Жизнь и творчество Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель личностно-ориентированной модели воспитания – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка.
Ожидаемый результат – расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив.
К условиям личностно-ориентированного подхода к ребенку отвечает альтернати-вная система Марии Монтессори, которая пройдя столетний путь не только сохранилась в авторском варианте, но и усилила свои позиции заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

Мария Монтессори (курсовая).doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)


Введение.

 

 

  Социальные,  экономические  и  идеологические  изменения,  происходящие  за  пределами  системы  образования,  не  могут  оставить  без  изменения  систему  образования  и  воспитания  подрастающего  поколения. 

     Последние  годы  в  России  характеризуются  возникновением  новых  видов  учреждений  воспитательно-образовательного характера для детей, разнообразием педагогических услуг, которые предлагаются детям и их родителям. Такое положение дел в дошкольном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в определенной школе, так и с изменениями в самом школьном образовании.

   Закон Р.Ф. «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей характеризуются общие тенденции перестройки дошкольного образования.

   Гуманизация современного  образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъективности.

   Гуманизация педагогического  процесса предлагает построение  личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитания с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

   Цель личностно-ориентированной  модели воспитания – содействовать  становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих  задач: развитие  доверия ребенка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка.

Ожидаемый результат – расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив.

   К условиям личностно-ориентированного  подхода к ребенку отвечает  альтернати-вная система Марии  Монтессори, которая пройдя столетний  путь не только сохранилась  в авторском варианте, но и  усилила свои позиции заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе.

   В России первые Монтессори-сады возникли в 1910-1920 гг. В конце 20-х годов в связи с изменившейся политической ситуацией они были закрыты, но вплоть до 1942 г. идеи М.Монтессори жили в нашей стране благодаря самоотверженному труду Ю.И.Фаусек. С начала 90-х годов российская Монтессори-педагогига пережи-вает свое второе рождение.

   Что же привлекает педагогов  различных стран и мировоззрений  и поныне в дидактической системе  Марии Монтессори?

    Прежде всего высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма. В основу своей дидактической системы она положила биологичес-кую предпосылку – жизнь есть существование свободной активной личности.

   Несмотря на свою нынешнюю популярность, идеи М.Монтессори в их современном понимании все еще недостаточно известны широким кругам российской педагогической общественности. Особый интерес представляют как центральный метод, так и уникальная методика работы с материалами, которые детально разрабатывались самой Монтессори и ее последователями в течение десятилетий.

   Автор реферата попытается восполнить недостаток информирование и раскрыть суть метода Марии Монтессори.

   Поясним кратко смысл  ряда использованных терминов.

   Понятие «альтернативная» в общепринятом для мировой педагогики значении включает в себя:

  1. наличие собственной философской базы;
  2. наличие эффективных оригинальных технологий (методик), адекватно реализу-ющих соответствующие философско – психологические принципы;
  3. отсутствие классно – урочной системы.

Педагогика Монтессори удолетворяет каждому из этих параметров.

 Понятие «система» означает единство и целостность Монтессори – образования на всех его уровнях: филосовском, психологическом, педагогическом и методическом. Основными отличиями образовательной системы являются неразрывная связь ее составных частей, которые могут быть рассмотрены отдельно лишь в дидактических целях; непротиворечивость ее составных частей снизу доверху.

 Философский уровень связан  с наличием у Монтессори собственного оригинально- го взгляда на окружающий мир. Она была убеждена в существовании «космическо-го плана» развития Вселенной, где каждый обьект и субьект выполняет предназна-ченную ему функцию. Ребенок кардинально отличается от взрослого, обладает особой формой разума – «впитывающим мышлением» - и строит свою личность во взаимодействии с окружающей его предметной и социальной средой в соответствии с глубоко индивидуальным и присущим только ему «строительным планом».

 Психологический уровень связан  со взглядом на конкретного  человека как индиви-да, на законы его онтогенеза – движущие силы и механизмы развития. Заслуга Монтессори в том, что она открыла сензитивные периоды развития ребенка и в предложенной ею возрастной периодизации.

 На методическом  уровне рассматриваются конкретные  приемы и средства воспита-ния  и обучения детей. Педагогика  Монтессори имеет глубоко продуманную  и мно-гократно экспериментально  опробованную методику работы с комплексом оригинальных материалов, известных ныне как Монтессори – материалы. Учитель сначала демонстрирует ребенку рациональный способ работы с материалом, а затем дает ему возможность заниматься самостоятельно.

 Термин «образование» также имеет у Монтессори свой смысл. Образование – это процесс самостроения личности ребенка самим ребенком, исходя из собственного внутреннего потенциала.

 

    1. Жизнь и творчество Марии Монтессори.

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии (г. Чиравале) в обеспе - ченной и глубоко религиозной семье. Она закончила медицинский факультет Римского Университета, была первой в Италии женщиной, имеющей степень доктора медицины.

 Большое впечатление производят  на нее работы врача французского  Национально-го Института для глухонемых Ж.Б.Г.Итара (1774 – 1838) и психиатра и педагога

Э.Сегена (1812 – 1880). Она приходит к  убеждению, что таким детям можно  помочь не только медицинскими средствами, но главным образом путем педагогического  воздействия.

 В 1896 году она открывает школу для аномальных детей. Итоги ее труда поразите- льны. В 1902 году «идиоты Монтессори» на олимпиаде начальных школьников по чтению, письму и арифметики в Риме занимают первые места! Результаты аннули-руются, назначается повторная – результаты те же. Еще большее впечатление это событие произвело на саму Монтессори. Она приходит к выводу, что ее методы и дидактические материалы, которые применялись ею столь эффективно для обучения аномальных детей, могут быть позитивно использованы и для интеллектуального, сенсорного развития нормальных детей.

 Монтессори прекращает свою  работу с аномальными детьми  и посвящает свою жизнь обычным  детям. 

 Стремясь, опереться на современные научные знания она поступает в Римский университет сразу на два факультета: философия и психология, и параллельно преподает антропологию. Эти лекции послужили основой для ее книги «Педагоги-ческая антропология» (1910).

 В 1907 году ей представилась  уникальная возможность проверить  на практике пра-вильность теоритических  выводов. Итальянский миллионер Эдуард Талано, директор Общества дешевых квартир, решился на необычный социальный экспери – мент. Он предложил М.Монтессори создать новый тип дошкольного заведения – дневной приют, школу для детей, получившую название «Дом ребенка».

 Первый «Дом ребенка» открылся в январе 1907 года в пригороде Рима – трущобах Сан – Лоренцо, в нем было 50 детей из бедных семей в возрасте от 2 до 6 лет.

В «Доме ребенка» продолжалась дальнейшая разработка комплекса средств обучения, носящих ныне имя Монтессори, и постепенно в ходе экспериментальной работы складывался ее метод.

 В 1909 г. Мария Монтессори  проводит первый международный  учебный курс, и издает свою  первую важную книгу «Метод  научной педагогики, примененный к во-спитанию маленьких детей в Доме ребенка».

 С 1910 по 1952 г. М.  Монтессро регулярно проводит  международные курсы для педагогов  в разных странах – в Англии, Германии, Голландии, Индии, Италии, Испании, Пакистане. В 1910 г.  в Риме, Неаполе, Милане были  созданы первые Монтессори –  общества.

 В 1929 г. основана  Международная Ассоциация Монтессори (АМИ) Монтессори становится президентом,  ее сын – секретарем. До 1935 г. главное представительство АМИ находится в Берлине, с 1936 в Амстердаме.

 Умерла Мария Монтессори  вГолландии, в г.Нордвике 6 мая 1952 году.

Портрет Марии Монтессори изображен на одной из современных  денежных купюр Италии, что свидетельствует  о ее огромном авторитете на родине. А в Амстердаме стоит памятник М.Монтессори. На постументе – девочка, глаза которой широко раскрыты в  мир, в правой руке ее готовится к полету голубь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Взгляд Монтессори на природу ребенка, сущность воспитания.

Мария Монтессори неоднократно критиковала современные  представления о воспитании детей. Среди педагогов и родителей распространено неверное убежде – ние - взрослый может и должен сформировать характер ребенка. С позиции Монтессори это глубоко неверно. Суть ее критики в адрес различных педагогических взглядов можно кратко сформировать следующим образом:

- недооценка значения детства как важнейшего периода для развития личности                                    ребенка; детство рассматривавалось лишь как «переходная стадия к взрослости»;

- непонимание своеобразия  и особенностей природы ребенка:  считалось, что в опре-  деленные периоды времени дети должны достигнуть определенных результатов в обучении;

- авторитарный характер  воспитания и образования: взрослый  жестко определяет, в чем нуждается  ребенок, какие качества (моральные)  нужно привить ребенку, какие  – подавить (аморальные); порядок диктуется извне, дисциплина и послушание – результат давления взрослых.

Педагогика с точки  зрения Монтессори, стремится облегчить  жизнь взрослых. Ребенок является объектом воспитания, а результатом  реализации подобных педаго-гических установок стала постоянная борьба между взрослым и ребенком, нервоз – ность и агрессия детей, их равнодушие к учебе и лень.

 Какова же точка  зрения Монтессори на природу  ребенка? Взрослый и ребенок  – два кардинально различных  по своей природе существа. Взрослый обладает развитой силой воли, умеет владеть собой, работает осознанно и целенаправленно. Цель работы взрослого находится извне, он изменяет и преобразует окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям. У ребенка самообладание и сила воли еще не развиты, он живет в среде, созданной взрослым, и цель его жизни и работы – в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала. У ребенка для выполнения космической задачи строительства самого себя есть такие особенности психического развития, как впитывающее мышление и возрастная сензитивность. В развитии ребенка Монтессори заметила определенные закономерности, отраженные в предложенной ею возрастной периодизации.

 Взрослый должен  способствовать созданию гармоничных  отношении с ребенком. Ему следует уважительно и с пониманием относиться к малышу. Однако основная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, давать возможности выбора и самостоятельной деятельности. Если такая среда создана, взрослому следует ни мешать, а тактично помогать ребенку строить свою личность. Под воспитанием Монтессори понимала помощь психофизическому развитию ребенка с самого рождения. Позже она трактовала воспитание еще более широко – как «помощь в жизни». Основное условие и средство помощи саморазвитию (наряду с создаваемой средой) -  воспитатель, имеющий специальную профессиональную подготовку и владеющий особой методикой работы с детьми. Однако он должен помнить: любая ненужная помощь – препятствие при развитии естественных сил ребенка. Каковы же ожидаемые результаты воспитания и образования детей по методу Монтессори? Главный – «нормализация», т.е. изменение поведения ребенка к нормальному. Нормализованный ребенок развивается в оптимальном для себя темпе, он активен, любознателен и социален.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Принципы  дидактической системы М.Монтессори.

Вся жизненная философия, весь накопленный опыт работы М.Монтессори как бы диктуют всем ее последователям следующие основополагающие принципы:

Информация о работе Жизнь и творчество Марии Монтессори