Личность как предмет
воспитания, внешние и внутренние
факторы ее развития
План
1. О разработке в
педагогике проблемы развития
и воспитания личности.Понятия: личность,
ее развитие и
формирование.
2. Анализ преформистских
теорий развития личности.
3. Идеи прогрессивных
мыслителей прошлого о развитии
личности.
4. Научная трактовка
проблемы об основных факторах
развития личности.
5. Роль активности
самой личности в собственном
развитии. Внешние и внутренние
факторы развития личности. Понятие
о саморазвитии личности и
персонификации воспитания.
1. О разработке
в педагогике проблемы развития
и воспитания личности. Понятия:
личность,
ее развитие и
формирование.
Как показано
в предыдущей главе, основной
целью воспитания является формирование
личности, ее всестороннее и гармоничное
развитие. Отдельные же авторы, как
бы забывая об этом, пытаются
особо подчеркнуть, что воспитание
в современных условиях должно
носить личностно ориентированный
характер. Подобное подчеркивание
лишено какого-либо научного смысла,
ибо и предметом педагогики, и
целью воспитания является их
направленность на личностное
развитие учащихся и, следовательно,
не личностно ориентированным
оно быть не может . Другое дело,
что в этом отношении оно должно отличаться
высокой эффективностью и педагогической
действенностью. Здесь, естественно, вопросы
есть. Для их успешного решения необходимо
знать, что же такое личность как предмет
воспитания, как происходит ее развитие
и какими должны быть теоретические и
методические подходы к ее формированию
.
Проблемы развития
личности активно разрабатываются
из философии, общей и социальной
психологии и других науках. Но
это не исключало и не исключает
необходимости исследования ее
в педагогике и, в частности,
при освещении ее основного
предмета, который касается взаимоотношений
между развитием личности и
воспитанием. Вот почему педагогические
аспекты формирования личности так
или иначе находят свое отражение как
в классической, так и в современной педагогике.
Немало глубоких мыслей по этим вопросам
содержится в трудах Я.А. Коменского, А.
Дистервсга, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского,
А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.
Существенное
значение для педагогики имеет
прежде всего уяснение самого понятия
личность. В самом деле, что такое личность
и в каком соотношении находится это понятие
с родственным ему понятием человек. Попытаемся
подойти к раскрытию этих вопросов генетическим
путем.
В общем развитии
человека обычно наблюдаются
дне взаимосвязанные линии - биологическая
и социальная. Эти две линии
хорошо прослеживаются, если обратиться
к процессу развития человека
с момента его появления на
свет. Когда рождается ребенок,
то говорят, что родился человек
как биологическое существо, но
отнюдь нельзя сказать, что
родилась личность. Развитие биологических
задатков и свойств характеризует
процесс функционального созревания
и формирования человека и
в дальнейшем. У него развивается
скелет, мускулатура, а также внутренние
органы и системы. Процесс биологического
созревания и изменения человека
проявляется в возрастных этапах
его развития и поведения и
находит свое выражение и специфических
биологических чертах детства,
отрочества, возмужалости и старости.
Однако процесс
биологического развития человека
такимм образом сочетается с приобретением
значительного количества социальных
свойств и качеств, которые характеризуют
его как общественное существо. Например,
с полуторамесячного возраста ребенок
начинает улыбаться при виде близких людей,
потом овладевает речью, приобретает способность
к прямохождению, усваивает навыки и привычки
обращения с вещами и предметами, а также
поведения в семье и на улице, начинает
выполнять те или иные трудовые обязанности.
В дальнейшем он обогащает себя знаниями,
усваивает моральные нормы и правила,
учится следовать моде, развивает способность
к более успешному выполнению той или
иной работы и т.д. При этом характерно,
что речь и разнообразные навыки и привычки
поведения и трудовой деятельности, которые
вырабатываются у детей одной и той же
национальности, но живущих в различных
социальных и бытовых условиях, бывают
различными. Это показывает, что названные
социальные свойства и качества не являются
врожденными, а формируются у человека
прижизненно.
Таким образом,
будучи биологическим существом,
человек в процессе своей жизнедеятельности
вырабатывает и развивает в
себе множество социальных свойств
и качеств, которые характеризуют
его общественную сущность. Вот
почему он рассматривается в
науке как биосоциальное существо,
как субъект, т.е. действующее лицо исторической
деятельности и познания. Следовательно,
понятие человек синтезирует (объединяет)
в себе как его биологические, так и социальные
(общественные) свойства и качества.
Понятие же
личность включает в себя только
социальные свойства и качества
человека, к которым, как показано
выше, относятся речь. сознание, различные
привычки и т.д. и которые делают его общественным
существом. Биологическая характеристика
человека в данное понятие не входит. Вот
почему в философии отмечается, что сущность
личности составляет не ее борода, не ее
кровь, не ее абстрактная физическая природа
как таковая, а ее социальное качество.
Свойство быть личностью связано не с
физическим бытием человека, а с его общественными
качествами. Это позволяет сделать вывод:
понятие "личность" характеризует
общественную сущность человека и обозначает
совокупность его социальных свойств
и качеств, которые он вырабатывает у себя
прижизненно.
Так как личностные
качества формируются прижизненно,
то вполне понятно, что у
одних людей они могут быть
выражены более ярко, у других
- слабее. Встает вопрос: по каким же
критериям можно судить о мере личностного
развития человека?
Психолог С.Л.
Рубинштейн писал, что личность
характеризуется таким уровнем
психического развития, который
позволяет ей сознательно управлять
собственным поведением и деятельностью.
Вот почему способность обдумывать
свои поступки и отвечать за
них, способность к автономной
деятельности есть существенный
признак личности.
Известный философ
В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик
личности относил: 1) разумность, 2) ответственность,
3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.
Существенной
характеристикой личностности человека
является также ее общественная активность
и принципиальность, прочность нравственных
взглядов и убеждений. Сюда, в частности,
относится активность в труде, в отстаивании
своих идеологических и моральных принципов
и т.д.
Выделяя критерии
личностности, В.П. Тугаринов связывал
это понятие также с возрастной и психической
зрелостью человека. С этой точки зрения
не является личностью младенец, который
не достиг определенного психического
развития, а также психически больной
человек, который не в состоянии проявлять
сознательность в поведении.
Личность тем
более значительна, чем больше
отражает она в своих качествах
и деятельности тенденции общественного
прогресса, чем ярче и специфичнее
выражены в ней социальные
черты и качества, в какой мере
ее деятельность носит своеобразно-творческий
характер. В этом смысле характеристика
понятий человек и личность
дополняется понятием индивидуальность.
Индивидуальность
характеризует непохожесть и
отличие одного человека от
другого, одной личности от
другой. Индивидуальность, как правило,
выделяется особыми чертами характера
и темперамента (например, уравновешенно-волевой
и целеустремленный человек), своеобразием
творческой деятельности и способностей.
Так, рабочий может отличаться
от своих собратьев по труду
особой старательностью, рационализаторским
подходом к делу. В такой же
мере индивидуальность учителя
может выражаться в его глубокой
эрудиции, широте педагогических
взглядов, особой манере подхода
к детям, творческом устремлении,
характеризующем учебно-воспитательную
работу, и т.д. Иначе говоря, понятие
индивидуальность включает в
себя то особенное, чем отличается один
человек от другого, одна личность от другой,
что придает ей своеобразную красоту и
неповторимость и обусловливает специфический
стиль ее деятельности и поведения.
Для полноты
характеристики человека как
общественного существа нельзя
обойти также понятие индивид.
Слово это латинского происхождения
и в переводе на русский
язык означает единичность. Как
понятие оно обозначает отдельного
представителя человеческого рода
безотносительно к его качествам.
Такова сущность
понятия личность и связанных
с ним родственных научных
категорий. Но поскольку, как
показано выше, личностные качества
развиваются и формируются прижизненно,
для педагогики важное значение
имеет раскрытие понятий развитие и формирование
Развитие прежде
всего означает процесс количественных
изменений в свойствах и качествах человека.
Родившись, он растет физически, отмечается
увеличение его отдельных органов и систем.
У него появляется речь, обогащается его
словарный запас. Он овладевает множеством
социально-бытовых и моральных умений,
трудовых навыков и привычек. Все это необходимо
иметь в виду, когда речь идет о развитии
личности и человека.
Однако главными
в развитии человека являются
изменения качественные. Так, обогащение
речевой деятельности влечет
за собой повышение и совершенствование
познавательных способностей человека,
развитие логического мышления
и памяти. Разрозненные мнения
и взгляды на жизнь постепенно
приобретают определенную систему
и способствуют формированию
мировоззрения. Реактивные формы
поведения все более и более
уступают место активно-преобразующей
деятельности. Повышается способность
к самостоятельности и управлению
собственным поведением. Все эти
- количественные и качественные
- изменения и характеризуют процесс
развития человека. Значит, под развитием
следует понимать взаимосвязанный
процесс количественных и качественных
изменений, которые происходят
в анатомо-физиологическом созревании
человека, в совершенствовании его
нервной системы и психики,
а также его познавательной
и творческой деятельности, в
обогащении его мировоззрения,
нравственности, общественно-политических
взглядов и убеждений.
Формирование
же выступает как результат
развития личности и обозначает
ее становление, приобретение
совокупности устойчивых свойств
и качеств. Формировать - значит
"придавать форму чему-нибудь...
устойчивость, законченность, определенный
тип" .
Детализируя психологическое
содержание понятий развитие
и формирование личности применительно
к детскому возрасту, Л.И. Божович
писала:"Это, во-первых, развитие познавательной
сферы... школьника... Во-вторых, формирование
нового уровня аффективно-потребностной
сферы ребенка, позволяющего ему действовать
не непосредственно, а руководствуясь
сознательно поставленными целями, нравственными
требованиями и чувствами. В-третьих, возникновение
относительно устойчивых форм поведения
и деятельности, составляющих основу формирования
его характера, И, наконец, развитие общественной
направленности... школьника, т.е. обращенности
к коллективу сверстников, усвоение тех
нравственных требований, которые они
ему предъявляют" .
Однако для
педагогики, как и для других
наук о человеке, кардинальным
является вопрос о том, как
происходит его личностное развитие,
каковы источники и факторы
этого развития. По-разному отвечают
на эти вопросы представители
различных методологических направлений
в науке.
2. Анализ преформистских
теорий развития личности.
В истории науки
широкое распространение получили
так называемые префсфмистские (от
лат. praeforma - заранее образую) идеи о развитии
личности. Общее, что объединяет различных
представителей этого течения, которое
ведет свое начало с древних времен, заключается
в том, что они исходят из идеи о том, будто
бы человек как личность формируется по
какой-то изначально заложенной в нем
"программе" и что заложенные в этой
"программе" свойства и качества
развертываются в нем спонтанно (самопроизвольно).
Что же касается социальных условий и
воспитания, то, хотя их влияние на развитие
личности не отрицается, им все же отводится
вспомогательная роль, главное же в этом
процессе якобы зависит от "внутренней
программы". Более того, некоторые из
них, в частности, философы-богословы и
экзистенциалисты, утверждают, что общество
с его катаклизмами и социальными потрясениями
действует на личность разлагающе и что
только в отрыве от него человек может
достичь своего совершенства. Что же касается
"внутренней программы" развития
личности, то она связывается или с божественным
предопределением человека, или с его
биологической природой. Первой точки
зрения придерживались философы-богословы,
к какой бы религии они ни принадлежали.
По их мнению, только в вере и приобщении
к религии человек может достичь своего
совершенства. Разумеется, о каком-нибудь
научном обосновании здесь говорить не
приходится.
Второе течение
в преформизме составляют биологизаторские
идеи развития личности. Авторы их стали
ссылаться на открытый в 1862 г. немецкими
биологами Эрнстом Геккелем (1834-1919) и Фрицем
Мюллером (1821-1897) биогенетический закон:
онтогенез (онто- один, генезис - развитие)
повторяет филогенез (фило - много, генезис
- развитие), т.е. развитие человека повторяет
все стадии биологического развития предков.
Опираясь на данный закон, представители
этого течения пытались доказывать, что
человек не только в споем биологическом
развитии, но и в личностном формировании
повторяет все те стадии, которые люди
прошли в процессе своей социальной и
духовной эволюции.
Подобной точки
зрения, в частности, придерживался
французский социолог Шарль Летурно.
Такие нравственные пороки, как воровство,
убийства, поджоги, пьянство и так далее,
он относил к явлениям атавизма (atavi - предок),
т.е. к врожденным и непреоборимым наклонностям,
связанным с влиянием инстинктов предков,
для которых указанные действия составляли
обычный образ жизни. И хотя, отмечал Летурно,
современная цивилизация подобные деяния
квалифицирует как аморальные и преступные,
они с неумолимой силой проявляют свою
живучесть как наследственное предрасположение.
Относя мораль к врожденным свойствам,
он считал, что человек постоянно находится
во власти "психических остатков"
прошлого и может проявлять рецидивы всех
видов нравственности. Воспитание же,
по его мнению, здесь якобы бессильно что-либо
изменить.