Личностно-социальное развитие детей с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение.… Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения, общения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 146.51 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение.… Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения, общения. [32]

Дошкольный и младший школьный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сенситивный период развития. [19]

Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. У детей, имеющих речевые нарушения, отмечаются проблемы не только в речевом развитии, но и в развитии личности ребенка и его социальной адаптации.[6]

Личностные особенности детей с нарушенным речевым развитием недостаточно изучены. Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей личностного развития при речевых нарушениях, можно назвать работы В.М. Шкловского, В.И. Селиверстова, Л.А. Зайцевой, Л.А. Волковой и некоторых других. А ведь именно в этом возрасте закладываются основные личностные характеристика. Особенно актуально изучить личностные особенности у дошкольников с речевыми нарушениями, сформулировать рекомендации для гармоничного личностного развития ребенка с нарушениями в формировании речи.

Объект исследования: развитие личности ребенка.

Предмет исследования: особенности личностно – социального развития у дошкольников с нарушениями речи.

Цель исследования: исследовать особенности личностно - социального развития старших дошкольников с речевыми нарушениями.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать особенности личностно-социального развития у дошкольников с нормальным речевым развитием;
  2. Описать развитие речи в старшем дошкольном возрасте и его значение в социальном и личностном становлении ребенка;
  3. Изучить особенности развития речи у дошкольников с речевыми нарушениями;
  4. Исследовать особенности развития речи у дошкольников с речевыми нарушениями по сравнению с дошкольниками, имеющими нормальное речевое развитие.

Гипотеза исследования: мы предположили, что старшие дошкольники с нормальным речевым развитием и речевыми нарушениями имеют значимые различия в основных личностно-социальных характеристиках, в частности, уровне тревожности, самооценке.

Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические: педагогический эксперимент, опрос.

Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 14 «Малышок» г.Гая Оренбургской области.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

 

    1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Ведущую роль в формировании самосознания дошкольника играет внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная формы общения со взрослым, а также интенсивное развитие общения со сверстниками. Общение становится той сферой действительности, аккумулирующей все психические функции ребенка: его внимание, восприятие, память, мышление, эмоции. Психика и личность ребенка приобретает именно те качества, которые необходимы ему для обеспечения общения со взрослыми и сверстниками. В самосознании появляются те свойства, которые отражают роль и место ребенка в общении и позволяют регулировать его. Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «не существует» я «вне отношения к ты», и «не существует самосознания без осознания другого человека как самостоятельного субъекта» [26]. Дошкольник в процессе общения получает от других значительное количество регулирующих воздействий: оценок, замечаний, одобрений. Впоследствии сам начинает выражать их партнерам. Так у ребенка накапливается информация о том, что ему удалось лучше, что вызвало одобрение, а что - наоборот - делать не стоит. Все более четкими и объемными становятся представления о себе, в частности о своих возможностях. Если в раннем возрасте самоотношение ребенка было преимущественно положительным и негибким в различных ситуациях, то у дошкольника оно все больше зависит от конкретных успехов в деятельности и меняется чаще. В 3-4 года ребенок только начинает выделять некоторые умения, личностные и познавательные черты, так завышает свои возможности в достижении результата, почти не умеет находить ошибки по сравнению с образцом. Стремление взрослого привлечь внимание малыша к его недостаткам воспринимается последним отрицательно как обобщенная личностная оценка со значением «плохой». При развитии опыта общения ребенок в 5 лет знает о своих умениях, имеет некоторое представление о познавательных возможностях, личностных чертах, адекватно реагирует на успех и неудачу. В 6-7 лет дошкольник осознает свои физические, личностные и интеллектуальные способности, оценивает их относительно правильно [5].

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком себя, возникновение к концу дошкольного возраста «личностного сознания» (Д.Б. Эльконин).

Взрослые с самого раннего возраста окружающие ребенка своей любовью и заботой, радуются успехам малыша и огорчаются его неудачами.

Вследствие этого ребенок понимает свою значимость для близких взрослых, прочные взаимосвязи и взаимозависимость с ними. Постепенно на основе преувеличенно положительных оценок взрослых у ребенка возникает идеализированный самообраз, который еще недостаточно отграничен от «Я-реального». Противоречия между ними, при оптимальном варианте развития самосознания становятся источником для самосовершенствования, этот процесс в дошкольном возрасте только зарождаются. Усиление противоречия наблюдается в случае расхождения в оценках взрослых поведения ребенка: мама дома хвалит за то, что осуждает воспитатель в саду. Такие дети имеют отчетливо идеализированный самообраз (С.П. Тищенко), несоответствие которого реальному поведению ребенка компенсируется за счет стабильно положительного самоотношения [34].

На основе знаний и мыслей о себе у дошкольника развивается сложный компонент самосознания - самооценка. Она во многом зависит от того, как ребенка оценивает взрослый. Чем точнее и аргументировано оценочная действие взрослого, тем благоприятнее условия формирования самооценки. Оценка взрослого ребенка должна играть стимулирующую роль, мобилизовать усилия ребенка на получение результата. Заниженные оценки взрослых имеют самые негативные последствия, снижают самостоятельность и инициативность ребенка. Впоследствии сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в определенной степени противостоять им в случае тормозного их влияния на развитие личности. Старшие дошкольники самостоятельно умеют анализировать результаты своих действий, отделяют себя от оценки другого [7].

Общение со сверстниками начинает играть все более весомую роль в процессе развития самосознания дошкольника. В раннем возрасте ребенок видел во взрослом прежде всего партнера, теперь - ребенок ориентируется на взрослого как на образец, которого трудно достичь. Позиция взрослого не позволяет ребенку применять для его деятельности оценочных действий. Дети начинают видеть в своих ровесниках партнера, между ними возникает обмен оценками, а на их основе развивается способность видеть себя со стороны, с позиции другого. Растет значимость оценок сверстников. Формирование способности к оценке товарищей опережает и стимулирует формирование самооценки. К ровесникам ребенок требователен и оценивает его более объективно, чем себя. Он находит ошибки и недочеты в работе товарища в то время, как аналогичные ошибки у себя не замечает. К концу дошкольного возраста умения оценивать работу ровесника переносятся на собственную деятельность.[12]

Оценке ровесников подлежат прежде всего те сферы деятельности детей, выполняются ими совместно. Первыми дети учатся отличать те свойства товарищей, от которых зависит успешность их общения и сотрудничества: игровые умения, умение продуктивных видов деятельности, изобретательность, выдумка, способность учитывать предложения товарищей. В оценках сверстников дети учитывают, как они выполняют требования взрослых: не бить никого, слушаться воспитательницу, маму.

На формирование самооценки влияет отношение дошкольника к ровесникам. Выделяют три позиции дошкольника в отношении сверстников.

1. Эгоистичный позиция, которая заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах, в частности игрушках, из-за которых возникают споры и конфликты.

2. Конкурентная позиция  проявляется, когда сверстники интересуют  ребенка только как средство  самоутверждения. Ради одобрения  и поощрения взрослого дошкольник  пытается быть послушным, хорошим, никого не обижать. Оценка других  детей неадекватна, потому играет  роль своеобразного фона, на котором  ребенок стремится показать свои  преимущества.

3. Ребенок с гуманной  позицией положительно относится  к товарищам, хорошо знает их  интересы, настроения и желания, охотно, по собственной инициативе  делится тем, что имеет, помогает  другим не в расчете на похвалу, а потому что получает от  этого радость и удовольствие. Гуманная позиция в отношении  сверстников наиболее благоприятна  для формирования адекватной  самооценки.[13]

На основе опыта оценки товарищей у ребенка формируется самооценка. Характерной для дошкольника является завышенная самооценка, сопровождаемая положительными эмоциями. Преобладание положительных самооценок у детей играет защитную функцию, предохраняя незрелую личность ребенка от разрушительного влияния негативных эмоций.

Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижениях. Это происходит по нескольким причинам (Р.Х. Шакуров). Приписывая себе определенную черту, ребенок ориентируется, прежде всего, на ее обобщенное положительное оценочное значение «хороший», а не на содержание этого качества. Кроме того, дошкольник не может в полной мере разобраться в своей психической жизни и осознать свои качества. Бывает, что потребность в эмоциональной поддержке и одобрении со стороны взрослого настолько обострена, что ребенок приписывает себе те черты, за которые его похвалят [1].

Для самооценки дошкольников свойственна также несамокритичность. Они скорее замечают ошибки и недостатки сверстников, чем собственные. По наблюдениям психологов, самосознания личности, без которого невозможны самокритичность и самоконтроль как сознательные волевые процессы, происходит опосредованно, через познание людей, которые его окружают. Осознание другого человека дается сравнительно легче, чем осознание собственного Я. Поэтому процесс самоосознания личности несколько отстает от способности осознавать и оценивать других. На ранних этапах психического развития ребенка такое отставание довольно заметно. Эта закономерность свойственна разным формам проявления самосознания, прежде самокритичности.

Постепенно у детей возрастает способность мотивировать самооценку, изменяется содержание аргументов. В 4-5 лет аргументом самооценки выступает оценка окружающих, прежде всего, взрослых: «я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В 5-7 лет положительную самооценку дети объясняют с точки зрения наличия у себя нравственных качеств: «я хороший, потому делюсь игрушками с другими». Старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на свои знания и опыт. Вместе даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку (Т. А. Репина).

Выводы о развитии самооценки у дошкольника:

- ведущую роль в формировании самосознания дошкольника играет общение со взрослым, а также интенсивное развитие общения со сверстниками;

- предпосылкой возникновения самооценки является формирование у ребенка представлений о себе на основе информации, поступающей от партнеров по общению;

- ведущую роль в возникновении самооценки играет совместная деятельность и общение с ровесниками;

- самооценка тесно связана с оценкой ребенка взрослым, оценками ребенка по ровеснику и ровесника по отношению к ребенку;

- содержанием взаимооценок и самооценок выступают умения, возможности, свойства детей;

- на протяжении дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, которая служит защитным фактором для незрелой личности ребенка;

- растет объективность, аргументированность, дифференцированность, мотивированность оценок и самооценок.[25]

У старшего дошкольника намечается дифференциация двух аспектов самосознания - самопознание и самоотношение. Образ «Я» включает достаточно сложную систему свойств: внешних, личностных, половых, с отражением их временной динамики. Осложнения образа «Я» происходит в значительной степени благодаря развитию у старшего дошкольника умения понимать себя, осознавать свои внутренние состояния, переживания. Выготский писал: «Подобно тому, как ребенок трех лет открывает свое отношение к другим людям, так семилетка открывает сам факт своих переживаний» [4]. Известный психолог считал эту способность ребенка чрезвычайно важным фактором развития его личности, которая не теряет своего значения и в дальнейшем. На ее основе возникают такие важные личностные качества, как уверенность в себе, тревожность, обидчивость, удовлетворенность собой.

У детей возникает осознание себя во времени, во временной перспективе. Ребенок сначала живет только настоящим, но впоследствии учится соотносить прошлое - настоящее - будущее. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого.

Информация о работе Личностно-социальное развитие детей с нарушением речи