Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 02:05, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит 7 ответов на вопросы по дисциплине "Педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 47.38 Кб (Скачать файл)
  1. Доказать, что педагогика – это наука. Ее место в системе других наук.

Педагогика является сложной общественной наукой. Наукой о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и  воспитания человека как особая функция  общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.

Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные  коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся  к области воспитания и образования  явления, которые обусловливают  развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Приоритетными научными задачами педагогики являются:

• нахождение закономерностей  образования, обучения, воспитания;

• изучение и  обобщение практического опыта  педагогической деятельности;

• разработка новых  методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

• прогнозирование  развития образовательных систем;

• внедрение  результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;

• разработка новых  концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.

Как любая другая наука, педагогика характеризуется  своим набором методов.

Методы педагогики делятся на: методы целостного педагогического  процесса; методы обучения; методы воспитания;

методы научно-педагогических исследований.

С помощью методов  обучения и воспитания осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, решаются педагогические задачи, а также приобретаются сами знания.

 

Методы научно-педагогических исследований, подразделяются на эмпирические и методы теоретического исследования. Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их анализ, классификацию, обработку, к ним относятся: наблюдение, опрос, изучение документации и материалов. Методы теоретического исследования таковы: теоретический анализ и синтез материалов по теме исследования, индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному), методы обобщения полученных данных, работа с научной литературой (конспектирование, реферирование, цитирование и пр.), математические и статистические методы.

Основными категориями  педагогики являются: обучение; воспитание; образование; развитие; самообразование; педагогический процесс; педагогическая система; педагогическая деятельность; педагогическая технология; педагогическое взаимодействие. Рассмотрим некоторые из них.

Обучение –  специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом  которого является усвоение знаний, умений и навыков.

Воспитание –  это процесс целенаправленного  формирования личности, одна из центральных  категорий в педагогике.

Образование –  единый процесс физического и  духовного формирования личности, процесс  социализации.

Развитие –  это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного  и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов  возможностей.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации  человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное  развитие посредством собственных  устремлений и им самим выбранных  средств.

Таким образом педагогика имеет все признаки науки, имеет свой предмет исследования, категориальный аппарат и методы исследования.

Педагогика тесно  взаимодействовала со многими науками, которые повлияли на ее становление  и развитие: философией, психологией, биологией, антропологией, медициной, экономическими науками, социологией, политологией и др.

Можно выделить четыре основные формы связи педагогики с другими науками:

1) использование  педагогикой основных идей, теоретических  положений, обобщающих выводов  других наук;

2) творческое  заимствование методов исследований;

3) использование  конкретных результатов исследований  других наук;

4) участие педагогики  в комплексных исследованиях  человека.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские  идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали направление  педагогическому поиску и служили  методологическим основанием педагогики.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Все выдающиеся педагоги считали, что им необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать  механизмы, законы психической деятельности и развития личности и строить  образование, учитывая эти законы.

Проблема соотношения  природных и социальных факторов развития человека – одна из центральных  в педагогике. Она является важнейшей  и для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, задействовала  тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей  знания о человеке в единый теоретический  конструкт, рассматривающий природу  условного человека в его многомерности  и многоликости.

Связь педагогики с медициной привела к появлению  коррекционной педагогики как специальной  отрасли педагогического знания, предметом которой является предоставление образования детям, имеющим приобретенные  или врожденные отклонения в развитии.

Отношения между  педагогикой и экономическими науками  сложны и неоднозначны. Экономическая  политика во все времена была определяющим условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области  знаний. Связь этих наук послужила  обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом  которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также  к числу традиционных, так как  и первая, и вторая озабочены планированием  образования, выявлением основных тенденций  развития тех или иных групп или  слоев населения, закономерностей  социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится  выявить условия и механизмы  установления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности  усвоения политических идей и установок.

  1. Доказать, что человек – семьянин, а семья – основная среда, где воспитывается человек. Структура и функции семьи.

Семья представляет собой малую социальную группу общества, которая основана на супружеском  союзе и родственных связях (муж  и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства  и взаимной моральной ответственности.

Семья является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются  дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается  умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает умение ценить и заботиться о родных и близких  и многое другое.

Сущность семьи  как социального института выражается в ее функциях, регулирующих отношения  между членами семьи (мужем и  женой, родителями и детьми, родителями и прародителями и т.д.). Они  служат укреплению семьи и определению  ее места и роли в социальной структуре  общества. Выделяют следующие функции  современной семьи:

• сексуально-репродуктивную (регулирует сексуальные потребности родителей, рождение детей и, как следствие, воспроизводство населения);

• воспитательно-регулятивную (функция первичной социализации и социального контроля, эффективность  которой зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой - от нравственно-психологического климата в ней);

• хозяйственно-экономическую (охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета и обеспечение нетрудоспособных членов семьи средствами существования);

• эмоционально-коммуникативную (формирование устойчивой коммуникативной среды на основе родственных чувств, культивированию заботы о ближних, гордости за успехи каждого члена семьи и т.д.);

• рекреативно-досуговую (организация рационального досуга и отдыха, создание условий, способствующих улучшению здоровья и продолжительности жизни членов семьи и т.д.).

Под структурой семьи понимается совокупность отношений  между ее членами, включая по мимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому -  деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают  лидирующее положение в развитых странах.

  1. Объяснить сущность процесса обучения, его структуры, цели и содержание.

Обучение, будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом, есть не что  иное, как специфический процесс  познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учебного материала, способствует развитию умственных и  творческих способностей учащихся. Сообщая  обучаемым ту или иную информацию, педагоги придают ей необходимую направленность, формируя параллельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные установки. Поэтому любое обучение имеет воспитывающий характер.

Обучение как  процесс можно рассмотреть с  двух сторон:

1) активное взаимодействие  между учителем и обучаемым,  в результате которого у обучаемого  формируются определенные знания, умения и навыки на основе  его собственной активности;

2) организация  и стимулирование активной учебно-познавательной  деятельности учащихся по овладению  знаниями, умениями и навыками, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Основу обучения составляют:

знания – отражение  сознанием человека объективной  действительности в форме фактов, понятий, законов и т. д.;

умения – возможность  сознательно и самостоятельно выполнять  практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта;

навыки – автоматические, не контролируемые сознанием действия.

Различают сенсорные (умения различать цвета, вкусы, температуры  и т. д.), двигательные (умения бегать, плавать и т. д.), интеллектуальные (способность считать, говорить, общаться и т. д.) и другие навыки. На процесс формирования навыков большое влияние оказывает методика обучения. Однако самым главным является создание у учащихся сознательного интереса к процессу овладения навыками. На формирование навыков оказывает влияние весь предыдущий опыт человека. Каждый навык дает начало системе навыков, которыми владеет человек.

Результатом обучения является образование, в буквальном понимании – формирование образов, законченных представлений о  предметах и явлениях.

Содержание процесса обучения может иметь различную  структуру. Элементы структуры –  это отдельные элементы знания, которые  соединяются между собой различным  образом. Выделяют следующие структуры:

  1. линейная, при которой отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых одно за другим;
  2. концентрическая, предполагающая периодическое возвращение к изучаемому материалу с постепенным расширением его содержания;
  3. спиральная, особенностью которой является постепенное расширение и углубление знаний вокруг исходной проблемы;
  4. смешанная, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

 

При выборе структуры  содержания обучения учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемого материала, индивидуальные особенности учащихся.

Под содержанием  обучения понимается определенная информация, которая используется в процессе обучения. Содержание обучения включает в себя четыре основных элемента: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного  отношения к действительности. Вся  совокупность учебной информации определяется социальным заказом системе образования  со стороны личности, общества и  государства и адаптируется, приспосабливается  к условиям данной образовательной  системы. Каждая историческая эпоха, вырабатывая  свою культуру, создавая свойственные ей педагогические теории, соответствующим  образом перестраивает содержание обучения.

Основными документами, определяющими содержание обучения в современных образовательных  системах, являются стандарты, учебные  планы, программы и учебники.

Содержание общего образования дает человеку возможность  участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую  позицию, его отношение к миру и понимание своего места в нем.

Содержание специального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.

При определении  содержания обучения обращается внимание на выполнение следующих основных требований, предъявляемых к этому важнейшему компоненту процесса обучения:

1. дидактическая  обработка учебного материала,  его адаптация, приспособление  к условиям обучения, реальному  бюджету времени. 

2. психологизация содержания обучения предполагает, что при отборе учебной информации для ее эффективного усвоения обязательно нужно учитывать психологические особенности обучаемых, их возрастные характеристики и уровень подготовки.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"