Дистанционное образование: педагогические и информационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 02:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование педагогических и информационных технологий дистанционного образования. Для этого, нужно решить ряд задач:
1. изучить информационные (локальные и сетевые) технологии дистанционного образования.
2. познакомиться с педагогическими технологиями, такими как: лекции, практические занятия, семинарские занятия, консультации, контроль качества знаний, научно-исследовательская работа студентов.
3. разобрать основные функции преподавания в системе дистанционного образования
4. рассмотреть типы дистанционных уроков
5. разработать собственный план учебного занятия в системе дистанционного образования

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы системы дистанционного образования…………….5
1. Информационные технологии в системе дистанционного образования………………………………………………………………… 5
2. Педагогические технологии в системе дистанционного образования………………………………………………………………… 9
2. Методические основы системы дистанционного образования…………...17
1. Функции преподавания в дистанционном обучении………………. ..17
2. Типы дистанционных уроков…………………………………………..17
3. Проект учебного занятия в системе дистанционного образования… 19
Заключение……………………………………………………………………… 25
Библиография……………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач!!!.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Волжский  государственный инженерно-педагогический университет

Кафедра профессиональной педагогики 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Дистанционное образование:

педагогические  и информационные технологии 
 
 
 

                Выполнил: студент гр. Д-08-2

                   Остафийчук А.М.

                Проверил: к.п.н., доцент Ваганова О.И.          
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

г.  Н. Новгород

2010 г.

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….. 3

  1. Теоретические основы системы дистанционного образования…………….5
    1. Информационные технологии в системе дистанционного образования………………………………………………………………… 5
    2. Педагогические технологии в системе дистанционного образования………………………………………………………………… 9
  2. Методические основы системы дистанционного образования…………...17
    1. Функции преподавания в дистанционном обучении………………. ..17
    2. Типы дистанционных уроков…………………………………………..17
    3. Проект учебного занятия в системе дистанционного образования… 19

Заключение……………………………………………………………………… 25

Библиография……………………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Одним из перспективных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.

     Дистанционная форма обучения – возможность  получения образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Дистанционное образование дает возможность каждому человеку получить образование, которое он хочет, а это очень важно, ведь есть много людей, которые просто не могут получить образование из-за проблем со здоровьем или финансовых проблем. Поэтому дистанционное образование очень актуально на сегодняшний день – в мире вечной суеты и высоких технологий.

     Объектом  исследования будет являться система дистанционного образования, а предметом педагогические и информационные технологии в системе дистанционного образования.

   Целью работы является исследование педагогических и информационных технологий дистанционного образования. Для этого, нужно решить ряд задач:

  1. изучить информационные (локальные и сетевые) технологии дистанционного образования.
  2. познакомиться с педагогическими технологиями, такими как: лекции, практические занятия, семинарские занятия, консультации, контроль качества знаний, научно-исследовательская работа студентов.
  3. разобрать основные функции преподавания в системе дистанционного образования
  4. рассмотреть типы дистанционных уроков
  5. разработать собственный план учебного занятия в системе дистанционного образования

     При проведении исследования были использованы следующие методы:

    ─ анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);

    ─ обобщение  и синтез точек зрения, представленных в базе источников (метод научного синтеза и обобщения). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Теоретические основы  системы дистанционного  образования

     Дистанционное обучение – это комплекс дидактических  методов, которые основаны на совершенно иных по сравнению с традиционными  принципах обучения. Но есть ряд  проблем, связанных с удаленностью преподавателя от обучаемого и они имеют место даже при самой совершенной системе дистанционного обучения. Именно поэтому при равных альтернативных возможностях традиционная форма обучения  всегда будет иметь  преимущество перед дистанционной 1.

1.1 Информационные технологии в системе дистанционного образования

     Эффективность дистанционного образования в большой  степени зависит от качества применяемых  программных продуктов. Методическим и программным продуктам дистанционного обучения является привлечение новейших информационных технологий, таких как обучающие программы, мультимедиа, автоматизированные системы, интеллектуальные системы и многое другое.

     Компьютерные  обучающие программы должны быть очень точно соотнесены с организационными формами учебных занятий. Особенное внимание приходится обращать на подготовку обучающих и контролирующих программ по тем дисциплинам, которые при большом теоретическом материале недостаточно подкреплены практическими занятиями.

     Современные информационные и компьютерные средства дают возможность пользователям работать с моделями практически любых процессов. В этом плане целесообразна разработка динамических моделей, отражающих рассуждения преподавателя.

 Эти модели могут быть реализованы с  использованием гипермедиа  

1. Батышев  С. Я., Профессиональная педагогика  – Москва: Эксмо, 2006 – 235с. 

технологий  и использоваться в качестве наглядного конспекта в ходе лекций.            В настоящее время компьютерные курсы снабжаются видеофрагментами, все

чаще  появляются программы, использующие CD-ROM. Автоматизированные обучающие системы являются одним из мощных средств, с помощью которых осуществляется дистанционное обучение. Автоматизированные обучающие системы могут использоваться достаточно широко для активизации процесса проведения занятий и для организации самостоятельной работы обучаемых.

     Создание  автоматизированных курсов, особенно для дистанционного образования, процедура  очень сложная требующая хорошего знания не только предметной базы, но и  психолога — педагогического и методологического обеспечения компьютерной и информационной технологии в обучения. Необходима подготовка специалистов, владеющих этими знаниями.

     Учебный процесс, осуществляемый на основе технологий дистанционного обучения, включает в  себя как обязательные аудиторные занятия, так и самостоятельную работу студентов. Участие преподавателя в учебном процессе определяется не только проведением аудиторных занятий, но и необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности студентов путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и консультаций.

    Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три  группы:

    • технологии представления образовательной информации;
    • технологии передачи образовательной информации;
    • технологии хранения и обработки образовательной информации.

    В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных  программ особое значение приобретают технологии передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и его поддержку.

    В основе процесса обучения всегда лежит  передача информации от преподавателя  к студенту. В этом смысле любую  технологию, применяемую в образовании, можно называть информационной. С другой стороны, нередко термин "информационные технологии" применяют по отношению ко всем технологиям, основанным на использовании компьютерной техники и средств телекоммуникации. Во избежание неправильной интерпретации, определим три понятия, имеющие первостепенное значение для дистанционного образования. Это:

    • образовательная информация;
    • образовательные технологии;
    • информационные технологии.

    Рассмотрим  каждое из этих понятий.

Образовательная информация - это знания, которые необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность.

     В дисциплинарной модели обучения, присущей очной системе образования, интерпретатором  знаний выступает преподаватель. При  дистанционном обучении интерпретатором в большей мере является сам студент и поэтому к качеству образовательной информации и способам ее представления должны предъявляться повышенные требования.

     Прежде  всего, это относится к вновь  создаваемым электронным учебникам, а также к информационным базам и банкам знаний, справочным и экспертным системам, используемым для целей образования. Представляемая в них информация, в отличие от полиграфической, должна иметь совершенно иную организацию и структуру. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями восприятия информации на экране компьютера, так и технологией доступа к ней.

     Образовательная информация не должна накапливаться  только в одном или немногих местах. Ее распределение должно иметь островной  характер, так, чтобы обеспечить максимально возможный доступ студентов к ней из любых удаленных мест, без существенного увеличения загрузки телекоммуникационных каналов. Такого рода островами (центрами) информации могут стать крупные библиотеки и научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих вузов.

     Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления.

     Особенностью  образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде "ученик - компьютер - преподаватель" большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в образовательных технологиях дистанционное образование становится визуализация мысли, информации, знаний.

    К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования  в дистанционном обучении, относятся:

    • видео-лекции;
    • мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;
    • электронные мультимедийные учебники;
    • компьютерные обучающие и тестирующие системы;
    • имитационные модели и компьютерные тренажеры;
    • консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
    • видеоконференции.

    Информационные  технологии - это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента.

    В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько  ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Выбор средств коммуникации должен определяться содержанием, а не технологией. Это означает, что в основе выбора технологий должно лежать исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т.п. Результат обучения зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов.

Информация о работе Дистанционное образование: педагогические и информационные технологии