Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 20:07, курсовая работа
Актуальность исследования. Одним из вопросов, которые в современном российском обществе в последнее время активно обсуждаются, являются проблемы совершенствования системы отечественного педагогического образования и поиск оптимальных моделей подготовки учителя, которые бы отражали переход к новому его содержанию, учитывали не только общемировые тенденции и национальные традиции образования и воспитания, но и являлись бы свидетельством опоры на принцип гуманистических ценностей, предполагающий приумножение и творческую интерпретацию достижений предшествующего опыта, его поучительные для современной практики уроки.
Курсовая работа
на тему: «История развития профессионально-
Содержание
Актуальность исследования. Одним из вопросов, которые в современном российском обществе в последнее время активно обсуждаются, являются проблемы совершенствования системы отечественного педагогического образования и поиск оптимальных моделей подготовки учителя, которые бы отражали переход к новому его содержанию, учитывали не только общемировые тенденции и национальные традиции образования и воспитания, но и являлись бы свидетельством опоры на принцип гуманистических ценностей, предполагающий приумножение и творческую интерпретацию достижений предшествующего опыта, его поучительные для современной практики уроки.
Именно поэтому профессиональное педагогическое образование как составная часть системы образования России особо нуждается не только в современных теоретических и прогностических поисках, но и в творческо-критическом анализе прошлого, позволяющем избежать серьезных ошибок, особенно в тех случаях, когда используется мировой педагогический опыт, и опираться на достижения, которые имеют вневременной характер.
В свете данных задач особенно актуальной становится проблема обновления и развития содержания педагогического образования как базы, определяющей реализацию функции сохранения и воспроизводства гуманистических традиций отечественной и мировой культуры, учитывающей опыт отечественного просветительства и отвечающей потребностям современности (В.А.Сластенин).
Период истории России первой половине XIX - начало XXI в. характеризуется яркими событиями и глубокими переменами, переломной, противоречивой эпохой. Актуальность темы исследования, определяется важностью научного поиска новых путей решения проблемы, проникновения в её сущность, систематизацией идей, выявлением закономерностей развития. Исторические уроки прошлого и результаты научного исследования помогут восполнить пробелы современных научных достижений в подготовке высококвалифицированных кадров, решаемых профессиональной педагогикой как наукой и профессиональным образованием как её системным объектом. Это даёт основание сделать вывод о проблематике курсовой как научно значимой, актуальной, требующей дальнейшей научной разработки. Так как в историографии отечественного образования отсутствуют работы, которые рассматривали бы формирование и развитие целостной системы профессионального образования, его взаимосвязь с явлениями общественной жизни, с организацией и структурой в социально-экономических и управленческих механизмах, с другими системами и подсистемами образования.
В связи с актуальностью и значимостью обозначенной проблемы цель исследования состоит в рассмотрении этапов истории развития профессионального педагогического образования в России.
Объект исследования – профессионально-педагогическое образование в России в период II половины XIX – начала XXI века.
Предмет исследования - история развития профессионального педагогического образования в России в период II половины XIX – начала XXI века.
С учетом цели исследования, его объекта и предмета решались следующие задачи:
1. Дать характеристику
профессионально-
2. Рассмотреть особенности развития
профессионально-
3. Изучить положения
реформы образования и перспективы развития
профессионально-
Теоретическую базу исследования составляют труды педагогов, психологов - С.Я. Батышева, В.А. Болотова, В.Ф. Кривошеева, Н.В. Тарасовой, В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней, И.П. Смирнова.
Для решения указанных задач планируется использование следующих методов: общенаучные методы (теоретический анализ педагогических исследований, метод конкретизации, обобщения).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух теоретических глав, заключения, списка использованных источников.
Система педагогического образования имеет характерные особенности, которые определяются повышенными интеллектуальными, этическими и общесоциальными требованиями к профессиональной деятельности и личности педагога как субъекта учебно-воспитательного процесса. Поэтому профессиональная подготовка педагога должна иметь выраженный компонент историко-теоретической рефлексии, способствующей выработке социально ценных качеств личности педагога, его общекультурной подготовке, нравственной и интеллектуальной зрелости, а также развивающей в нем потенциал научного творчества.
В исследованиях Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, Г.Б. Корнетова, З.И. Равкина был поставлен вопрос об антропологизации педагогического знания на основе антропологического подхода в связи с его конкретизацией и уточнением как инструмента историко-педагогического исследования. В антропологической парадигме историко-педагогический процесс предстает как диалектическое единство развивающихся во времени и пространстве практики образования (всех видов институализированной и неинституализированной воспитательной и учебной деятельности) и педагогической мысли (знаний и представлений об образовании, существующих в социуме в рамках различных форм общественного сознания на обыденном и теоретическом уровнях. При этом они рассматриваются в самом широком социокультурном контексте и в неразрывной связи со всем многообразием социальных процессов (Г.Б. Корнетов, В.И. Максакова, Г.М. Коджаспирова) [2; 5; 13].
В работах таких исследователей, как Н.Н. Илюшина, Е.А.Князев, В.И. Мосолов, Ю.П. Щербаков предприняты попытки описать деятельность педагогических учебных заведений в периоды, связанные лишь с внешним историко-культурным контекстом, хотя до сих пор периодизации развития российского педагогического образования не приобрела выраженных устойчивых контуров. Педагогическое образование есть важнейшая составная часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое во многом, если не решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная подсистема, педагогическое образование трактуется в двух смыслах – узком и широком [4; 20].
Как отмечает Бутко Е.Я., чаще всего педагогическое образование рассматривается как система подготовки, главным образом, специалистов общего (дошкольного, начального, основного и полного общего) образования (педагогическое образование в узком смысле). В широком смысле к педагогическому образованию относят также педагогическую подготовку всех лиц, причастных к образованию и воспитанию подрастающих поколений (например, педагогическое образование родителей). Образование лиц, ведущих подготовку в учреждениях профессионального (начального, среднего и высшего) образования, а также в учреждениях дополнительного образования, включая систему переподготовки и повышения квалификации [2].
Профессионально-педагогическое образование является относительно самостоятельным видом педагогического образования. Профессиональное образование как часть общественной жизни возникает на определенном историческом этапе и развивается в единстве теоретического и практического компонентов. В связи с этим в нашем исследовании исторический процесс развития профессионального образования представлен, с одной стороны, его институализацией (возникновением, развитием, упорядочением общественных институтов - учебных, методических, управленческих, обеспечивающих начальное профессиональное образование), а с другой стороны, генезисом теоретико-педагогических и методических основ начального профессионального образования (А.М. Новиков, Л.Я. Гришина) [12].
В результате рассмотрения культурно-исторического значения феномена педагогического образования выделяются следующие его характерные черты: педагогическое образование является источником и организационно-методической основой развития образовательных систем любого профиля; являясь фактором и средством их совершенствования; педагогическое образование на любых этапах его становления выступает в качестве созидательного компонента культуры, способствующего распространению образования, высоких образцов культуры, нравственности и духовности; качество и уровень развития педагогического образования могут быть признаны показателями культуры общества, а также выразителями процессов демократизации; культурно-историческая роль педагогического образования в концентрированном виде выражается в форме традиций профессионально-педагогической подготовки, характеризующих качественное своеобразие культуры и ментальности народа, взаимодействия власти и общества.
Периодизация профессионального образования
произведена на основе цивилизационно-парадигмального
подхода к анализу исторического процесса
(М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Н.В. Назаров,
О.Б. Широких). Выделение этапов позволяет
более обстоятельно и точно характеризовать
динамику развития профессионально-
Период со второй половины XIX в. – 1917 г. рассматривается как время
становления системы отечественного профессионального
образования. На первом этапе (1860 – конец
1880 гг.) этого периода под влиянием социально-экономических,
политических и социокультурных факторов
происходит бурный количественный рост
учреждений профессионального образования
в торговой, финансовой, технической, транспортной,
художественной, сельскохозяйственной
сферах. Слабость государственной политики
в области профессионального образования
на этом этапе приводила к преимущественному
распространению частной и общественной
инициативы в этой области, «разнобою»
в содержании учебных планов, программ,
методик, стихийно возникающих на местах
подготовки кадров. Вместе с тем 1860 – конец
1880 гг. стали временем повышенного внимания
к профессиональному образованию со стороны
видных ученых, педагогов и общественных
деятелей (Е.Н. Андреев, В.К. Делла-Вос, А.Г.
Неболсин, А.Д. Путята, К.Д. Ушинский, А.И.
Чупров, И.И. Янжул). В их трудах и выступлениях
появляются идеи повышения эффективности
профессионального образования через
усиление общеобразовательной подготовки,
обучения специалистов нескольким смежным
профессиям, единства теории и практики
профессионально-
Второй этап (конец 1880-х гг. – начало XX в.) характеризуется упорядочением
разрозненных учебных заведений и формированием
системы начального профессионального
образования. Главными достижениями этого
этапа стало принятие ряда государственных
документов – Законов, Уставов, Положений,
направленных на установление соответствия
системы учебных заведений требованиям
экономики и педагогической науки, типизацию,
установление для них единого плана, срока
подготовки, определение соотношения
общеобразовательного и специального
компонентов начального профессионально-
Разрабатывается первая концептуальная основа развития начального профессионального образования – «Проект Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884 г.), в русле которой шло развитие профессионального образования вплоть до Октября 1917 г. Формируется ряд новых теоретических идей: специальная подготовка преподавательских кадров для профессионального образования, методическая подготовка мастеров; преемственность учебных заведений различных уровней. Обогащаются методики профессионального образования (И.А. Анопов, С.А. Владимирский, И.А. Стебут, И.А. Вышнеградский). Вместе с тем сохраняются тенденции к малочисленности государственных учреждений профессиональной подготовки, отставанию государственной политики от образовательной практики, минимизации расходов на начальную профессиональную подготовку, существованию архаичных форм профессионально-педагогиского образования.
Третий этап (1910 – 1917 гг.) стал временем качественного перелома исследуемой области, связанного с усилением роли педагогических идей в развитии профессионального образования, осуществлением реформ перспективного, а не «догоняющего» характера. В это время создается инновационный тип учебного заведения (политехнические, технические курсы – техникумы), появляются идеи преобразования начального профессионального образования на основе педологии, психотехники, инженерной психологии (А.К. Гастев, Н.А. Бернштейн, П.П. Блонский, М.Я. Басов, С.Г. Геллерштейн), возможность реализации которых открылась на следующем этапе.
Таким образом, профессионально-педагогическое образование является относительно самостоятельным видом педагогического образования. Профессиональное образование как часть общественной жизни возникает на определенном историческом этапе и развивается в единстве теоретического и практического компонентов. В связи с этим в нашем исследовании исторический процесс развития профессионального образования представлен, с одной стороны, его институализацией (возникновением, развитием, упорядочением общественных институтов - учебных, методических, управленческих, обеспечивающих начальное профессиональное образование), а с другой стороны, генезисом теоретико-педагогических и методических основ начального профессионального образования.
Первые послеоктябрьские годы использование достижений предшествующей практики в сфере подготовки учителей было связано с их интерпретацией в специфических условиях становления советской системы образования. Наиболее отчетливо эта сторона проявилась в сохранении и развитии профессионально-педагогической подготовки в системе университетского образования, о чем свидетельствовало открытие педагогических факультетов во 2-м Московском и региональных университетах.
Информация о работе История развития профессионально-педагогического образования в России