Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является: выделить психолого-педагогические условия, способствующие развитию воображения старших дошкольников с помощью интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром и ИЗО деятельности.
3) Объект исследования - развитие воображения у старших дошкольников на занятиях рисования.
4) Предмет исследования – интегрированные занятия как средство развития воображения старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ………….………………………….……………………………...….3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………...6
1.1 Психолого-педагогические особенности развития воображения дошкольников……………………………………………………………………..6
1.2 Развитие воображения дошкольников при помощи интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром…………………………….14
1.3 Изобразительная деятельность как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста……………….……………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.3 Изобразительная деятельность как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста……………….……………………………….24
Учитывая общий замысел и логику исследования, его объективные научные результаты обобщены в дипломной работе, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка основной использованных источников, приложений.
8) Теоретическая ценность и научная новизна нашего исследования состоят в том, что в нём подробно произвести изучение роли интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром и ИЗО деятельности.
9) Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная методика решения задач на занятиях и во внеурочное время может быть использована воспитателями и студентами в период педпрактики.
Процесс воображения свойственен только
человеку и является необходимым условием
его трудовой деятельности.
Воображение – это психический процесс
создания нового в форме образа, представления
или идеи. Человек может мысленно представить
себе то, что в прошлом не воспринимал
или не совершал, у него могут возникать
образы предметов и явлений, с которыми
он раньше не встречался.
Воображение всегда направлено на практическую
деятельность человека. Прежде чем что-либо
сделать, человек представляет, что надо
сделать и как он это будет делать. Таким
образом он заранее создает образ материальной
вещи, которая будет изготавливаться в
последующей практической деятельности.
Физиологическую
основу воображения составляет образование
новых сочетаний их тех временных связей,
которые уже сформировались в прошлом
опыте. При этом простая актуализация
уже имевшихся временных связей еще не
ведет к созданию нового. Создание нового
предполагает такое сочетание, которое
образуется из временных связей, ранее
не вступавших в сочетание друг с другом.
При этом важное значение имеет слово.
Слово служит источником появления образов
воображения, контролирует их путь становления,
является средством их удержания, закрепления,
изменения.
Источник воображения
– объективная реальность.
Исследователи выделяют несколько видов
воображения, среди которых основные –
пассивное и активное. Пассивное, в свою
очередь, делится на произвольное (мечтательность,
грезы) и непроизвольное (гипнотическое
состояние, сновидная фантазия). Активное
воображение включает в себя артистическое,
творческое, критическое, воссоздающее
и антиципирующее. Близко к этим видам
воображения находится эмпатия – способность
понимать другого человека, проникаться
его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться,
сопереживать.
С феноменом
воображения в практической деятельности
людей прежде всего связан процесс художественного
творчества. Так, с репродуктивным воображением
может быть соотнесено направление в искусстве,
называемое натурализмом, а также отчасти
реализм.
Рассматривая процесс воображения, следует
сказать, что воображение выполняет в
жизни индивида ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять
действительность в образах и иметь возможность
пользоваться ими, решая задачи. Эта функция
воображения связана с мышлением. Вторая
функция воображения состоит в регулировании
эмоциональных состояний. При помощи своего
воображения человек способен хотя бы
отчасти удовлетворять многие потребности,
снимать порождаемую ими напряженность.
Данная функция особо разрабатывается
в психоанализе.
Третья
функция воображения связана с его участием
в произвольной регуляции познавательных
процессов и состояний человека, в частности
восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.
Четвертая функция воображения состоит
в формировании внутреннего плана действий
- способности выполнять их в уме, манипулируя
образами. Пятая функция – это планирование
и программирование деятельности, составления
таких программ, оценка их правильности,
процесса реализации.
Следует иметь в виду, что существуют индивидуальные,
типологические особенности воображения,
связанные со спецификой памяти, восприятия
и мышления человека, а также возрастные
особенности.
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий [1, с.260].
Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.
Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально - «разум воображения», диалексическая логика воображения - и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество.
В психологии воображение трактуется как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач.
Создатель психоанализа З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания чувственные тенденции [2, с.281].
Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.
Итак, согласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно:
подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов);
направлено на собственное удовольствие, а не реальную деятельность в окружающей действительности;
является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.
Однако трудно представить, а тем более доказать, что миражное построение, мечта является более первичной формой, чем мышление, направленное на реальность. Наблюдения показывают, что у ребенка в самом раннем возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным получением удовольствия, а с реальным удовлетворением его потребностей. Как известно, ни один ребенок не испытывает галлюцинаторное удовольствие от воображаемой пищи. Удовольствие ребенка неразрывно связаны с реальной действительностью. Путь к удовольствию в раннем детстве лежит через реальность, а не через уход от нее [3, с.171].
Недоказанной также остается «невербальность» детской фантазии. На самом деле, как подчеркивал Л.С. Выготский, мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами.
Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития.
Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из тог, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность.