Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:40, курсовая работа
Цель исследования – выявление влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха педагога дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
Раскрыть проблему направленности в общепсихологических теориях личности;
Изучить понятие, структуру и типы педагогической направленности;
Проанализировать строение мотивационной сферы человека и параметры её развития;
Раскрыть процесс формирования мотивации достижения успехов и избегания неудач;
Введение…………………………………………………………………..................3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы педагогической направленности личности……………….................................................................8
Проблема направленности в общепсихологических теориях личности………………………………………………………………..........8
Понятие педагогической направленности……………………...12
Структура педагогической направленности……………………16
Типы педагогической направленности………………………….18
Глава 2. Мотивационная сфера личности………………………………………..23
2.1 Понятие мотива и мотивации……………………………………….…23
2.2 Мотивации достижения успеха и избегания неудачи как виды человеческой мотивации…………………………………………………..30
Глава 3. Исследование влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха воспитателя ДОУ………………35
3.1.Общая характеристика исследовательской работы.............................35
3.2. Содержание исследовательской деятельности……………………...36
3.3. Результаты исследования……………………………………………..36
3.4. Интерпретация полученных результатов……………………………45
Заключение………………………………………………………………………...50
Список литературы………………………
3.2. Содержание исследовательской деятельности……………………...36
3.3. Результаты
исследования…………………………………………….
3.4. Интерпретация
полученных результатов……………………
Введение
Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с ее субъекта, творца и созидателя. Существует философский принцип – подобное создается подобным: нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знание – знанием, мастерство – мастерством. Никакие современные технологии обучения и воспитания не помогут учителю успешно осуществлять свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Поэтому актуальность данной темы очевидна. Не случайно в гуманистических педагогических воззрениях всех эпох особое значение придавалось личности учителя. Выдающийся педагог XIX в. К. Д. Ушинский считал, что помочь растущей личности воспитанника в ее становлении может только воспитатель, который сам является личностью, способной образовать сердце и волю ребенка: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитание изливается только из живого источника человеческой личности» [28].
Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого–педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообразен.
Системным свойством, которое объединяет все другие и является основанием целостности личности педагога, выступает профессионально – педагогическая направленность, которая образует каркас, скрепляющий и объединяющий все основные профессионально значимые свойства личности педагога. Педагогическая направленность рассматривается обычно как система доминирующих мотивов: интересов, потребностей, склонностей, побуждающих к профессиональной деятельности.
Направленность личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие психологической основой его поведения: морально-этические принципы, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации и мировоззрение. Г.К. Селевко полагает, что «направленность (вместе с потребностями и Я-концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности».
Ведущими условиями становления профессионально – педагогической направленности личности является открытие ею своего педагогического призвания и формирование профессионально – ценностных ориентаций. Истинное осознание педагогом своего педагогического призвания невозможно вне осмысления основополагающих жизненных целей и ценностей, решения «задач на смысл», определения главной цели, ради достижения которой человек может принять и те аспекты профессии, которые его не устраивают. При этом учитель, воспринимающий свою педагогическую деятельность как призвание, способен преодолеть даже те недостатки, которые мешают ему овладеть профессией.
Основой педагогического призвания и профессиональной направленности выступает система ценностных отношений педагога к педагогической деятельности и к самому себе, закрепленная в его профессионально –ценностных ориентациях. Профессионально – ценностные ориентации позволяют педагогу выстроить цели своей деятельности, которые становятся ориентиром в его саморазвитии и самосовершенствовании. Они играют смыслообразующую роль: осознание значимых моментов педагогической деятельности как ценных для себя обеспечивает моральную устойчивость и ориентацию на достижение успеха в результатах своего труда, а также готовность человека к самым сложным и трудным моментам предстоящей деятельности, которые нередки в профессии педагога. Отсюда актуальность темы исследования очевидна.
В отечественных психолого-педагогических исследованиях по проблеме педагогической направленности работы ведутся по нескольким направлениям: определение ее сущности и структуры, изучение этапов, условий и особенностей её становления, анализ путей и средств формирования педагогической направленности учителя.
В определении сущности и структуры педагогической направленности следует выделить несколько подходов. Н.В. Кузьмина, Г.А. Томилова, С.А. Зимичева понимают педагогическую направленность как эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя, склонность заниматься видами деятельности, воплощающими специфику данной профессии. А.И. Щербаков, В.А. Сластенин, Ф.Н. Гоноболин, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев определяют педагогическую направленность как профессионально значимое качество личности педагога или компонент педагогических способностей. При анализе структуры направленности, начиная с работ С.Л. Рубинштейна, отмечается наличие двух сторон мотивации: динамической и содержательной. С.Л. Рубинштейн утверждал, что всякая динамическая тенденция, выражая направленность личности, необходимо включает в себя осознанную связь индивида с чем-то находящимся вне его, хотя и допускал возможность акцентов содержательной и динамической сторон направленности [25]. А.Н. Леонтьев в своих работах также отмечал существование побудительной и смыслообразующей сторон мотивации. Принципиальных разногласий в трактовке термина «направленность» в психолого-педагогической литературе практически не встречается. При этом во всех приведенных определениях подчеркиваются такие свойства направленности личности, как избирательность и побудительная активность, то есть направленность рассматривается в качестве специфически ориентированного личностного побудителя деятельности, входящего в структуру личности. Формами проявления направленности являются потребности, мотивы, интересы, идеалы, убеждения и мировоззрение, причем потребности являются основой направленности. В нашем исследовании мы будем опираться на положения Л.М. Митиной, согласно которым педагогическая направленность представляет собой в узком смысле профессионально-значимое качество, занимающее центральное место в структуре личности учителя и обусловливающее его индивидуальное и типическое своеобразие, а в более широком (в плане интегральной характеристики труда) - систему эмоционально-ценностных отношений, задающую иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности [17]. Структура педагогической направленности педагога в нашем исследовании выстраивается на основании положений А.К. Марковой и Л.М. Митиной и представляет собой иерархическую систему, включающую направленность на общение (взаимодействие), на предмет и на себя (самосовершенствование). Она проявляется в интересах, установке, мотивации, потребностях, ценностных ориентациях, связанных с развитием профессионализма.
Цель исследования – выявление влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха педагога дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
Объект исследования – формирование мотивации достижения успеха.
Предмет – влияние педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха.
Гипотеза: мы полагаем, что:
- педагогическая направленность оказывает избирательное влияние на формирование мотивации достижения успеха педагога дошкольного учреждения;
- тип «педагог-организатор» определяет мотивацию достижения успеха; типы «педагог-интеллигент», «педагог-предметник», «педагог-коммуникатор» определяют в равной степени мотивацию достижения успеха и избегания неудачи.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение результатов.
Практические: тестирование, опрос.
Методологическую основу составили теории ученых - психологов: А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейна, Л.М. Митиной, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса, исследования Е.И. Рогова, Л.И. Божовича.
Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения № 15 «Аленка» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении материала по данному вопросу, выстраивании системного взгляда на педагогическую направленность личности.
Практическую значимость представляют материалы исследования влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения педагога дошкольного учреждения, которые могут быть использованы преподавателями и студентами в процессе изучения психологии.
Структура выпускной квалификационной работы представляет введение, две главы психолого-педагогического характера, эмпирическое исследование по теме, заключение, список литературы, приложения.
В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному:
1) динамическая тенденция;
2) смыслообразующий мотив;
3) основная жизненная направленность;
4)динамическая организация сущностных сил" человека".
Но как бы эта характеристика личности ни раскрывалась, во всех концепциях ей придается ведущее значение. Рассмотрим эти концепции более подробно.
С.Л. Рубинштейн под направленностью личности понимал некоторые динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два взаимосвязанных момента: предметное содержание (содержательный момент), обозначающее определенный предмет направленности; напряжение (собственно динамическая тенденция), определяющее источник направленности [25].
Следует признать, что вопрос о динамических тенденциях и порождаемых ими направлениях как необходимом компоненте подлинного объяснения психических процессов первым поставил в современной психологии К. Левин. Однако, в отличие от С.Л. Рубинштейна, он отрывал динамический аспект направленности от смыслового, стремясь превратить динамический момент в универсальный механизм объяснения человеческой психики. З. Фрейд рассматривал динамические тенденции как бессознательные влечения, направленность которых является механизмом, изначально заложенным в организме человека. С.Л. Рубинштейн, критикуя З. Фрейда, отмечал, что всякая динамическая тенденция, выражая направленность, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то находящимся вне его. При этом он допускает возможность изменения акцентов динамической и смысловой сторон направленности [25].
А.Н. Леонтьев ядром личности называл систему относительно устойчивых, иерархизированных мотивов как основных побудителей деятельности. Одни мотивы (смыслообразующие), побуждая к деятельности, придают ей личностный смысл и определенную направленность, другие играют роль побудительных факторов. Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, т.е. увидеть иерархию мотивов [12]. Л.И. Божович и ее сотрудники направленность личности понимали как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру личности. В контексте данного подхода зрелая личность организует свое поведение в условиях действия нескольких мотивов; выбирает цели деятельности и с помощью специально организованной мотивационной сферы регулирует свое поведение таким образом, чтобы были подавлены нежелательные, хотя даже и более сильные мотивы. Структуру направленности составляют три группы мотивов: гуманистические, личные, деловые [3].