Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа
Цель личностно-ориентированной модели воспитания – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка.
Ожидаемый результат – расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив.
К условиям личностно-ориентированного подхода к ребенку отвечает альтернати-вная система Марии Монтессори, которая пройдя столетний путь не только сохранилась в авторском варианте, но и усилила свои позиции заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе.
Введение.
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.
Последние годы в России характеризуются возникновением новых видов учреждений воспитательно-образовательного характера для детей, разнообразием педагогических услуг, которые предлагаются детям и их родителям. Такое положение дел в дошкольном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в определенной школе, так и с изменениями в самом школьном образовании.
Закон Р.Ф. «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей характеризуются общие тенденции перестройки дошкольного образования.
Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъективности.
Гуманизация педагогического
процесса предлагает
Цель личностно-
Ожидаемый результат – расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив.
К условиям личностно-
В России первые Монтессори-
Что же привлекает педагогов
различных стран и
Прежде всего высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма. В основу своей дидактической системы она положила биологичес-кую предпосылку – жизнь есть существование свободной активной личности.
Несмотря на свою нынешнюю популярность, идеи М.Монтессори в их современном понимании все еще недостаточно известны широким кругам российской педагогической общественности. Особый интерес представляют как центральный метод, так и уникальная методика работы с материалами, которые детально разрабатывались самой Монтессори и ее последователями в течение десятилетий.
Автор реферата попытается восполнить недостаток информирование и раскрыть суть метода Марии Монтессори.
Поясним кратко смысл ряда использованных терминов.
Понятие «альтернативная» в общепринятом для мировой педагогики значении включает в себя:
Педагогика Монтессори удолетворяет каждому из этих параметров.
Понятие «система» означает единство и целостность Монтессори – образования на всех его уровнях: филосовском, психологическом, педагогическом и методическом. Основными отличиями образовательной системы являются неразрывная связь ее составных частей, которые могут быть рассмотрены отдельно лишь в дидактических целях; непротиворечивость ее составных частей снизу доверху.
Философский уровень связан
с наличием у Монтессори
Психологический уровень
На методическом
уровне рассматриваются
Термин «образование» также имеет у Монтессори свой смысл. Образование – это процесс самостроения личности ребенка самим ребенком, исходя из собственного внутреннего потенциала.
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии (г. Чиравале) в обеспе - ченной и глубоко религиозной семье. Она закончила медицинский факультет Римского Университета, была первой в Италии женщиной, имеющей степень доктора медицины.
Большое впечатление
Э.Сегена (1812 – 1880). Она приходит к
убеждению, что таким детям можно
помочь не только медицинскими средствами,
но главным образом путем
В 1896 году она открывает школу для аномальных детей. Итоги ее труда поразите- льны. В 1902 году «идиоты Монтессори» на олимпиаде начальных школьников по чтению, письму и арифметики в Риме занимают первые места! Результаты аннули-руются, назначается повторная – результаты те же. Еще большее впечатление это событие произвело на саму Монтессори. Она приходит к выводу, что ее методы и дидактические материалы, которые применялись ею столь эффективно для обучения аномальных детей, могут быть позитивно использованы и для интеллектуального, сенсорного развития нормальных детей.
Монтессори прекращает свою
работу с аномальными детьми
и посвящает свою жизнь
Стремясь, опереться на современные научные знания она поступает в Римский университет сразу на два факультета: философия и психология, и параллельно преподает антропологию. Эти лекции послужили основой для ее книги «Педагоги-ческая антропология» (1910).
В 1907 году ей представилась
уникальная возможность
Первый «Дом ребенка» открылся в январе 1907 года в пригороде Рима – трущобах Сан – Лоренцо, в нем было 50 детей из бедных семей в возрасте от 2 до 6 лет.
В «Доме ребенка» продолжалась дальнейшая разработка комплекса средств обучения, носящих ныне имя Монтессори, и постепенно в ходе экспериментальной работы складывался ее метод.
В 1909 г. Мария Монтессори проводит первый международный учебный курс, и издает свою первую важную книгу «Метод научной педагогики, примененный к во-спитанию маленьких детей в Доме ребенка».
С 1910 по 1952 г. М.
Монтессро регулярно проводит
международные курсы для
В 1929 г. основана
Международная Ассоциация
Умерла Мария Монтессори вГолландии, в г.Нордвике 6 мая 1952 году.
Портрет Марии Монтессори изображен на одной из современных денежных купюр Италии, что свидетельствует о ее огромном авторитете на родине. А в Амстердаме стоит памятник М.Монтессори. На постументе – девочка, глаза которой широко раскрыты в мир, в правой руке ее готовится к полету голубь.
Мария Монтессори неоднократно критиковала современные представления о воспитании детей. Среди педагогов и родителей распространено неверное убежде – ние - взрослый может и должен сформировать характер ребенка. С позиции Монтессори это глубоко неверно. Суть ее критики в адрес различных педагогических взглядов можно кратко сформировать следующим образом:
- недооценка значения детства как важнейшего периода для
развития личности
- непонимание своеобразия
и особенностей природы
- авторитарный характер
воспитания и образования:
Педагогика с точки зрения Монтессори, стремится облегчить жизнь взрослых. Ребенок является объектом воспитания, а результатом реализации подобных педаго-гических установок стала постоянная борьба между взрослым и ребенком, нервоз – ность и агрессия детей, их равнодушие к учебе и лень.
Какова же точка зрения Монтессори на природу ребенка? Взрослый и ребенок – два кардинально различных по своей природе существа. Взрослый обладает развитой силой воли, умеет владеть собой, работает осознанно и целенаправленно. Цель работы взрослого находится извне, он изменяет и преобразует окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям. У ребенка самообладание и сила воли еще не развиты, он живет в среде, созданной взрослым, и цель его жизни и работы – в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала. У ребенка для выполнения космической задачи строительства самого себя есть такие особенности психического развития, как впитывающее мышление и возрастная сензитивность. В развитии ребенка Монтессори заметила определенные закономерности, отраженные в предложенной ею возрастной периодизации.
Взрослый должен
способствовать созданию
1.3. Принципы
дидактической системы М.
Вся жизненная философия, весь накопленный опыт работы М.Монтессори как бы диктуют всем ее последователям следующие основополагающие принципы: