Калиграфия: правильное становление почерка у учашихся младьшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику. Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Лингвистические и психологические основы обучения грамоте …………………………………………………………………………………………5
1.1. История методов обучения грамоте …………………………………………...5
1.2. Психологические основы формирования каллиграфических навыков младших школьников ……………………………………………………………………..8
Глава II. Содержание работы по формированию каллиграфических навыков…12
2.1. Характеристика современных шрифтов прописей …………………….........12
2.2. Основные виды каллиграфических ошибок: причины их возникновения и способы устранения ………………………………………………………………..16
2.3. Традиционные и инновационные приемы обучения детей красивому письму ………………………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Инна.docx

— 256.91 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………3

Глава I. Лингвистические и психологические основы  обучения грамоте           …………………………………………………………………………………………5

1.1. История методов обучения грамоте …………………………………………...5

1.2. Психологические основы формирования  каллиграфических навыков младших школьников ……………………………………………………………………..8

Глава II. Содержание работы по формированию каллиграфических навыков…12

2.1. Характеристика современных  шрифтов прописей …………………….........12

2.2. Основные виды каллиграфических ошибок: причины их возникновения и способы устранения ………………………………………………………………..16

2.3. Традиционные и инновационные приемы обучения детей красивому письму ………………………………………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………….28

Список литературы…………………………………………………………………29

Приложение…………………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С первых дней поступления ученика  в школу его начинают обучать  тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно  связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику.

Специфика письма заключается в  том, что оно имеет две стороны  – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.

Графические навыки письма – это один из видов двигательных навыков, в формировании которых очень много общего с другими двигательными навыками. Однако, особенность графических навыков заключается в том, что они обслуживают умственные навыки (чтение, счет, орфографию) и формируются одновременно с ними. Поэтому успешное овладение графическими навыками письма зависит от прочного овладения навыками чтения и грамотного письма.

Наличие данных особенностей и трудностей обучения детей каллиграфическому письму делают избранную нами проблему особенно важной. Актуальность проблемыобучения детей каллиграфическому письму обуславливается прежде всего и тем, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, поэтому современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются именно в начальной школе.

Над решением данной проблемы работали известные русские педагоги, психологи, методисты, такие, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К.Д. Ушинский, Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова, И.Г. Агаркова, В.А. Илюхина, Е.Н.Потапова и многие другие. Они под термином «каллиграфия» понимают искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком.

Вследствие этого объектомнашего исследования является формирование каллиграфически правильного почерка у детей младшего школьного возраста.

Предметом – является система методических приемов в формировании каллиграфических навыков и определение условий, влияющих на становление почерка младшего школьника.

В основу исследования положена гипотеза о том, что каллиграфический почерк будет формироваться в том случае, если будут учитываться психофизиологические особенности детей и применяться четко структурированные и методически обоснованные приемы и упражнения по формированию каллиграфических навыков.

Из гипотезы вытекает цель. Целью является систематизация и обоснование наиболее эффективных методических приемов, лежащих в основе формирования каллиграфических навыков.

Для достижения указанной цели и  доказательства выдвинутой гипотезы нами решались следующие задачи:

1) изучить и проанализировать методическую и психологическую 
литературу по проблеме формирования каллиграфических навыков;

2) выявить условия, влияющие на становление почерка;

3) определить наиболее эффективные приемы, лежащие в основе 
формирования каллиграфии;

4) разработать систему упражнений, позволяющую формировать 
красивое и четкое письмо.

Для решения поставленных задач применялись следующие  методы:

1)теоретические: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2) эмпирические: наблюдение, беседа, изучение  педагогического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ

 

    1. ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В прошлом процесс обучения грамоте  был длительным и механическим. Наиболее древними методами обучения грамоте являются синтетические методы,такие как буквосалагательный и слоговой

Буквослагательный метод пришел к  нам из древней Греции и Римской  империи и стал известен на Руси с возникновением письменности. Обучение грамоте по этому методу часто продолжалось до двух лет. Сначала детей заставляли заучивать названия букв, а каждая буква имела свое название: о-аз, б -буки, в – веди и т. д..Затем переходили к складыванию слогов и заучиванию слогов в 2—4 буквы. Сначала называлась каждая из букв, входивших в состав слога. Слоги заучивали так: буки-аз—ба, рцы-аз — ра, мыслете-аз— ма и т. д. Таким образом нужно было заучить около 500 разных слогов. Ученику трудно было постичь, почему, например, из мыслете-аз получается слог ма, а из буки-аз — ба. 
Дальше шли упражнения в чтении слов по складам с называнием букв каждого слога в отдельности. Например, слово рама читали так: рцы-аз — ра, мыслете-аз — ма, рама. Наконец, переходили к чтению слов «по верхам», т. е. без называния букв и складывания слогов. В качестве текстов использовали текста молитв, заповедей.

Недостатки этого метода ясны: механическое заучивание букв и слогов, заучивание, которое опиралось только на зрительные впечатления. Называние буквы затрудняло улавливание звука, обозначавшегося данной буквой. Дети зачастую не постигали механизмов слитного чтения слога; буквослагательный метод не учитывал возраста учащихся: им предлагалось чтение церковных текстов, весьма трудных по содержанию. Срок обучения чтению был длительным. Обучение письму не было связано с обучением чтению. Не каждый мог овладеть письмом. Обычно из десяти мальчиков, отданных дьячку в учение, писал лишь один. 
В начале XVIII в. были упрощены названия букв, они стали называться так, как и в настоящее время. Однако это мало упростило обучению граммоте . 
Сроки обучения грамоте несколько сократились, когда начали пользоваться слоговым методом. По этому методу учащиеся сначала заучивали буквы, потом слоги, не называя отдельных букв. Этот метод был близок к буквослагательному. 
Более поздняя разновидность этого метода устраняла предварительное ваучивание названий букв. Ученики повторяли за учителем сначала двухбуквенные слоги без предварительного знакомства с образующими их буквами — ба, ва, га, заучивали их и упражнялись в слитном чтении слогов, т. е. к зрительным восприятиям букв и слогов добавлялись слуховые и речедвигательные упражнения. Для первых упражнений давались отдельные слова, состоящие из знакомых слогов. В букварях была введена система достепенного чтения слов из трех, четырех, пяти слогов. 
При обучении этим методом учащиеся не получали необходимых представлений не только о звуковом, но и о слоговом строении слов, не было упражнений на разложение слов на слоги и звуки. В основе этого метода также лежало механическое усвоение элементов грамоты на основе зрительных восприятий. Обучение письму по-прежнему оставалось оторванным от обучения чтению.  
Исходной основой в обучении грамоте по буквослагательному и слоговому методам являлась буква, то в звуковых методах такой основой становится звук. 
Существует несколько разновидностей звуковых методов. В звуковом аналитическом методе к звуку идут делением фразы на слова, слов на слоги, слогов на звуки, т. е. обучение строится аналитическим путем. В звуковом синтетическом методе от звука идут к слогу, от слогов — к словам, потом к предложениям. При обучении грамоте используется и аналитико-синтетический метод, когда аналитическая и синтетическая работа сочетаются. 
Известный писатель и педагог В. Ф. Одоевский первым из русских деятелей народного просвещения сделал реальный шаг к внедрению в школу звукового метода обучения грамоте. В конце 30-х годов прошлого столетия он опубликовал «Таблицу складов для детских приютов» и наставление к ней. Исходным моментом в обучении грамоте он считал знакомство со звуком и его буквенным обозначением. Далее звуки сливали в слоги, а последние — в слова. Таким образом он разработал звуковой синтетический метод обучения грамоте. 
Такого же плана метод выдвинул в конце 60-х годов прошлого столетия прогрессивный русский педагог Н. А. Корф. 
Обучение грамоте у него начиналось с изучения отдельных звуков и букв. После ознакомления с несколькими звуками и буквами начиналась синтетическая работа — соединение звуков в слоги и слова: ом, ум, ма, му, ма-ма, му-му. 
В 40-х годах прошлого века В. А. Золотев и Ф. Д. Студитский распространили метод, впервые примененный в 30-х годах французским педагогом Ж. Жакото. Это был аналитический вариант звукового метода. Обучение начиналось с показа учащимся ряда слов, составленных из букв разрезной азбуки. Ученики запоминали их начертание, затем под руководством учителя делили («раздвигали») слова на слоги, запоминали их по порядку и вразбивку, находили эти слоги в других словах, упражнялись в разложении слогов на звуки, наконец, узнавали обозначавшие их буквы и запоминали последние. 
В 1872 г. появилась «Азбука», а в 1875 г. — «Новая Азбука» Л. Н. Толстого. Они были составлены на основе слого-слухового метода, в котором большое значение придавалось слуховым упражнениям в разложении слогов на звуки и соединении звуков в слоги. Это помогало ученикам овладеть анализом и синтезом. 
Все эти методы обучения грамоте не решали в должной мере проблему обучения детей чтению и письму. В 1864 г. было опубликовано «Родное слово» К. Д. Ушинского, где содержалось научное обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. «Звуковая метода, — писал К. Д. Ушинский, — способствует умственному развитию дитяти, тогда как прежняя останавливала и замедляла это развитие и, кроме того, надоедала детям». 
К. Д. Ушинский так определяет задачи занятий по звуковому методу обучения грамоте: 1) приучать глаз и руку ребенка к письму элементов букв, слух — к нахождению отдельных звуков в слове, язык — к отчетливому произношению звуков; 2) приучать детей к тому, чтобы их внимание останавливалось на словах и звуках, чтобы они умели различать и складывать слова; 3) вместе с тем упражнять все способности ребенка, возбуждать его самодеятельность. 
Разработанный К. Д. Ушинским метод известен под названием метода «письма — чтения»: письмо, основывающееся на звуковом анализе слов, предшествовало чтению; чтение осуществлялось прежде всего синтетическим путем, т. е. путем соединения звуков в целые слова, и следовало за письмом. 
Свой метод обучения грамоте К. Д. Ушинский обосновал данными современной ему фонетики, педагогики и психологии. В настоящее время мы обнаруживаем в его теории отдельные недочеты: не всегда соблюдается нужная последовательность в изучении звуков, недостаточно учитываются трудности их усвоения и др. 
Однако в целом система обучения грамоте, разработанная К. Д. Ушинским, была принципиально важным достижением отечественной методики. Обучение грамоте стало интересным и посильным для детей, навыки чтения и письма формировались у них более правильно. Способ «письма — чтения» получил определенное распространение в школе. 
Последователи К. Д. Ушинского — Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров, В. П. Вахтеров, В. А. Флеров — в конце XIX и начале XX в. вносили различные усовершенствования в звуковой аналитике синтетический метод обучения грамоте. Они видоизменяли его, улучшали и отдали предпочтение варианту «чтение — письмо». Обучение чтению проводилось на печатном тексте, а затем шло обучение письму, при этом допускалось даже некоторое отставание в обучении письму от обучения чтению. 

 

    1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Методика обучения письму существенно  менялась в различные периоды  развития. В 1968 г. была проведена перестройка  в практике, целью которой было обеспечить быстрое овладение учащимися  навыков письма, ликвидировать трудности, связанные с каллиграфией, уменьшить количество часов, необходимых на формирование навыка. В то время практика школы не оправдывала эти ожидания, более того – убедительно показала, что введение новой системы обучения было не только физиологически не обосновано, но и методически весьма слабо подкреплено. Несоответствие методики обучения возрастным возможностям первоклассников привело в ряде случаев к «самодеятельности» учителей, к возникновению значительных трудностей у учащихся. Поэтому прежде чем начинать процесс обучения письму, следует знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей, пришедших в школу, то есть определить степень готовности к школьному обучению. У детей младшего школьного возраста проходят качественные и структурные изменения головного мозга.

Это составляет физиологическую  предпосылку для формирования ряда волевых качеств дошкольника: повышается способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков. Однако следует учитывать и слабые стороны в анатомии и физиологии детей дошкольного возраста. Ряд исследователей отмечают быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому всякое перенапряжение опасно для ребенка.

Костно-мышечный аппарат детей  до 10 лет отличается большой гибкостью, поэтому в младшем школьном возрасте встречаются случаи искривления позвоночника как следствие неправильной посадки. Именно в младшем школьном возрасте закладываются предпосылки и условия формирования наиболее сложного вида речи – письма. Л.С. Выготский писал, что «история письма у ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руку карандаш и показывает, как надо писать буквы» [6, 73].  Формирование этой способности своими истоками восходит к началу дошкольного детства и связано с появлением графической символики.

Если ребенку 3-4 лет дать задачу записать и запомнить фразу, то сначала  ребенок как будто «записывает», чертит на бумаге что-то совершенно бессмысленное, оставляя на ней ничего не значащие черточки, каракули. Для ребенка данного возраста нарисованные черточки, по-видимому, что-то значат и превратились уже мнемотехнические знаки – примитивные указатели для смысловой памяти. С полным основанием, замечает Л.С.Выготский, мы можем видеть в этой мнемотехнической стадии первую предвестницу будущего письма. Просто детский рисунок в сущности и является своеобразной символьно-графической предпосылкой письменной речи ребенка [7, 79].

Следует также отметить тот факт, что в психологии и методике особое место отводится периоду, в ходе которого приобретаютсядифференционные действия, которые складываются в дошкольном возрасте в ходе двигательного развития и происходит специализация левой и правой руки. Для ребенка, поступившего в школу, становится чрезвычайно важным окончательно определиться со специализацией левой и правой руки. В возрасте от 6 до 10-11 лет устанавливается одностороннее доминирование руки и всех симметричных частей тела, наделенных автономной двигательной функцией. Когда ребенок готовится к школе или поступает в первый класс, может оказаться, что доминирующая рука еще не определена.  Преобладающее большинство детей становится правшами, левши – исключение. Однако левши все-таки встречаются среди младших школьников, и обучение таких детей письму становится школьной проблемой.

Чаще встречаются два случая:

1. когда нельзя определить доминирующую  руку;

2. когда обнаруживается гетерогенность  результатов: преобладает правая  рука; или ребенок пишет правой  рукой, но режет ножницами левой.

В начале обучения детей  письму с шестилетнего возраста в  развитии движений, в наращивании их скорости, в управлении движениями остается многое из того, что было еще в более раннем возрасте. Так, скорость письма за первый год обучения не так быстро увеличивается, как у детей 6 лет, и первоначальная скорость письма их ниже, чем у детей 7 лет, тем более что мелкая мускулатура руки еще менее результата, чем более крупные мышцы.

В развитии навыка письма у учащихся ежедневно по мере упражнения происходят какие-то изменения. Нельзя сказать, что  первоначальный период кончается тогда, когда учащиеся напишут последнюю  букву в прописях: с окончанием букварного периода еще не приобретается  ни беглость, ни уверенность в письме. В процессе обучения дети знакомятся как орфографическими приемами, так и приемами графических навыков письма. Важным требованием к письму в начальной школе является увеличение скорости письма. При этом не должна изменяться графическая картина. Письмо должно быть быстрым и красивым. Однако научить школьника писать быстро – задача еще более сложная, чем научить писать красиво. Пределы скорости выполнения движений тесно связаны не только с этапами формирования навыка письма, но и с возрастными особенностями двигательной функции, нервной регуляции движений.

Нарастание темпа письма происходит постепенно на протяжении всех лет  обучения, достигается увеличением  не только скорости написания отдельных  элементов, но и слитности на письме, сокращением пауз между отдельными движениями, постепенным уменьшением  размеров букв, применением наиболее рациональных соединений между буквами, увеличением связанности при письме. Но при всем при этом следует учитывать тот факт, что увеличение количества букв, пишущихся безотрывно, приводит к быстрому утомлению, нарушению графической правильности, неустойчивости почерка.

Информация о работе Калиграфия: правильное становление почерка у учашихся младьшего школьного возраста