Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 00:12, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение возможностей использования дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по данной проблеме.
Определить показатели сформированности интереса к изучению русского языка у детей младшего школьного возраста.
Сформировать картотеку дидактических игр, направленных на формирования интереса к изучению русского языка у детей младшего школьного возраста.
Введение………...…..……………...…………………………………….…3
Глава I. Теоретические основы использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах.......................................................4
1.1. Роль уроков русского языка в обучении и воспитании младших школьников………………………………………..…………………………….4
1.2. Значение дидактических игр при формировании интереса к русскому языку учащихся на первой ступени общего среднего образования……………………………………………………………..…………7
Глава II. Эмпирическое исследование результатов использования дидактических на уроках русского языка в начальных классах……………..13
2.1. Изучение интереса к изучению русского языка у учащихся младших классов………………..………………………………………………13
2.2. Анализ практического использования дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе
Заключение…………...……………………………...………………..…..23
Список использованных источников……………………………………24
Приложение ………………………………………………………………26
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………...…..……………...……………
Глава I. Теоретические основы использования
дидактических игр на уроках русского
языка в начальных классах.......................
1.1. Роль уроков русского языка
в обучении и воспитании младших школьников………………………………………..………
1.2. Значение дидактических
игр при формировании интереса к русскому
языку учащихся на первой ступени общего
среднего образования…………………………………………………
Глава II. Эмпирическое исследование результатов использования дидактических на уроках русского языка в начальных классах……………..13
2.1. Изучение интереса к изучению
русского языка у учащихся младших классов………………..………………………………………
2.2. Анализ практического
использования дидактических
Заключение…………...……………………………..
Список использованных источников……………………………………24
Приложение ………………………………………………………………26
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык является одним из важнейших и основополагающих предметов в процессе обучения на первой ступени общего среднего образования. Умения и навыки в области усвоения русского языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством интеллектуального и личностного развития учащихся. Важной составляющей в развитии учебных навыков и умений является развитие у учащихся интереса к этому предмету, сделать его как можно более разнообразным, целенаправленным и увлекательным [17].
На первой ступени общего среднего образования учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной деятельности. Именно в этом возрасте учебная деятельность становится ведущей, но вместе с тем игра по-прежнему занимает значительное место в личностном и познавательном развитии ребенка [18]. Об этом свидетельствуют наблюдения за учащимися данного возраста и их межличностном взаимодействии.
Основываясь на этой особенности младших школьников можно сделать вывод о том, что именно дидактические игры будут способствовать привлечению внимания детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний [1].
Посредством использования дидактических игр на уроке у учащихся развиваются психические процессы, формируется учебная мотивация, а изучаемый материал усваивается, запоминается и воспринимается лучше. Согласно исследованиям современных отечественных психологов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, и др.) поэтапное формирование умственных действий на материале школьного обучения осуществляется наиболее оптимально посредством включения игровой деятельности в образовательный процесс начальной школы.
Таким образом, можно предположить, что применение дидактических игр в процессе изучения русского языка будет способствовать не только формированию мотивации и интереса к учению, но и значительно повысит качество самого обучения, что окажет позитивное воздействие на качество и полученных знаний.
Целью данного исследования является изучение возможностей использования дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
Предмет исследования – изучение русского языка на первой ступени общего среднего образования.
Объект исследования – дидактические игры, используемые на уроках русского языка на первой ступени общего среднего образования.
Методы исследования:
теоретического анализа
учебно-методической
беседа;
наблюдение;
качественно-количественный анализ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Проблема формирования интереса к русскому языку в начальной школе
Язык служит важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить младшего школьника к художественной литературе, привлечь его к участию в различных формах драматического искусства, привить ему интерес к чтению и коммуникативному взаимодействию с окружающему. Построение предмета «Русский язык» должно обеспечить учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка, воспитать у них высокую культуру речи, научить их правильно, точно и выразительно передавать собственные мысли, знания, чувства [3].
Содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах состоят:
а) в развитии устной и письменной речи учащихся — в связи с чтением, письмом, с изучением грамматического материала, с наблюдениями, с общественной деятельностью учащихся;
б) в обучении детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т. е. элементарному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовании этих умений, в превращении их в навыки;
в) в изучении литературной нормы — орфографически и пунктуационно грамотного письма, орфоэпически правильного произношения и в овладении выразительностью речи и элементами стилистики;
г) в изучении теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку;
д) в приобщении школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, в овладении ими умением воспринимать литературное произведение [2] .
Все эти задачи в начальных классах решаются в комплексе, в одном предмете «русский язык» [21]. Содержание обучения русскому языку в начальной школе обусловлено прежде всего задачами, которые направлены на умственное развитие школьников, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
Вместе с тем, все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если учащихся не удалось заинтересовать предметом рассуждения. Именно интерес отвечает за личностный способ включения в деятельность, который ориентирует ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам.
В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность ребенка в знаниях, ориентирует его в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются установить глубокие связи и отношения между различными явлениями.
Само содержание понятия «познавательный интерес» представляется исследователями по-разному: от целостных динамических тенденций, определяющих структуру реакций (Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий), до избирательного отношения (А.Г. Ковалев, О. Н. Михайлов и др.) и мотива (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова). Теория дифференциальных эмоций определяет интерес как одну из фундаментальных эмоций, которая является доминирующим мотивационным состоянием в повседневной деятельности норм человека, одним из основных компонентов мотивации.
Несмотря на разные подходы к определению познавательного интереса, попытки определить его психологическую природу приводят исследователей к выводу, что это – интегральное образование личности, включающее в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Под интеллектуальным компонентом подразумевается активность по отношению к источникам информации и возможным сферам деятельности, активное оперирование приобретенными знаниями и умениями, под эмоциональным – положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешние эмоциональные реакции. Подходы к выделению уровней интереса практически едины [21].
По мнению, Л.С. Выготского при формировании интереса учащихся к урокам русского языка педагог должен руководствоваться основными правилами:
- необходимо постепенно
переходить от естественных
- объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть для них совершенно новым, ни хорошо известным:
- материал целесообразно располагать по концентрам, «группировать его вокруг одного содержания» [25].
Поскольку сформировать теоретический интерес у младших школьников проблематично, то правомерно поставит задачу введения их интереса на уровень элементарного познавательного. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры [9].
Именно дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитее смекалки, находчивости, сообразительности [10] . Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Важным аспектом является, органическое сочетание игры с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
1.2. Значение дидактических
игр при формировании интереса
к русскому языку учащихся
на первой ступени общего
Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает использование различных игр и игровых форм организации познавательной.
В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным.
По мнению большинства отечественных педагогов игра как дидактическое средство, как «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять», используется в школе, особенно в подростковых и старших классах, в недостаточном количестве. Педагоги всех времен отмечали, что именно в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы [4]. Очевидно, поэтому в истории развития педагогических систем игра была в значительной мере связана с образовательными задачами. Развивались и культивировались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету, письму [22] .
Исследования известных отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и др.) свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются преимущественно в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения, произвольного запоминания, припоминания и т.д. «Поэтапная обработка» умственных действий и понятий в игре обычно происходит случайно. Но при соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в дошкольном возрасте, игровые действия ребят носят развернутый характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы) [6] .
В дальнейшем, к периоду обучения в школе, сокращаются и обобщаются, идет их вербализация. В последствии, они могут совершаться частично или полностью в умственном плане, в плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие сюжетно-ролевые игры) [19] . А. Эйнштейн отмечал, что воображение более важно, чем знания. Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать. В процессе игры школьник получает возможность совершать познавательные действия соответственно имеющемуся замыслу, игровым правилам и т.д [15] .
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Данный вид игр предполагает собой решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [16].
Дидактические игры представляют собой игровое обучение. Обучающий характер дидактических игр основан на важнейшей закономерности игровой деятельности детей и подростков – стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. Воображаемые условия, присутствующие в играх учащихся, служат лишь оболочкой для игр с дидактическими правилами [23]. Детей к ним побуждает стремление проявить догадку, ловкость, смекалку в умственной деятельности. В основе любой дидактической игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение. Ее мотив с процесса деятельности перемещается на результат – выигрыш в соревновании, завоевание первенства, своей командой или личного первенства в умственном состязании [14]. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:
1) Игровая деятельность
как ведущая не потеряла
2) Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
3) Учитываются возрастные особенности детей. Связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти. Преобладание наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.
Информация о работе Использование дидатических игр на уроках русского языка в начальной школе