Интерактивные методы как средства реализации личностно - ориентированного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.
К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Интерактивные методы обучения 4
1. 2 Алгоритм проведения интерактивного занятия 9
2. Интерактивные методы для реализации личностно-ориентированного обучения 14
2.1 Тренинги 14
2.2 Учебная дискуссия 15
2.3 Case-study 17
2.4 Деловые и ролевые игры 21
2.5 Метод проектов 23
2.6 Метод «мозгового штурма» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Интерактивные методы обучения.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Ставропольский государственный университет»

Физико-математический факультет

Кафедра общей физики

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

 «Интерактивные методы как средства реализации личностно - ориентированного обучения»

 

 

 

Работу выполнила:

магистр 2 года обучения ФМФ специальности «физическое образование»

Валаева Светлана Владимировна

 

Проверила:

кандидат педагогических наук, доцент

Крахоткина Валентина Кузьминична

 

 

 

Ставрополь, 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Содержание современного образования требует существенных изменений в средствах обучения. Сегодня необходимо использовать личностно-ориентированные образовательные технологии, которые способствуют развитию необходимых в современном обществе ценностно-деятельностных и научно-исследовательских компетенций у обучающихся.

Одной из главных задач образования становится не просто овладение суммой знаний учащимися, а развитие творческого, самостоятельного мышления, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. По исследованиям современных учёных выявлено, что наиболее прочными и ценными становятся знания, полученные в результате активной деятельности.

Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.  Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.

К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.

 

 

 

 

1. Интерактивные методы обучения

 

Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

 Следовательно, интерактивное  обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого  осуществляется взаимодействие  преподавателя и обучаемого.

 Интерактивное обучение —  это специальная форма организации  познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

 Суть интерактивного обучения  состоит в том, что учебный  процесс организован таким образом, что практически все учащиеся  оказываются вовлеченными в процесс  познания, они имеют возможность  понимать и рефлектировать по  поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

 Характеристика, сущностная особенность  интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

 При использовании интерактивных  методов обучаемый становится  полноправным участником процесса  восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания.

  Преподаватель не даёт готовых  знаний, но побуждает обучаемых  к самостоятельному поиску. По  сравнению с традиционными формами  ведения занятий, в интерактивном  обучении меняется взаимодействие  преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

 Являются ли интерактивные  методы универсальными?

 Нет, интерактивные методы ни  в коем случае не заменяют  лекционные формы проведения  занятий, но способствуют лучшему  усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

 В чем же заключаются положительные  моменты использования интерактивных  методов обучения?

  При использовании интерактивных  методов роль преподавателя резко  меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

  Каковы же преимущества интерактивных  методик обучения?

 Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

•  самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

•  необычные условия работы;

•  активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. При этом термин «интерактивное обучение» поднимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« i nter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает  в роли "объекта" обучения (слушает  и смотрит);

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная - взаимодействие. Использование  интерактивной модели обучения  предусматривают моделирование  жизненных ситуаций, использование  ролевых игр, совместное решение  проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Ведущий (преподаватель, тренер) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся.

Интерактивные методы могут применяться при организации следующей работы с обучающимися:

•  организация тематических занятий

•  организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом

•  формирование портфолио

•  организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе

•  для создания образовательных ресурсов:

– кафедральных образовательных архивов (курсов лекций, тренинговых материалов, дипломных работ, творческих работ, аудио и видеоматериалов и др.);

– тематических библиографий.

Для решения воспитательных и учебных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы:

•  Интерактивная экскурсия

•  Использование кейс-технологий

•  Проведение видеоконференций

•  Круглый стол

•  Мозговой штурм

•  Дебаты

•  Фокус-группа

•  Деловые и ролевые игры

•  case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)

•  учебные групповые дискуссии

•  тренинги.

Предполагаемые результаты использования интерактивных занятий в работе куратора со студенческой группой:

• Повышение эффективности занятий, интереса студентов к деятельности куратора.

•  Формирование и развитие у студентов коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между студентами (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен).

• Формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них).

• Формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).

Принципы работы на интерактивном занятии:

•  Занятие – не лекция, а общая работа.

•  Суммарный опыт группы больше опыта тренера.

•  Все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

•  Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

•  Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

•  Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

 

1.2 Алгоритм проведения интерактивного занятия

 

1. Подготовка занятия 

2. Вступление:

2.1. сообщение темы и цели занятия 

3. Основная часть:

3.1. пассивное позиционирование (выяснение  позиций участников) с фиксациями (Здесь есть одна сторона представления - только позиция аудитории)

3.2. сегментация аудитории и  организация коммуникации между сегментами (Это означает - формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Мы производим объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции и создаем из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если мы имеем дело с огромной аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации)

3.3. интерактивное позиционирование (Здесь есть три стороны - набор позиций аудитории, смыслообразование и создание нового набора позиций. Четыре этапа интерактивного позиционирования - 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

Информация о работе Интерактивные методы как средства реализации личностно - ориентированного обучения