряд советов по семейному воспитанию, утверждается необходимость суровых телесных наказаний: «Любяй сына своего и железа на него не щади».
В исследованиях С.Д.Бабишина и Б.А.Рыбакова подчеркивается достаточно высокий общий культурный уровень и самобытный, национальный характер воспитания в дохристианской Руси. ( )
Второй этап (X – середина XIIIвв.) Первыми русскими людьми, получившими церковной образование, стали члены княжеской семьи. Так, 12 сыновей князя Владимира , его внуки и правнуки были грамотными и высокообразованными людьми своего времени. Сын князя Владимира Всеволод знал не только грамоту, но и пять иностранных языков. При дворе Владимира и Ярослава образование получали как мужчины, так и женщины, что было связано с расширением межгосударственных связей.
Княжеские дети обучались при дворе – в «школе книжного учения», вместе с детьми бояр и дружинников.
Определенного срока обучения не существовало, группы были разновозрастные, по 10-12 человек. Содержание обучения детей в этот исторический период всецело зависело от личности наставника. После обучения чтению христианских текстов именно он определял дальнейшее направление образования.
С продолжением традиций кумовства в X – XIIвв. Дети княжеского рода передавались на воспитание в другую семью. Такая форма воспитания детей «кормильство».
Это особый вид наставничества, ответственный за нравственное, духовное и физическое воспитание молодых княжичей. «Кормильцы» княжичей до определенного возраста играли роль регентов, управляли удельным княжеством и привлекали своих воспитанников к решению государственных дел. Так, например, известно, что малолетний сын Игоря участвовал в походе на древлян, а пятилетний Всеволод Константинович в 1215г. возглавлял отряд в междоусобной войне. Главными заповедями на Руси были: следование Божьим законам праведной жизни, почтение и уважение к родителям. На характер обучения и воспитания в Древней Руси оказала большое влияние древнерусская литература. Среди выдающихся памятников древнерусской культуры первым, наиболее полно раскрывающем требования к воспитанию и обучению детей, является «Поучение» Владимира Мономаха. Одним из главных средств он считал образование. Впервые было сказано о необходимости связи воспитания с практическими потребностями личности, обоснована идея деятельности.
Кодекс чести и благородства, умения жить в единстве духовного и материального представляет собой поучение древнерусского князя потомкам. В «Поучении» прослеживается мысль, что успех воспитания зависит не от отдельных наставлений, а от совокупности многообразных воспитательных средств, включающих этику, манеры, тон поведения.
С приходом на Русь христианства функции воспитателей с добропорядочных соседей были переложены на священнослужителей. Кум при крещении младенца нарекался «крестным» и считался с той поры вторым отцом. Перед Богом и людьми он нес ответственность за будущее своего воспитанника, его дел и поступки, а в случае потери родителей – заменял их, принимая крестника себе в дом как родного сына.
Историк В.О. Ключевскиий считал, что в древности главное внимание педагогики было обращено на житейские правила, а не научные знания. Ребенок воспитывался той нравственной атмосферой, которой он дышал, впитывал сведения, взгляды, привычки.
Третий этап (конец XIII – XVвв.; XVI – XVIIвв.) С XIII по XVв. просвещение и образование поддерживалось и развивалось в Российском государстве в 180 православных монастырях.
У наставников-священников имели возможность получить образование дети только высших и знатных сословий. Незнатные и небогатые отдавали своих детей в обучение учителям-мирянам – «мастерам» и «мастерицам».
Право заботы о детях, воспитание их в благонравии возлагалось на женщин. Женщина должна была обладать элементарным образованием как хранительница домашнего очага и первая наставница детей в добрых и праведных поступках. В памятнике русской литературы XVIв. «Домострое» женщина рассматривалась как хозяйка и воспитательница детей.
Законы семейного воспитания, изложенные в «Домострое», отличались строгостью. В рекомендациях «Как детей учить и страхом спасать» читаем: «Любя же сына своего в юности и порадуешься за него в зрелости его, и не жалей младенца бия: если жезлом накажут его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты казня его тело, душу его избавляешь от смерти.»
Характеризуя домашний быт русских царей, историк Е.И.Забелин отмечает, что при обучении детей царских фамилий обоего пола существенных различий не было. Царевны, так же как и царевичи, обучались с пятилетнего возраста чтению, а двумя годами позже – письму. Различие состояло лишь в наставниках: девочек учили учительницы-мастерицы, а мальчик дядьки.
Обучение и воспитание в Российском государстве носило национальный характер и было привилегией лишь русских учителей-наставников.
Для развития Российского
государства требовалось
Информация о работе Деятельность гувернера в современной семье