Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, курсовая работа
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс
Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Теоретические обоснования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. ……………………………………..10
1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья…..........10
1.2.Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. …………………17
1.3. Социально-психологическая адаптация и пути преодоления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании…………………………….………………………………………22
Глава 2. Организация исследования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………27
2.1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования ……………………………27
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных по методикам 43
Заключение………………………………………………………………….........51
Список литературы…………….………………………………………………..53
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ИШИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. П.П. ЕРШОВА»
Педагогический факультет
Кафедра педагогики и психологии детства
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МАССОВОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Выпускная квалификационная работа по дисциплине «Педагогика»
Выполнил:
студент 4 курса гр.381
______А.В. Саранчина
Проверил:
к.п.н., доцент
______________________
О.А Поворознюк
Ишим
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические обоснования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. ……………………………………..10 1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья…..........10
1.2.Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. …………………………………………………………………………17
1.3. Социально-психологическая
адаптация и пути преодоления нарушений
у детей с ограниченными возможностями
здоровья при инклюзивном образовании…………………………….…………………
Глава 2. Организация исследования интегрированного
обучения и процесса адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья
в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………
2.1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования ……………………………27
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………….…………………
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы специального образования
сегодня являются одними из самых
актуальных в работе всех подразделений
Министерства образования и науки
РФ, а также системы специальных
коррекционных учреждений. Это связано,
в первую очередь с тем, что
число детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов,
неуклонно растет. В настоящее
время в России насчитывается
более 2 млн. детей с ограниченными
возможностями (8% всех детей), из них
около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
Кроме роста числа почти всех
категорий детей с
«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Законодательство Российской Федерации в соответствии с
основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации»[30].
В Конституции РФ и Законе
«Об образовании» сказано, что дети
с проблемами в развитии имеют
равные со всеми права на образование.
Важнейшей задачей модернизации
является обеспечение доступности
качественного образования, его
индивидуализация и дифференциация,
систематическое повышение
Идеей специальной педагогики уже давно интересовались многие видные педагоги и психоневрологи.
Всеволод Петрович Кащенко
(1870-1943) - известный педагог, талантливый
организатор научных
Л.С. Выготским были разработаны и научно обоснованы основы социальной реабилитации аномального ребенка. В противовес лечебной педагогике, которая тогда опиралась на "психологическую ортопедию" и "сенсорное воспитание", он разработал социальную педагогику, снимающую отрицательные социальные наслоения в процессе формирования личности ребенка в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности.
Им был предложен динамический
подход к дефекту. Он считал, что
симптом не признак, не первопричина
аномального развития ребенка, а
результат, следствие своеобразия
его развития, за ним скрываются,
как правило, сложные патологические
процессы этиологического и анатомо-
Выготский разработал учение о первичности и вторичности дефекта, о социальной природе вторичного дефекта, обосновал идею единства интеллекта и аффекта; мышление, так же как и действие, имеет мотивационную основу и в абстрактных условиях развиваться не может. Он сформулировал понятие "зона ближайшего и актуального развития ребенка", выявив взаимосвязь психического развития и обучения, где обучение служит движущей силой развития.
Психоневрологи Г.Е.Сухарева и М.С.Певзнер провели глубокое клиническое исследование умственно отсталых детей. Г.Е.Сухарева (1892-1981) разработала систематику олигофрении, которая учитывала время и причины повреждения нервной системы.
М.С.Певзнер (1901-1991) разработала
классификацию олигофрении по показателям
недоразвития познавательной деятельности,
по степени подвижности и
Отечественные специалисты в области тифлопедагогики (А.М.Витковская, В.З. Денискина, Г.В.Никулина) в своих работах подчеркивают важность раннего начала коррекции, обеспечивающего успешность социализации, этой категории людей [21].
В настоящее время известны серьезные работы Е.М. Мастюковой, А.Р. Маллер, В.В. Ткачевой, освещающие проблемы детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, инвалидностью, вследствие детского церебрального паралича и их родителей. В научной литературе широко представлена работа с родителями, воспитывающими «проблемных» детей раннего и дошкольного возраста (Г.А. Мишина, Е.И. Т.Н. Волковская), уделяется внимание семьям, имеющим аутичных детей (Е.Р. Баенская, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина). Е.А. Екжанова, Е.Р. Смирнова освещают особенности развития детей с задержкой психического развития.
В настоящее время функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".
Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Об интегрированном подходе в специальном образовании говорил ещё Л.С. Выготский.
Он сумел определить ведущие
тенденции в предупреждении и
преодолении аномального
Идея интеграции, взаимосвязи
общих и специальных психолого-
Интегрированный подход в обучении на современном этапе развития школьного образования имеет принципиально важное значение для построения всего учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, он отражает реально существующие в теории и практике коррекционного обучения тенденции.
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» [31].
Однако, в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:
наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности;
недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;
отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства;
неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.
В современной социально-
Формирование социальной адаптации таких детей должно начинаться еще с дошкольного возраста.
Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов.
Актуальность темы предполагает изучение проблем интеграции и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель нашей работы: теоретически
обосновать и экспериментально
проверить эффективность
Объект исследования –
процесс интегрированного обучения
детей с ОВЗ в
Предмет исследования – интегрированное обучение и процесс адаптации детей с ОВЗ.
Гипотеза.
Мы предположили, что интегрированное обучение и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья будет успешными, если
Информация о работе Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе