Диагностический инструментарий специалиста по социальной работе с подростками в условиях досуговых центров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
Изучение и систематизация литературы по теме исследования.
Рассмотреть процесс социальной работы в условиях досуговых центров.
Выявить и систематизировать диагностический инструментарий специалиста по социальной работе в условиях досуговых центров.

Содержание

Глава I Теоретические аспекты диагностики специалиста по социальной работе с подростками в условиях досуговых центров………………………………………………………………………….1-2
Досуговый центр как объект социальной работы………………………..3-8
1.2 Характеристика диагностического инструментария специалиста по социальной работе в условиях досуговых центров ………………………9-15
Выводы по главе I……………………………………………………………16
Глава II. Опытно-практическая работа по подбору диагностического инструментария, который применяется в досуговых центрах………17-24
Заключение…………………………………………………………………25-27
Список литературы………………………………………………………...28-29

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая работа.docx

— 58.45 Кб (Скачать файл)

Введение

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно  влияет и на его социальную, психическую, физическую сферы деятельности, ибо  в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные  процессы, снимающие интенсивные  физические и психические нагрузки. Использование свободного времени  молодежью является своеобразным индикатором  ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Содержание деятельности специалиста по социальной работе в  условиях культурно-досуговых центров  представляется актуальным в связи  с ее многоплановостью.  В условиях досуговых центров специалист по социальной работе выполняет посредническую координационную, профилактическую  коррекционно-реабилитационную    работу.  Однако для оказания социальной помощи необходима диагностическая  деятельность, направленная на анализ, прогнозирование, разработку социальных проектов, по всестороннему развитию ребенка.

В условиях досуговых центров  важно изучить индивидуальные особенности  подростков, их склонности, потребности, направленность личности. Во многом это  будет содействовать  решению  такой проблемы подростков как агрессивность.   

В этой связи курсовая  работа по теме: «Диагностический инструментарий специалиста по социальной работе с подростками в условиях досуговых центров» является актуальной.

Цель: Определить и систематизировать диагностический инструментарий специалиста по социальной работе в условиях досуговых центров.

Объект исследования: социальная работа с подростками в условиях досуговых центров.

Предмет исследования: диагностический инструментарий специалиста по социальной работе в условиях досуговых центров.

Гипотеза исследования: диагностика в условиях досуговых центров будет успешной, если определить и систематизировать диагностический инструментарий специалиста.

Задачи:

  1. Изучение и систематизация литературы по теме  исследования.
  2. Рассмотреть процесс социальной работы в условиях досуговых центров.
  3. Выявить и систематизировать диагностический инструментарий специалиста по социальной работе в условиях досуговых центров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретические аспекты диагностики специалиста по социальной работе с подростками в условиях досуговых центров

 

1.1 Досуговый центр как  объект социальной работы

В процессе реформирования культурного строительства сложились  различные типы учреждений  –  это клубы, дома культуры, Дома творческой интеллигенции, парки культуры и  отдыха, библиотеки, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные комплексы. В последнее время также  активизировалась деятельность досуговых центров.

Содержание деятельности Центров досуга или досуговых  центров определяются понятием «досуг». Термин «центр досуга» понимается неоднозначно. Досуг – возможность человека заниматься в свободное время  разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость  и восстанавливает физические и  духовные силы. Пассивный отдых снимает  напряжение расслаблением, созерцанием  природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение  театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный  характер и обеспечивают человеку смену  впечатлений. Праздники сочетают в  себе отдых и развлечения, позволяют  человеку ощутить эмоциональный  подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает  людей к ценностям культуры и  сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество  обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой  деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего в семье, а также  в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др. ) [3,77].

Самой распространённой формой проведения досуга подростков является общение. Все исследователи психологии подросткового возраста так или  иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет  для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций  подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и  вообще старших на ровесников, более  или менее равных по положению.

Потребность в общении  со сверстниками, которых не могут  заменить родители, возникает у детей  очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую  специфику поведения подростков некоторые учёные объясняют так:

Во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический  вид механических отношений. Групповая  игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться  коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

В-третьих, это специфический  вид эмоционального кон­такта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищес­кой взаимопомощи даёт подростку  чувство благополучия и устойчивости [2, 380].

  Официальные документы  не дают достаточно полного  представления о центре досуга. В приказе Министерства культуры  Российской Федерации речь идет  о залах игровых автоматов  и аттракционных комплексах на  электронной основе, которые предполагается  разместить в парках культуры  и отдыха, других местах массового  отдыха. Такие залы должны стать  органичным элементом культурной  среды обслуживания населения,  вписаться в её структуру.

Центр досуга на современном  этапе представляется как качественно  новый уровень в развитии социально-культурной деятельности населения, оставаясь  близким к такому типу учреждений, как клуб.

Главной задачей центров  досуга является создание оптимальных  условий для массового, группового, семейного и индивидуального  развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов  различных категорий населения.

Перед центрами досуга ставится задача возможно более широкого предоставления населению платных культурно-оздоровительных  услуг, пользующихся наибольшим спросом. Предполагается, что эти типы учреждений культуры смогут сосредоточить в  одном здании полный комплекс услуг, включая организацию массового  активного отдыха, развлечений, способствующих восстановлению физических и духовных сил человека [5,147].

Теоретическое образование  и практическая деятельность по созданию центров досуга являются отражением современной концепции досуга, принципы организации которого во все большей  степени ориентируются на удовлетворение разнообразных потребностей различных  слоев населения на платной основе. В отличие от других учреждений культуры, которые выполняют более узкие  задачи по организации досуга, центры предназначаются для многопрофильного обслуживания населения.

Согласно временному положению  центры досуга выполняют следующие  функции: развлечения, стимулирования творческой активности, досугового общения, обучения досуговым навыкам, физкультурно-оздоровительную, информационно-методическую и другие [7,78-79].

Чтобы выполнить эти функции, центр досуга должен располагаться  в здании или комплексе зданий и сооружений, оснащенных необходимым  оборудованием.

В основу организации центров  досуга положено три принципа: коллективного  самоуправления, полной самоокупаемости  и индивидуального членства. Население  участвует в создании центра досуга, а затем принимает участие  в его работе на основе широкой  самостоятельности и индивидуального  членства.

В настоящее время примером функционирующего центра досуга является, Стерлитамакский Детский Центр "Умничка". Занимается представлением образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных  услуг для детей дошкольного  и школьного возраста. Центр досуга располагает огромным количеством  компьютеров, предназначенных для  отдыха, развлечений, обучения иностранным  языкам. Технологию пользования ими  объясняют на консультациях операторы. Этот центр досуга был создан решением исполкома область совета в 1986 году, а в 1988 году на его базе был проведен Всесоюзный семинар-практикум работников органов и учреждений культуры по вопросам создания и организации  деятельности центров досуга, расширения в них хозрасчетных начал. Сейчас идет интенсивный поиск создания архитектурных проектов центров  досуга.

Центр досуга действует на основе устава, утвержденного вышестоящим  органом, а управление осуществляет директор на основе единоначалия. Директор назначается и освобождается  от должности вышестоящим органом, он организует всю работу центра и  несет ответственность за его  деятельность. Обязанности художественного  руководителя, главного инженера, главного художника, главного механика устанавливаются  директором. Художественно-технический  совет выполняет роль совещательного органа [9,32-33].

Молодежные центры досуга и кафе

Современная организация  рационального использования досуга привела к созданию молодежных центров  досуга и кафе. Появление новых  типов учреждений культуры находится  в неразрывной связи с новыми реальными методами хозяйствования, новыми формами организации труда, такими, как бригадный и семейный подряд, индивидуальная трудовая и кооперативная деятельность. Так появились молодежные центры досуга и кафе, которые проводят широкую культурно-досуговую деятельность в специфических условиях.

Молодежные центры досуга функционируют по принципу центров  досуга. Механизм образования денежных средств молодежного центра досуга, расходуемых на оплату труда его  работников, идентичен формированию единого фонда оплаты труда предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование.

Доход молодежного центра досуга образуется за счет выручки  от реализации продукции, работ, услуг  в действующих ценах, рассчитанных в соответствии с методическими  рекомендациями по расчету цен на платные услуги и другими соответствующими ценами. Доход молодежного центра досуга является источником производственного  и социального развития, оплаты труда, он находится в распоряжении центра и используется им самостоятельно.

Следует отметить, что имеется  несколько вариантов нормативов распределения дохода, в которых  учитываются практически все  аспекты финансово-хозяйственной  деятельности молодежных центров дохода.

Недостаток собственных  оборотных средств может компенсироваться хозрасчетным доходом, а их пополнение осуществляется за счет собственных  ресурсов.

Сейчас в Российской Федерации  меняются правовые основы деятельности предприятий и учреждений. Молодежный центр досуга имеет право продавать, передавать, обменивать технические  средства, оборудование, различные  материальные ценности, инструменты, списывать  их с баланса, если они морально устарели, сдавать в аренду или использовать для взаимовыгодного обмена, а  также передавать в бесплатное пользование  сооружения, оборудование, помещения, мастерские и так далее [18,217].

           В современных культурно-досуговых  учреждениях нужно добиваться  преодоления потребительского отношения  к досугу, которое присуще многим  людям, считающим, что содержательное  проведение свободного времени  им должны обеспечить кто-то, но  только не они сами. Следовательно,  эффективность использования молодежного  досуга во многом зависит от  самого человека, от его личной  культуры, интересов и.д. Деятельность  человека в свободное время  определяется его объективными  условиями, окружающей средой, материальной  обеспеченностью сетью культурно-досугового  учреждения и т.д. Реализуя  цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и  добровольность в условиях досуга  и создают такие мероприятия,  в которых заложены программы  саморазвития и творчества.

Деятельность культурно-досугового учреждения и её улучшение зависит  не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей  в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. Доход от реализации имущества направляется в фонд развития, а убытки, которые могут быть при передаче, продаже или списании имущества, покрываются за счет соответствующих отчислений из фондов молодежного центра досуга. В молодежном кафе может осуществляться культурно-досуговая деятельность.

Информация о работе Диагностический инструментарий специалиста по социальной работе с подростками в условиях досуговых центров