Использование видеофильмов с целью совершенствования устной речи учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение формирования коммуникативных умений и навыков на уроке английского языка с учетом использования видеофильмов.
Исходя из намеченной цели, в исследовании поставлены следующие задачи:
Провести анализ научных исследований по изучаемой проблеме.
Изучить существующие методы формирования коммуникативных умений и навыков при использовании видеофильмов.
Создать комплекс упражнений, направленный на формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков при просмотре видеофильмов на иностранном языке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Использование видеофильмов на уроке иностранного языка
Возможные проблемы, связанные с использованием видеофильмов на уроке…………………………………………………………………………...6
Какие видеоматериалы может использовать учитель на уроке ..................8
Критерии отбора видеоматериалов для урока………………………….…11
Упражнения для работы с отдельным сегментом………………………...13
Этапы работы с видео и их задачи
Дотекстовый этап (pre-viewing)………………………………………….15
Текстовый этап (while viewing)…………………………………..............17
Послетекстовый этап ((post) after-viewing)……………………………...20
Использование видео на различных этапах обучения……………………21
Использование видео на начальном этапе обучения…………………...21
Использование видео на среднем этапе обучения……………………...24
Использование видео на старшем этапе обучения……………………...29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………33
Приложения……………………………………………………………………...34
Приложение 1. Примерные формулировки заданий, используемые для предвосхищения содержания текста…………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - копия.docx

— 71.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Использование видеофильмов на уроке иностранного языка

  1. Возможные проблемы, связанные с использованием видеофильмов на уроке…………………………………………………………………………...6                        
  2. Какие видеоматериалы может использовать учитель на уроке ..................8
  3. Критерии отбора видеоматериалов для урока………………………….…11
  4. Упражнения для работы с отдельным сегментом………………………...13
  5. Этапы работы с видео и их задачи  
  6. Дотекстовый этап (pre-viewing)………………………………………….15
  7. Текстовый этап (while viewing)…………………………………..............17
  8. Послетекстовый этап ((post) after-viewing)……………………………...20
  9. Использование видео на различных этапах обучения……………………21
  10. Использование видео на начальном этапе обучения…………………...21
  11. Использование видео на среднем этапе обучения……………………...24
  12. Использование видео на старшем этапе обучения……………………...29

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………33

Приложения……………………………………………………………………...34

Приложение 1. Примерные формулировки заданий, используемые для предвосхищения содержания текста…………………………………………...35

 

 

 

 

 

 

Введение

Доказывать преимущества и достоинства  использования видео в учебных  целях, на первый взгляд, представляется излишним, поскольку они достаточно очевидны. Тем не менее, ответ на простой вопрос о том, как часто видео используется на уроках иностранного языка, показывает огромный разрыв между утверждениями “понимаю все плюсы” и “использую все плюсы”.

Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков  восходят  к  определению американского ученого Д. Хаймза, согласно которому, “коммуникативная компетенция - это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах”.

Поэтому среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого  языка,  дело  весьма  трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения  на  уроке иностранного  языка,  используя для этого различные методы и приемы работы (видеофильмы, ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.).

Наряду с этим важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран.  Этой цели могут служить учебные видеофильмы, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики “...представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности...”

Более того, использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности  речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может  понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к  дальнейшему  совершенствованию.

Еще одним достоинством видеофильма является сила впечатления и эмоционального воздействия  на  учащихся.  Поэтому  главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к увиденному. Успешное достижение  такой  цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе видеофильмов, а во-вторых, при методически организованной демонстрации.

Следует отметить, что применение на уроке видеофильма - это не  только  использование еще  одного  источника  информации.

Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания  и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже  невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся  необходимо  приложить  определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на  процесс  запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет  на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Цель исследования – изучение формирования коммуникативных умений и навыков на уроке английского языка с учетом использования видеофильмов.

Исходя из намеченной цели, в исследовании поставлены следующие задачи:

    1. Провести анализ научных исследований по изучаемой проблеме.
    2. Изучить существующие методы формирования коммуникативных умений и навыков при использовании видеофильмов.
    3. Создать комплекс упражнений, направленный на формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков при просмотре видеофильмов на иностранном языке.

Объект исследования – методика использования видеофильмов на занятиях иностранного языка.

Предмет исследования – процесс использования видеофильмов на занятиях иностранного языка.

Методы исследования: анализ научных исследований по изучаемой проблеме, изучение опыта работы разных учителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Использование видеофильмов на уроке иностранного языка

1.1. Возможные проблемы, связанные с использованием видеофильмов на уроке

Многие учителя не используют видео  на уроке только потому, что у  них в классе нет видеоаппаратуры. Учитель может решить эту проблему совместно с администрацией, используя  различные источники финансирования. Даже если нет реальной возможности  приобрести видео в каждый кабинет, можно использовать один или несколько  мобильных комплектов. При этом необходимо заранее планировать и согласовывать  время их использования с другими  коллегами, вести какой-то график или  запись во избежание неприятных срывов и накладок.

Однако, многие учителя, имея собственные  видео-двойки в кабинетах иностранного языка, не часто используют их на уроке, мотивируя это тем, что временные  затраты не оправдываются, поскольку  практический эффект таких занятий  бывает очень незначительным. В данном случае необходимо заметить, что использование  видео (как и любого другого средства обучения) определяется многими факторами, в том числе и действиями самого учителя. Для действительно эффективного использования видео на уроке  необходимо убедиться в том, что:

  • содержание используемых видеоматериалов соответствует реальному уровню общего и языкового развития учащихся и корреспондируется с содержанием серии уроков по теме;
  • длительность используемого видеофрагмента не превышает реальные возможности урока/этапа урока;
  • ситуации видеофрагмента предоставляют интересные возможности для развития языковой, речевой, социокультурной  компетенции учащихся;
  • контекст имеет определенную степень новизны/неожиданности;
  • текст видео сопровождается четкой инструкцией, направленной на решение конкретной и реалистичной учебной задачи, понятной ученикам и оправданной всей логикой урока;
  • видеоаппаратура настроена и проверена заранее, привычна в использовании для учителя;
  • видеофрагмент известен самому учителю и заранее поставлен на начало просмотра.

Часто учителя, особенно молодые и  недостаточно опытные, сетуют на то, что  в процессе просмотра видео учащиеся отвлекаются от урока, плохо себя ведут, воспринимают начало просмотра  как сигнал к развлечению. Безусловно, далеко не все на уроке зависит  от учителя, ситуации могут быть самыми разными, но чаще всего подобные ситуации возникают, когда преподаватель:

  • не учел реальные интересы и возможности учащихся при выборе видеофрагмента;
  • недостаточно четко объяснил цель задания и то, как его выполнение будет оцениваться или как повлияет на ход дальнейшей работы;
  • забыл или не сумел продумать дополнительные опоры для успешного выполнения предложенных заданий для групп слабых/средних и сильных учеников;
  • первый раз использует видео;
  • сам не уверен в эффективности и необходимости такой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Какие видеоматериалы может использовать учитель на уроке

Несомненно, самым удобным для  учителя является использование  учебных видеоматериалов к УМК, если таковые имеются. Данное утверждение  основывается на том, что учебные  видео-курсы разработаны авторами профессионально и поэтому:

  • удачно дополняют и расширяют учебный материал, представленный в других компонентах УМК (фактический, языковой, речевой, социокультурный);
  • видеокассеты идут в комплексе с книгой для учителя, в которой представлены текстовые расшифровки всех видеосюжетов, а также разработана система языковых и речевых упражнений с учетом конкретного уровня учащихся, что экономит время учителя на подготовку уроков и снимает целый ряд сложностей;
  • могут использоваться автономно при условии, что тематика и уровень учебного общения данного УМК совпадает с другими УМК, выбранным в качестве базового.

К недостаткам данных материалов можно  отнести их цену, часто недоступную  для учителя и родителей, а  также то, что совпадение различных  УМК по тематике и набору языкового  и речевого материала редко бывает достаточно полным для реальной возможности  использования видеокомпонента  УМК автономно от других компонентов  курса.

Помимо учебных видео можно  с успехом использовать такие  видеоматериалы, как:

  • художественные и документальные фильмы;
  • мультфильмы;
  • видеозаписи телевизионных новостей и других телепередач;
  • музыкальные видеоклипы;
  • реклама;
  • видеоэкскурсии по различным городам и музеям мира;
  • различные компьютерные программы с видеорядом и т.д.                

Важно отметить и то, что язык видеоматериалов  может быть как иностранным, так  и родным. С большой эффективностью можно использовать на уроке французского или немецкого языка материалы  на английском или русском языке  и наоборот. Следует помнить и  том, что:

  • трудный в языковом отношении текст видео может быть компенсирован достаточно легким заданием, например, 1) определить основную идею текста, выбрав из ряда предложенных вариантов наиболее приемлемый или 2) соотнести видеотекст с предложениями, выражающими основную идею отдельных его частей, и выстроить их в нужной последовательности и т.д. Это дает реальную возможность использования сложных текстов в группах с достаточно низким уровнем языковой подготовки;
  • легкий в языковом отношении текст может стать основой для гораздо более сложного в языковом отношении задания, если исходный материал служит лишь отправной точкой для последующего рассуждения, установления ассоциативных связей с учетом реальных возможностей как общекультурного, так и чисто лингвистического развития обучаемых. В данном случае не очень важен и выбор языка видеофрагмента. Гораздо важнее так сформулировать инструкцию, чтобы, абстрагируясь от конкретно используемого языка, обучаемые могли осознанно обобщить имеющийся опыт и знания и продемонстрировать реальный для них уровень коммуникативных умений в ходе выполнения задания. Так, например, рекламный ролик/ видеоклип/экскурсия могут быть использованы для выявления сложных закономерностей межкультурного характера. Незамысловатый сюжет мультфильма (к примеру “Чебурашка”, “Ну, погоди”, “Tom and Jerry”, не говоря о “The Beauty and the Beast”) может стать основой для такого сложного в социальном, академическом, речевом и языковом отношении задания, как составление психологической характеристики героя, написание рецензии и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Критерии отбора видеоматериалов для урока

В литературе известны следующие критерии отбора видеоматериалов для урока:

I. Требования к съёмке:

  1. изображения и звук должны быть четкими и качественными;
  2. необходимо наличие крупных планов с показом говорящего и сочетание их с общими планами с показом ситуаций;
  3. мимика персонажей должна быть видна чётко;
  4. необходимо наличие сцен с использованием жестов, реакций слушателей в разных ситуациях.

II. Требования к сюжету:

  1. необходимо наличие вспомогательного материала, который помогает учащимся понять ситуации или разобраться в проблеме;
  2. должна прослеживаться чёткая связь между сюжетом и содержанием диалогов в сценах.

III. Требования к речи персонажей:

  1. речь должна прослушиваться ясно, без посторонних и фоновых шумов;
  2. речь должна быть достаточно чёткой и не слишком быстрой;
  3. необходимо, чтобы выговор, акцент или диалект говорящего был понятен учащимся.

Информация о работе Использование видеофильмов с целью совершенствования устной речи учащихся