Занимательная химия в детском научном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:22, дипломная работа

Краткое описание

Если попросить человека любого возраста назвать самые трудные предметы школьного курса, то наверняка среди них окажется химия. На сегодняшний день ситуация с восприятием химии если и меняется, то не в лучшую сторону. Повышаются требования к абитуриентам, сдающим вступительные экзамены по химии в вузы, и увеличивается сложность школьного курса на фоне того же числа часов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4
1. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….7
1.1. Предназначение и специфика учреждений дополнительного образования………………………………………………………………….7
1.2. Занимательная химия в системе дополнительного внешкольного образования……...............................................................................................14
1.3. Контент – анализ журнала «Химия в школе» за 2009 - 2012 годы…………………………………………………………………………….21
2. АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА…………………………………………….28
2.1. Разработка программы курса занимательной химии для учреждений дополнительного образования………………………………………………..28
2.2. Описание урока ………………………………………………………45
2.3. Результаты урока и их обсуждения…………………………………53
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………60

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное 

 учреждение  высшего профессионального образования

«Южный  федеральный университет»

Педагогический  институт

Факультет естествознания

Кафедра химии

 

Евдокимова  Елена Валериевна

 

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ В ДЕТСКИХ НЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

РАБОТА  БАКАЛАВРА

По  направлению 0501000 «Естественнонаучное  образование»

профиль «Химия»

 

Научный руководитель –

доц. к.х.н.  Саяпин Виктор Георгиевич

 

 

 

 

Ростов-на-Дону - 2012

 

РЕФЕРАТ

Работа посвящена  разработке системы занятий в учреждении дополнительного образования для кружка  «Юный химик». В ней приведен:

-  обзор литературы, по данному вопросу;

- приведена разработанная программа;

- описана система уроков, а так же их анализ.

Работа изложена на 62 страницах, содержит две таблицы , список   43- х использованных источников и приложения.

Структура  выпускной квалификационной работы  представлена введением, двумя главами, объединяющие шесть параграфов, заключением, списком использованных источников и приложениями.

 

 

 

 

Ключевые  слова:

Внешкольное  образование, дополнительное образование, занимательная химия, контент-анализ, метод, образование, обучение, программа, пропедевтика, технология, учреждения дополнительного образования, урок.

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4

1. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….7

1.1. Предназначение и специфика учреждений дополнительного образования………………………………………………………………….7

1.2. Занимательная химия в системе дополнительного внешкольного образования……...............................................................................................14

1.3. Контент – анализ журнала «Химия в школе» за 2009 -  2012 годы…………………………………………………………………………….21

2. АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА…………………………………………….28

2.1. Разработка программы курса занимательной химии для учреждений дополнительного образования………………………………………………..28

2.2. Описание урока ………………………………………………………45

2.3. Результаты урока и их обсуждения…………………………………53

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..56

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Если попросить  человека любого возраста назвать самые  трудные предметы школьного курса, то наверняка среди них окажется химия. На сегодняшний день ситуация с восприятием химии если и меняется, то не в лучшую сторону. Повышаются требования к абитуриентам, сдающим вступительные экзамены по химии в вузы, и увеличивается сложность школьного курса на фоне того же числа часов.

Ситуация привычная, но парадоксальная, ведь, предмет «Химия» относится к естественному циклу, т. е. базируется на явлениях, знакомых учащимся из повседневной жизни. Проблема заключается в том, что на «Введение в мир химии» в типовой программе отводится всего несколько уроков. А химия, как никакой другой предмет, нуждается в пропедевтике.

Суть проблемы состоит в том, что современная  российская школа, если она действительно  хочет обеспечить подрастающему  поколению новое качество образования, должна построить принципиально  иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного  развития каждого ребенка.

Ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди  детей и подростков. Для этого  в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой одну из реальных социальных сил, способных последовательно противостоять натиску всевозможных “контркультур”, дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости учащихся.

Нам  поступил заказ от сотрудников центра детского творчества села Кагальник Азовского  района, на составление программы  курса «Юный химик», для учреждения дополнительного образования.

Поэтому, организация  научно-исследовательской деятельности школьников в системе дополнительного образования, представляется нам весьма полезной.

Цель  работы: Изучение перспектив развития занимательной химии в системе дополнительного образования, разработка и апробация программы кружка «Юный химик» в учреждении дополнительного образования.

Объект исследования: дополнительное образование.

Предмет исследования: пропедевтический потенциал дополнительного обучения химии в рамках кружка «Юный химик» для детей от 3 до 7 классов.

Достижение  цели предполагает реализацию следующих задач:

- изучить предназначение  и специфику учреждений дополнительного  образования;

- рассмотреть какое место  занимает химия в системе дополнительного образования;

-повести контент – анализ журнала «Химия в школе» с целью выявления распространенности дополнительного образования по химии;

 - разработать и апробировать программу курса занимательной химии для учреждений дополнительного образования.

- разработать подробный сценарий одного из уроков, предусмотренных программой и провести его;

- обсудить результаты  урока;

Методы исследования:

- анализ литературы;

- эксперимент;

- социологический опрос  в форме интервью с экспертами;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Предназначения  и специфика учреждений дополнительного образования

 

В Законе РФ «Об  образовании» дополнительное образование  определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством  реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства.

В «Типовом положении  об образовательном учреждении дополнительного образования детей» учреждение дополнительного образования определяется как образовательное учреждение, главное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; реализация дополнительных программ услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами деятельности учреждения, а отсюда развития всей системы дополнительного образования являются: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и молодежи в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

Принятая в 1999 г. Программа развития воспитания в  системе образования в России, также определяя целью и задачами развития системы дополнительного образования вышеперечисленные положения, отводит значительную роль принципам гуманистического характера воспитания, сформулированным в Законе РФ «Об образовании». Программой декларируется необходимость определения конкретных целей и задач воспитания, моделирования воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации, а также определяются цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, среди которых – обеспечение необходимых научно-методических и других условий для развития воспитательных систем, активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания, развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов воспитания и т.д. Отмечается необходимость поддержки и развития творчества детей как одной из приоритетных задач дополнительного образования, а также обобщения педагогического опыта и научного обоснования выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверки их значимости для развития личности каждого ребенка.

Исследователи дополнительного образования детей  выделяют функции, определяющие его  содержание: ценностно-ориентационную, коммуникативную, социально-адаптационную, психотерапевтическую, профориентационную, рекреационную, культурообразующую [1]; социальную, педагогическую и методическую [2], образовательные и социально-педагогические [3].

Образовательная функция – включают в себя функции обучения, воспитания и развития детей.

Обучение - это  процесс удовлетворения детьми их различных  образовательных потребностей в  форме особого рода интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих  ребенку осваивать, углублять и развивать знания, которые он получает в общеобразовательной школе, услуг, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, или тех, которые не изучаются в школе или других образовательных учреждениях. В современных учреждениях дополнительного образования детей обучение ведется по самым разным предметам, в соответствии с реализуемыми направленностями.

К обучающим  функциям также относится функция  допрофессиональной и начальной  профессиональной подготовки, которая реализуются в разных вариантах.

Развитие - процесс  качественного изменения личности, предполагающий изменение ее сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сферы  саморегуляции [4].

В практике чаще всего встречаются комплексные варианты дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования. Например, развития организаторских качеств учащихся и ориентации их на профессию педагога-организатора (школа организаторов досуга); ориентация старшеклассников на педагогические профессии через включение их в систему социальных отношений, активную деятельность, формирование социально значимых качеств личности (школа педагогической ориентации); привитие подросткам музыкальной культуры (вокально-инструментальный ансамбль); духовное развитие детей в процессе освоения народных ремесел (школа народных ремесел) и др.

Одной из ведущих  функций деятельности учреждения дополнительного  образования детей считается культурно–досуговая. Ее реализация предполагает создание условий для развития личности ребенка в свободное время через общение: обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятельности; участие в неформальных общественных процессах и структурах на основе общего интереса; разрядки индивидуальных и групповых напряжений, восстановления, возмещения, уравновешивания сил. Ее отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива как отдельного ребенка, так и отдельных социальных групп детей

В культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей имеет место широкая интегративность и вариативность: эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно; в ее основе лежит активность личности, направленная на выбор вариантов реализации целей общения, развлечений, отдыха, творчества.

В качестве первой особенности учреждений дополнительного образования детей и подростков можно выделить – специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение УДО является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Это выражается в том, что отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии. Добровольность также связана с самостоятельным выбором ребенком содержания предметной деятельности, длительности участия в жизни того или иного детского объединения. Так как многочисленные учреждения дополнительного образования предлагают различные услуги, здесь наиболее ярко проявляется характер отношений, когда ребенок и его родители выступают в качестве заказчиков образовательной услуги. Отношения заказчик – исполнитель создают предпосылки для выбора предметной направленности деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Отсюда возникает такая специфическая черта учреждений дополнительного образования как постоянная ориентированность на привлечение детей, так как от этого зависит для педагога возможность реализовать образовательную программу.

Информация о работе Занимательная химия в детском научном учреждении