Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:00, курсовая работа
Цель данной работы - выяснить роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по теме закаливания детей дошкольного возраста.
2. Определить роль закаливания как средства оздоровления детей дошкольного возраста.
3. Сделать выводы по результатам проведенного теоретического исследования.
Введение
Глава I. Научно-теоретические основы закаливания
1.1 Физиологические механизмы закаливания организма
1.2 Принципы закаливания
Глава II. Роль закаливания в оздоровлении детей дошкольного возраста
2.1 Особенности закаливания детей дошкольного возраста
2.2 Организация закаливания в условиях ДОУ с целью оздоровления детей
Заключение
Список литературы
Курсовая работа
Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста
Чита - 2012
Содержание
Введение
Глава I. Научно-теоретические основы закаливания
1.1 Физиологические механизмы закаливания организма
1.2 Принципы закаливания
Глава II. Роль закаливания в оздоровлении детей дошкольного возраста
2.1 Особенности закаливания детей дошкольного возраста
2.2 Организация закаливания
в условиях ДОУ с целью
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы "Закаливание
как средство оздоровления детей
дошкольного возраста" обусловлена
тем, что ребенок нуждается в
охране здоровья со стороны взрослых.
Научная разработка проблемы закаливания
стала возможной лишь благодаря
физиологическим исследованиям. У
истоков этого направления
Таким образом, закаливание
является научно обоснованным систематическим
использованием естественных факторов
природы для повышения
Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению "простудных" заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.
Желательно закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь. Дело в том, что через две недели после прекращения закаливающих процедур возникает заметная дезадаптация, а через два месяца все, что ребенок приобрел за период закаливания, он может потерять.
Объект исследования - система закаливания.
Предмет исследования - закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста.
Цель данной работы - выяснить
роль закаливания детского организма
в системе оздоровительной
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-
2. Определить роль закаливания
как средства оздоровления
3. Сделать выводы по
результатам проведенного
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
дошкольный возраст
Глава I. Научно-теоретические основы закаливания
1.1 Физиологические механизмы закаливания организма
Единственным и самым
эффективным средством
Что же такое закаливание?
Закаливание холодными
Во-первых, закаливание - это система закаливающих моментов в ритме дня, а не только какая - либо одна закаливающая процедура. Это процесс, закладывающийся на всю жизнь, определяющий формирование мышления и деятельности.
Во-вторых, закаливание - это активный процесс. Он предполагает намеренное использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды).
В-третьих, закаливание холодом
вызывает в организме два вида
эффектов: специфический и
В-четвертых, специальное закаливающее действие, например, обтирание только груди холодной водой, вырабатывает специфическую устойчивость к охлаждению. В данном случае устойчивость к холоду проявляется в полной мере при охлаждении груди: при охлаждении других участков тела ее проявление будет менее значительно [20].
При охлаждении тела или частей
тела, например, рук, желательно знать
определенные стадии в реакции кожи.
Первая из них - побеление, связанное
с сокращением просвета кожных сосудов,
образование "гусиной кожи" и
появление так называемого
Дальнейшее охлаждение сопровождается расширением кожных сосудов, покраснением кожи. Она становится теплой. Это вторая стадия. При умеренных охлаждениях открытые части тела (лицо, руки) могут пребывать во второй стадии длительное время. Человек при этом не ощущает действия холода.
Продолжение охлаждений вызывает
появление третьей стадии - вторичного
озноба. Симптомы его следующие: кожа
снова бледнеет, приобретает синюшный
оттенок. Ее сосуды расширены, наполнены
кровью, способность их сокращаться
ослаблена. Выработка тепла химической
терморегуляцией оказывается
У незакаленных и ослабленных
взрослых, и особенно у детей, вторая
стадия может не появиться, а сразу
наступить третья - переохлаждение
со всеми вытекающими из этого
негативными последствиями. Что
касается растирания кожи и выполнения
физических упражнений (после воздействия
холодной водой), то необходимо сказать,
что они повышают температуру
кожи, сокращают время действия охлаждения
и растягивают процесс
Установлено, что в большей мере главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное, резкое действие холода, а замедление, слабое охлаждение части кожной поверхности, короткие, но резкие перепады температур (10-15С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого участка. Чем быстрее осуществляются материальные траты органа, системы или организма при деятельности, тем скорее протекают восстановительные процессы в них.
Для воспитания оптимальной устойчивости организма к различным охлаждениям, тренировку желательно производить к возможно более широкому диапазону перепадов температур по времени и силе воздействия.
Недостаточная интенсивность
и непродолжительное время
Зная все вышеуказанные закономерности формирования процессов закаленности в организме, становится понятно, почему не срабатывали много лет предлагаемые "методики" закаливания детей с постепенным снижением температуры воды на 1С в течение одной недели.
Влияние холода и состояние
гипотермии затрагивает практически
все системы организма. У обнаженного
человека в покое прирост обменных
процессов при понижении
Академик В.В. Парин, изучая организмы местных термических воздействий на работу сердца человека установил, что вода температурой 6-8С, в которую опускали кисть или стопу, увеличивала минутный объем сердца на 25-30%, и это увеличение сохранялось в течение часа, постепенно снижаясь. Оно происходило только за счет возрастания ударного объема, т.к. сердечный ритм во время опыта не меняется.
Физическая тренировка приводит
к повышению холодовой
Регулярное закаливание охлаждениями благоприятно сказывается не только на холодовой устойчивости, но и на состоянии положительных неспецифических иммунных реакций организма. Происходит увеличение секреции гормонов коры и мозгового слоя надпочечников, а также гормонов щитовидной железы с одновременным повышением утилизации этих гормонов тканями. Более высокая активность гормонов успешно позволяет бороться организму с различными инфекционными заболеваниями. Это в равной степени и параллельно относится к психологическим инфекциям: агрессии, ложной идее, обману и т.п. [8]
Часто у многих возникает боязнь, что обливание всего тела холодной водой приведет к переохлаждению всего организма. Однако еще И.П. Павлов писал, что организм человека можно представить себе состоящим из "сердцевины" с постоянной температурой и "оболочки", меняющей свою температуру в зависимости от температурных условий внешней среды. Постоянная температура "сердцевины" (ее колебания 36,5-37,5С) поддерживается химической терморегуляцией. Увеличение тепла в 3 раза может происходить за счет непроизвольных мышечных сокращений (дрожи). У закаленного человека увеличение теплообразования к холоду больше, чем у незакаленного. Поэтому кратковременное обливание холодной водой и последующая регуляция временного интервала пребывания на воздухе в обнаженном виде до появления заметной дрожи не может приводить к переохлаждению "сердцевины". В то же время появляющаяся в этой фазе еле заметна микровибрация мышц, согласно открытию Аринчина о "периферических сердцах", является тем физиологическим механизмом, который влияет на перераспределение крови в сосудистой системе, ведущей к увеличению венозного притока крови к сердцу и увеличению его минутного объема на 25-30%.
Если рассмотреть процесс глубже, то возникает генерирующий эффект, происходит увеличение электрической активности. Организм из потребителя энергии становится ее генератором. Рождается не только чисто физическая энергия - идет рождение творчества, идейной, поэтической, мыслительной деятельности.
П.К. Иванов в своей системе оздоровления указывает, что обливаться холодной водой нужно 2 раза в день, а при заболевании обливаться надо каждые 3-4 часа. Почему?
В природе любой переход из одного состояния в другое сопровождается выделением или поглощением энергии. Если рассмотреть это с точки зрения состояния человека, то эмоциональное переживание, например, переход от страха к радости, от агрессии к спокойствию и т.п., дополнительно дает импульсы и заряды к жизни и деятельности. В нашем случае этому способствует холодная вода.
В обычном виде вода на четверть состоит из молекул паравод (у них протоны водорода вращаются в одну сторону) и на три четверти - молекул ортовод (здесь вращение в разные стороны). Это состояние воды природное, и наш организм, если вода находится в нем именно в таком состоянии, чувствует себя комфортно. При любом заболевании в первую очередь "расходуются" молекулы паравод. Американские ученые даже разработали теорию "Параводная оценка здоровья человека". Так вот, при обливаниях под действием магнитных импульсов, один из протонов водорода в молекулах ортовод мгновенно изменяет свое вращение, становясь молекулой паравод, и при этом мгновенно выделяется большое количество тепла [15].
Информация о работе Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста